3.7. Уборщик служебных помещений [16,17,24].
7.1. Общие положения для профориентации.
Область профессиональной деятельности - выполнение работ по уборке служебных помещений, коридоров, лестниц, туалетных комнат.
Объекты профессиональной деятельности:
- стены, полы, окна, двери, мебель служебных помещений, коридоров, лестниц, туалетных комнат,
- уборочный инвентарь,
- моющие, дезинфицирующие и чистящие средства,
- технологические процессы разных видов уборки и санитарной обработки служебных помещений.
Требования к результатам предпрофессионального обучения:
- понимание сущности и значимости профессии «уборщик служебных помещений», проявление устойчивого интереса,
- организация собственной деятельности,исходя из цели и способов достижения ожидаемых результатов,
- организация собственной деятельности с соблюдением правил санитарии и гигиены, личной гигиены, техники безопасности,
- осуществление контроля и коррекции собственной деятельности, оценка результатов деятельности,
- работа в команде, общение со сверстниками, руководством в уважительной и вежливой форме,
- владение трудовыми действиями: подготовка к выполнению уборочных работ в служебных помещениях, удаление пыли, подметание, влажная уборка вручную и с помощью машин и приспособлений пола, стен, окон, дверных блоков, перил, предметов мебели.
- Профильные виды деятельности.
7.2.1. Знания, необходимые для выполнения трудовых действий.
- знание назначения, устройства и правил эксплуатации предметов уборочного инвентаря (уборочные тележки, швабры, тряпки, щетки, ведра, телескопические швабры и щетки, веники, совки, ершики, губки, мусорные корзины, антистатический собиратель пыли, щетка для пыли с телескопической ручкой, магнитная щетка для мойки окон и др.), клининговое оборудования (пылесосы, моющие пылесосы, полотеры),
- знание назначения моющих, дезинфицирующих и чистящих средств для осуществления уборки,
- определение моющих, дезинфицирующих и чистящих средств, их дозировка для осуществления процесса мойки и чистки,
- знание правил хранения моющих, дезинфицирующих и чистящих средств,
- знание технологических процессов мытья и чистки вручную и с помощью клинингового оборудования,
- знание правил ухода за уборочным инвентарем и клининговым оборудованием,
- знание требований, предъявляемых к качеству выполняемых работ,
- знание правил санитарии и личной гигиены, пожарной и технической безопасности.
7.2.2. Подготовка к работе с соблюдением правил санитарии и личной
гигиены.
- подготовка специальной одежды (халат/фартук, перчатки, головной убор, удобная обувь), мытье рук,
- подготовка уборочного инвентаря и клинингового оборудования
к использованию,
- подготовка моющих, дезинфицирующих и чистящих средств для осуществления планируемых трудовых действий.
7.2.3. Подметание пола.
- определение участка уборки,
- сметание мусора в определенное место,
- заметание мусора на совок,
- высыпание мусора в ведро для мусора.
7.2.4. Уборка пола (коврового покрытия) с помощью пылесоса.
- определение участка уборки,
- подготовка пылесоса к работе (разматывание шнура, насадка съемных деталей, установка мешка для мусора) и установка регулятора мощности,
- включение пылесоса и чистка поверхности пола (коврового покрытия),
- выключение пылесоса и отсоединение съемных деталей,
7.2.5. Уборка пола с помощью полотера.
- определение участка уборки,
- подготовка полотера к работе (установка полировальных падов, мешка для пыли),
- включение полотера и натирание поверхности пола,
- выключение полотера и отсоединение съемных деталей.
7.2.6. Мытье пола с помощью швабры.
- определение участка уборки,
- подметание пола перед мытьем,
- наполнение ведра водой и добавление моющего средства,
- намачивание и отжимание тряпки,
- мытье поверхности пола,
- выливание использованной воды и просушивание тряпки.
7.2.7. Мытье пола (коврового покрытия) с помощью моющего пылесоса.
- определение участка уборки,
- подготовка пылесоса к работе (разматывание шнура, насадка съемных деталей, добавление воды в резервуар) и установка регулятора мощности,
- включение пылесоса и чистка поверхности пола (коврового покрытия),
- выключение пылесоса и отсоединение съемных деталей,
- высушивание поверхности пола (коврового покрытия) с помощью специальной насадки.
7.2.8. Мытье пола с помощью паровой швабры.
- определение участка уборки,
- наливание воды в резервуар и установка регулятора пара,
- включение паровой швабры и мытье пола паром,
- выключение паровой швабры и просушка швабры.
7.2.9. Мытье стен, дверей, перил.
- определение участка уборки,
- наполнение емкости водой и добавление моющего средства,
- мытье стен, дверей, перил тряпками, губками, щетками водой с добавлением моющего средства,
- наливание чистой воды в емкость и протирание поверхностей,
- выливание использованной воды и просушивание тряпок, губок и т.п.
7.2.10. Мытье и чистка мебели.
- вытирание поверхности мебели влажной тряпкой,
- вытирание поверхности мебели сухой тряпкой,
- мытье поверхности мебели (например, столешницы, ножек, боковых стенок стола),
- протирание мягкой мебели влажной тряпкой,
- чистка мягкой мебели с помощью пылесоса.
7.2.11. Мытье окон.
- определение участка уборки,
- наполнение емкости водой и добавление моющего средства,
- мытье и вытирание рамы,
- мытье и вытирание подоконника,
- мытье и вытирание стекла тряпкой или протирание щеткой для мытья стекол,
- выливание использованной воды и просушивание тряпки, щетки,
- нанесение на стекло специального средства для мытья стекол и протирание стекла тряпкой.
7.2.12. Уборка туалетных комнат.
- собирание мусора из урн и вставление новых мусорных пакетов,
- мытье и чистка унитазов и писсуаров (нанесение дезинфицирующих средств на внутреннюю поверхность унитаза/писсуара, чистка унитаза/писсуара спустя некоторое время в соответствии с инструкцией), сливного бачка,
- мытье и чистка раковин, смесителей, кранов, емкостей для мыла, держателей для полотенец,
- мытье стен, дверей, дверных ручек,
- размещение рулонов туалетной бумаги в держатели (настенные, напольные),
- размещение бумажных полотенец в диспенсерах,
- наливание жидкого мыла в диспенсеры,
- наливание дезинфицирующего средства в держатель для ершика,
- мытье пола,
- дезинфекция уборочного инвентаря и размещение в отдельно выделенном шкафу.
7.2.13. Поддержание порядка в помещениях.
- сбор мусора из мусорных корзин и вынос его в контейнеры для мусора
- слежение за работой ламп и светильников в туалетных комнатах,
- своевременная замена рулонов туалетной бумаги и бумажных полотенец в туалетных комнатах, долив жидкого мыла в диспенсеры,
- слежение за чистотой коридоров, лестниц и своевременная уборка.
- Рекомендации.
Выбор трудовых действий осуществляется с учетом психофизических особенностей подростков. Данный трудовой профиль не рекомендован людям с эпилепсией. Выполнение трудовых действий доступно при наличии следующих навыков: планирования и осуществления собственной деятельности в соответствии с целью и способами достижения результата, владения приемами мытья и чистки разных поверхностей.
Разнообразие особенностей развития обучающихся с ТМНР требует особого подхода к организации трудовой деятельности.
Многим обучающимся с ТМНР может потребоваться помощь в планировании собственных действий уборки в большом помещении с мебелью. Наличие алгоритма действий поможет им успешно справиться с организацией собственной деятельности без участия сопровождающего.
Необходимо учитывать особенности слухового восприятия. Например, если у подростка наблюдается гиперсинзетивность к громким и резким звукам, то во время работы пылесоса, полотера могут быть использованы защитные наушники.
Обучающимся с ТМНР, имеющим нарушения эмоционально-волевой сферы, при наличии проблемного поведения может потребоваться сопровождение при мытье стекол, зеркал.
Обучающимся с нарушением слуха требуется визуальная поддержка при осуществлении технологических процессов. Это может быть жест, визуальная инструкция, образец действия.
Обучающимся, которые испытывают трудности с удержанием равновесия, потребуется помощь сопровождающего при мытье лестниц. Использование швабр с регулируемыми ручками, магнитных щеток для мытья окон, уборочных наборов, содержащих приспособления для отжима тряпки, беспроводных пылесосов помогут обучающимися с нарушениями двигательных функций выполнять определенные трудовые действия без участия сопровождающего.
Создание специальных условий позволяет обучающимся с ТМНР выполнять доступные трудовые действия. В помещении, где находятся моющие и дезинфицирующие средства, уборочный инвентарь и клининговое оборудование используют маркировку мест хранения, которая помогает ориентироваться в помещении и находить нужные материалы. Для работы с дезинфицирующими средствами должны быть предусмотрены средства индивидуальной защиты (защитные очки, респираторы).
Технологические процессы разных видов уборки осуществляются с использованием наглядно представленных алгоритмов.
Для выполнения трудовых действий обучающимися с ТМНР могут использоваться щетки и совки (для уборки мусора) с длинными ручками, дополнительные насадки для предметов уборочного инвентаря, содержащих ручки, с целью корректировки их толщины и формы.