1.3. Организация и проведение оценочной деятельности в условиях школы и в условиях надомного обучения обучающихся с умственной отсталостью.  

1.3.1. Аттестации обучающихся с умственной отсталостью, осваивающих адаптированную программу в условиях образовательной организации.

Аттестация (оценочная деятельность образовательной организации) в системе оценки достижений планируемых результатов освоения программного материала организуется в течение всего процесса обучения и может иметь текущее и промежуточное, а также итоговое оценивание знаний и умений, обучающихся по всем предметным областям.

В первом классе оценочная деятельность организуется в виде мониторинга за динамикой продвижения обучающихся в ходе овладения программным материалом без ограничений для учителя в использовании примерных аттестационных материалов для текущего наблюдения за динамикой знаний, умений и навыков, которыми овладевают обучающиеся в соответствии с материалом программы по всем учебным предметам 1 класса.

В следующих классах текущей аттестации (декабрь месяц) предшествует входящая педагогическая диагностика, направленная на выявление начального уровня имеющихся у учеников знаний, умений, базовых учебных действий в каждой образовательной области и достижений в личностном развитии. Педагогическая диагностика, как правило, проводится в начале учебного года (в первые две недели сентября) по методике промежуточной аттестации (прошлого класса), которая проводилась в мае месяце.

При подготовке обучающихся к аттестации учителя (учитель класса, учитель музыки, учитель физкультуры) планируют расписание таким образом, чтобы в последние две недели месяца в аттестационные уроки были включены все учебные предметы с соблюдением общешкольного графика текущих (контрольных) мероприятий.

Процедура аттестации проводится учителем в ходе текущих уроков, во время которых обучающиеся выполняют конкретные (не более 2-х) задания (устные, письменные, практические/ действенные задания) по каждому из   учебных предметов.

Оценка отражает, с одной стороны, процесс продвижения ребенка в личностном развитии, с другой - уровень знаний, умений и навыков в конкретной предметной области, достигнутый в динамике обучения по соответствующему варианту адаптированной программы (АООП).

Содержательным ориентиром разработки системы оценки достижений обучающихся в освоении АООП является представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.

Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся имеет определяющее значение для оценки качества образования.

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

В целях изучения индивидуальной динамики достижений в освоении адаптированных основных общеобразовательных программ с указанием ориентиров, ожидаемых результатов обучения для разных типологических групп, обучающихся с умственной отсталостью (1-4 классы) используются разнообразные методы наблюдения, педагогическое обследование, включающее в себя помощь учителя, анализ действий и ответов ребенка.

Метод наблюдения применяется учителями (учителем класса, учителем физкультуры, учителем музыки) в ходе выполнения обучающимися аттестационных заданий.

Педагогическое обследование (помощь учителя, анализ действий и ответов обучающегося:

- выполнение определенных заданий по учебным предметам для оценки динамики в освоении   предметных знаний;

- оценка открытых ответов (как устных, так и письменных) по учебным предметам;

- оказание   помощи ученику, в тех случаях, когда ученик не справился самостоятельно с заданием: учитель оказывает дозированную помощь в виде наводящих вопросов, подсказки, показа образца или действия. Чем выше уровень овладения обучающимся программным материалом, тем меньше помощи ему требуется.

Оценка в рамках овладения программным материалом представлена разными видами контроля: текущим и промежуточным.

В процессе текущего и промежуточного контроля оценки знаний, умений и навыков обучающихся фиксируются такие важные личностные качества, как положительное отношение к учебным заданиям, ответственность, эмоционально-положительный настрой на принятие помощи учителя, а также самостоятельность при выполнении или выборе конкретного решения и выбор способа выполнения задания (по инструкции, по образцу, совместными действиями).

Положительная динамика личностных и предметных достижений на основе данных промежуточных оцениваний знаний, умений и навыков в процессе обучения свидетельствует об эффективности качества образования.