3.8. Дворник [13,48,70].

8.1. Общие положения для профориентации.

Область профессиональной деятельности - выполнение работ по сезонной уборке закрепленной территории.

Объекты профессиональной деятельности:

  • дорожки, тротуары, детские площадки, урны, лестницы у зданий, крыши и навесы зданий, площадки для мусорных контейнеров, дождеприемные решетки, стоки для слива дождевой воды, зеленые насаждения на территории,
  • уборочный инвентарь,
  • противогололедные материалы, дезинфицирующие средства,
  • технологические процессы сезонной уборки закрепленной территории.

Требования к результатам предпрофессионального обучения:

  • понимание сущности и значимости профессии «дворник», проявление устойчивого интереса,
  • организация собственной деятельности,исходя из цели и способов достижения ожидаемых результатов,
  • организация собственной деятельности с соблюдением правил санитарии и гигиены, личной гигиены, техники безопасности,
  • осуществление контроля и коррекции собственной деятельности, оценка результатов деятельности,
  • работа в команде, общение со сверстниками, руководством в уважительной и вежливой форме,
  • владение трудовыми действиями: подметание дорожек, тротуара, детских площадок, увлажнение тротуаров и детских площадок от пыли; очистка и дезинфекция урн, сбор, транспортировка и загрузка мусора в мусорные контейнеры; уборка снега и наледи на дорожках, тротуаре, крышках канализационных люков, удаление сосулек с крыши, навесов здания, обрабатывает противогололедными материалами зоны движения пешеходов; покос травы на закрепленной территории, осмотр и очистка дождеприемных решеток, стоков для слива дождевой воды в приемные колодцы.

 

  • Профильные виды деятельности.

8.2.1. Знания, необходимые для выполнения трудовых действий.

  • знание назначения и правил эксплуатации предметов уборочного инвентаря (метлы, ведра, грабли, шланги, тележки, совковые и снеговые лопаты, лом, мешки для мусора, щетки для чистки урн, механизм для посыпки песка, пылесос садовый, телескопические штанги для сбивания сосулек, снегоуборочная машина),
  • знание назначения дезинфицирующих средств и противогололедных материалов,
  • знание технологических процессов сезонной уборки территории,
  • знание правил ухода за уборочным инвентарем, оборудованием,
  • знание требований, предъявляемых к качеству выполняемых работ,
  • знание правил санитарии и личной гигиены, технической безопасности.

 

8.2.2. Подготовка к работе с соблюдением правил санитарии и личной

гигиены.

  • подготовка специальной одежды (халат, фартук, перчатки, головной убор, удобная обувь), мытье рук,
  • подготовка сезонного уборочного инвентаря и оборудования

к использованию,

  • подготовка дезинфицирующих средств и противогололедных материалов для осуществления планируемых трудовых действий.

 

8.2.3. Уборка закрепленной территории в весенне-осенний период года.

  • подметание дорожек, тротуара, детских площадок (подготовка уборочного инвентаря, определение участка уборки, сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совковую лопату, перемещение мусора в ведро (мешок) для мусора / сдувание листьев с помощью садового пылесоса),
  • сбор листьев, мусора на территории, транспортировка и загрузка мусора в мусорные контейнеры,
  • очистка и дезинфекция урн (освобождение урн от мусора, обработка урн дезинфицирующим раствором вручную, ополаскивание урн с помощью шланга),
  • осмотр и очистка дождеприемных решеток, стоков для слива дождевой воды.

 

8.2.4. Уборка закрепленной территории в летний период года.

  • подметание дорожек, тротуара, детских площадок (подготовка уборочного инвентаря, определение участка уборки, сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совковую лопату, перемещение мусора в ведро (мешок) для мусора,
  • сбор мусора на территории, транспортировка и загрузка мусора в мусорные контейнеры,
  • очистка и дезинфекция урн (освобождение урн от мусора, обработка урн дезинфицирующим раствором вручную, ополаскивание урн),
  • осмотр и очистка дождеприемных решеток, стоков для слива дождевой воды,
  • увлажнение тротуаров и детских площадок от пыли (поливание водой из шланга).

 

8.2.5. Уборка закрепленной территории в зимний период года.

  • подметание дорожек, тротуара, детских площадок (подготовка уборочного инвентаря, определение участка уборки, сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совковую лопату, перемещение мусора в ведро (мешок) для мусора,
  • сбор мусора на территории, транспортировка и загрузка мусора в мусорные контейнеры,
  • очистка и дезинфекция урн (освобождение урн от мусора, обработка урн дезинфицирующим раствором вручную, ополаскивание урн с помощью шланга),
  • уборка снега (определение участка уборки, сгребание снега снеговой лопатой или скребком, перебрасывание снега за пределы очищаемой территории / уборка снега снегоуборочной машиной),
  • уборка наледи на дорожках, тротуаре, крышках канализационных люков (разбивание льда ломом, сгребание осколков льда в определенное место, посыпание противогололедным материалом),
  • удаление сосулек с крыши, навесов здания (сбивание сосулек телескопической штангой, сгребание сосулек в безопасное место),
  • обработка зоны движения пешеходов противогололедными материалами (посыпание вручную противогололедным материалом, использование механизма для посыпки песка).

 

8.2.6. Поддержание порядка в служебном помещении.

  • уход за уборочным инвентарем (мытье, протирание и сушка предметов уборочного инвентаря),
  • уход за уборочным оборудованием (чистка механизма для посыпки песка, чистка снегоуборочной машины, протирание оборудования),
  • подметание и мытье пола.

 

  • Рекомендации.

Выбор трудовых действий осуществляется с учетом психофизических особенностей подростков. Выполнение трудовых действий доступно при наличии следующих навыков: планирования и осуществления собственной деятельности в соответствии с целью и способами достижения результата, владения приемами сезонной уборки территории.

Разнообразие особенностей развития обучающихся с ТМНР требует особого подхода к организации трудовой деятельности.

Необходимо учитывать особенности слухового восприятия. Например, если у подростка наблюдается гиперсинзетивность к громким и резким звукам, то во время работы садового пылесоса, снегоуборочной машины должны быть использованы защитные наушники.

Нарушения двигательных функций, эмоционально-волевой сферы могут затруднять выполнение обучающимися с ТМНР отдельных трудовых действий, в первую очередь, в зимний период года, когда предстоит уборка наледи на дорожках, тротуаре, крышках канализационных люков, сбивание сосулек, сгребание снега. В таких случаях потребуется участие сопровождающего.

Обучающимся с нарушением слуха требуется визуальная поддержка при осуществлении технологических процессов. Это может быть жест, визуальная инструкция, образец действия.

Создание специальных условий позволяет обучающимся с ТМНР выполнять доступные трудовые действия. Технологические процессы уборки территории осуществляются с использованием наглядно представленных алгоритмов.

Уборочный инвентарь может предусматривать дополнительные насадки на ручки метел, лопат, граблей и т.п. для удобства их удерживания. Телескопическая штанга для сбивания сосулек позволит выполнять трудовые действия, не поднимаясь на крышу и без использования стремянки. Для сбора и транспортировки мусора в контейнеры могут использоваться тележки дворника, с укрепленными на них мешками мусора. Если обучающийся с ТМНР испытывает трудности при подметании листьев, рабочий процесс может быть облегчен. В этом случае используют садовый пылесос.