3.2 Оператор стиральных машин [15,41,48,55].

2.1. Общие положения для профориентации.

Область профессиональной деятельности - выполнение работ по стирке вручную и в стиральных машинах.

Объекты профессиональной деятельности:

  • столовое и постельное белье, одежда из разных видов тканей,
  • предметы для ручной стирки, сушилки для белья (настенные, напольные, потолочные), стиральные и сушильные машины,
  • моющие, дезинфицирующие и чистящие средства,
  • технологические процессы стирки вручную и в стиральных машинах.

Требования к результатам предпрофессионального обучения:

  • понимание сущности и значимости профессии «оператор стиральных машин», проявление устойчивого интереса,
  • организация собственной деятельности,исходя из цели и способов достижения ожидаемых результатов,
  • организация собственной деятельности с соблюдением правил санитарии и гигиены, техники безопасности,
  • осуществление контроля и коррекции собственной деятельности, оценка результатов деятельности,
  • работа в команде, общение со сверстниками, руководством в уважительной и вежливой форме,
  • владение трудовыми действиями: сортировка белья и одежды для стирки вручную и в стиральной машине, стирка белья и одежды вручную, стирка белья и одежды в стиральной машине, сушка белья и одежды в сушильной машине, вывешивание белья на просушивание, уход за предметами для ручной стирки, стиральными и сушильными машинами.

 

  • Профильные виды деятельности.

2.2.1. Знания, необходимые для выполнения трудовых действий.

  • знание назначения, устройства и правил эксплуатации стиральных и сушильных машин,
  • знание типов тканей (лен, хлопок, шерсть, шелк), из свойств, ассортимента белья (постельное белье (простыни, пододеяльники, наволочки), столовое белье (скатерти, салфетки, полотенца), предметы одежды (брюки, шорты, блузки, футболки, майки, трусы, юбки, платья, джемпера и др.),
  • знание назначения моющих, отбеливающих, ополаскивающих средств,
  • определение моющих, отбеливающих, ополаскивающих средств, их дозировка для осуществления процессов стирки вручную и в стиральных машинах,
  • знание технологических процессов стирки и отжима различного белья и одежды,
  • знание правил ухода за стиральным оборудованием,
  • знание требований, предъявляемых к качеству выполняемых работ,
  • знание правил санитарии и личной гигиены, пожарной и технической безопасности.

 

2.2.2. Подготовка к работе с соблюдением правил санитарии и личной

гигиены.

  • подготовка специальной одежды к использованию (халат/фартук, удобная обувь), мытье рук,
  • подготовка стиральных и сушильных машин к использованию,
  • подготовка моющих, отбеливающих, ополаскивающих средств для осуществления планируемых процессов стирки белья и одежды.

 

  • Сортировка белья и одежды:
  • по типу тканей/ по режиму стирки (лен, хлопок, шерсть, шелк),
  • по цвету (белое, светлое, темное, цветное),
  • по степени загрязнения.

 

2.2.4. Стирка белья и одежды вручную.

  • наполнение водой емкостей для стирки и полоскания,
  • добавление в емкость для стирки необходимого количества моющего средства в соответствии с типом ткани,
  • замачивание белья, одежды в емкости для стирки,
  • застирывание белья, одежды (тщательное застирывание загрязненных мест),
  • выжимание белья, одежды и перекладывание в емкость для полоскания
  • полоскание (смена воды по необходимости),
  • выжимание белья, одежды,
  • вывешивание белья, одежды на просушку.

 

2.2.5. Стирка белья и одежды в стиральной машине.

  • размещение белья, одежды в барабане машины,
  • засыпание стирального порошка в отсек для порошка, заливание моющих средств,
  • установка программы стирки и запуск машины,
  • вынимание белья из стиральной машины,
  • вывешивание белья, одежды на просушку/сушка в сушильной машине,
  • складывание высушенного белья в места временного хранения.

 

  • Сушка белья, одежды в сушильной машине.
  • размещение влажного белья, одежды в барабане сушильной машины,
  • установка программы сушки и запуск машины,
  • вынимание белья из сушильной машины,
  • вывешивание белья, одежды для окончательной просушки,
  • складывание высушенного белья в места временного хранения.

 

  • Поддержание порядка на рабочем месте.
  • чистка предметов для ручной стирки,
  • чистка стиральных и сушильных машин,
  • подметание и мытье пола.

 

  • Рекомендации.

Выбор трудовых действий осуществляется с учетом психофизических особенностей подростков. Выполнение трудовых действий доступно при наличии следующих навыков: планирования и осуществления собственной деятельности в соответствии с целью и способами достижения результата, владения приемами стирки вручную и с помощью стиральной машины.

Разнообразие особенностей развития обучающихся с ТМНР требует особого подхода к организации трудовой деятельности.

Обучающимся с нарушением слуха требуется визуальная поддержка при осуществлении технологических процессов. Это может быть жест, визуальная инструкция, образец действия.

Нарушения двигательных функций могут затруднять выполнение обучающимися с ТМНР отдельных трудовых действий, например, застирывание загрязненных мест одежды, выжимание белья.  В таких случаях может потребоваться помощь сопровождающего.

Создание специальных условий позволяет обучающимся с ТМНР выполнять доступные трудовые действия. Для ориентации в помещении для стирки белья необходимо использовать маркировку мест хранения моющих, отбеливающих, ополаскивающих средств, предметов ручной стирки, сушилок для белья. Технологические процессы стирки и сушки белья и одежды осуществляются с использованием наглядно представленных алгоритмов.

При использовании ограничителей (поручней и др.) обучающиеся с нарушением зрения смогут лучше ориентировать в помещении для стирки при выполнении разных трудовых действий. Использование тактильных меток на переключателе программ стиральной и сушильной машин позволит им самостоятельно работать с этим оборудованием.

Если у подростка наблюдается гиперсензитивность к громким и резким звукам, то во время работы стиральной машины в режиме «отжима», сушильной машины могут быть использованы защитные наушники.