Сенсорное развитие детей второго года жизни с нарушением слуха

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

На втором году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение.

Основные задачи в сенсорном воспитании детей второго года жизни: научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Краткое содержание игр для детей второго года жизни:

  • учить ребенка выполнять разнообразные действия с предметами: перекладывать шарики по одному в коробку, ведерко, скатывать их по желобку; раскладывать и собирать цветные колпачки; нанизывать на стержень 3-5 одинаковых колец и снимать их; вкладывать в друг друга полые предметы – меньший в больший;
  • группировать однородные, а позже и разнородные предметы по величине: большой – маленький, большой – поменьше – маленький (кубики, кольца, шарики, игрушки, вкладыши круглой, квадратной, треугольной формы, больших и маленьких размеров, вкладывающиеся в прорези);
  • группировать однородные, а позже и разнородные предметы по форме: шары – кубики, призмы – цилиндры и т.п.
  • проталкивать одинаковые по величине геометрические фигуры (шар, яйцо, кубик, кирпичик, призму) в отверстия соответствующей формы (при выборе из 2-3-х);
  • проталкивать большие и маленькие геометрические фигуры и формы в отверстия соответствующей формы и величины (при выборе их 2-х);
  • группировать однородные предметы, резко отличающиеся по цвету (красные – синие, желтые – зеленые, зеленые – желтые и т.п.).
  • соотносить парные картинки и предметы, а также предметы с разными картинками;
  • собирать игрушки из 2-х частей (матрешки, бочонки), собирать трехместную матрешку;
  • вкладывать друг в друга в соответствие с размером 2-3 куба, цилиндра, конуса, строить из них башню;
  • собирать пирамиды разного цвета с одинаковыми по размеру кольцами;
  • собирать пирамиду одного цвета из 2-3-х уменьшающихся колец, в дальнейшем из колец разного цвета, убывающих по величине;
  • подбирать к коробкам соответствующие крышки (примерно одинаковой величины, но разной формы – круглой, квадратной, прямоугольной; одинаковой формы, но разной величины – большие, поменьше, маленькие).

Игры – упражнения предложены по степени возрастающей трудности.