Игры-занятия с сюжетными игрушками для детей от 1 года 6 месяцев до 2-х лет

 

Моем кукле руки

Цель: показать ребенку действия, связанные с мытьем рук. Учить запоминать их последовательность. Развивать понимание действий умывания, вытирания. Побуждать к повторению слов, фраз.

Примерный словарь: ляля, вода, мыло, вымой, руки, вытри, возьми, полотенце, ай-яй-яй, фу, вот.

Оборудование: кукла, таз с водой, полотенце, мыло (маленький кусочек), чашка, стул.

Ход игры: Взрослый приносит малышу куклу с запачканными руками. Можно сначала взять эту куклу на прогулку, где она вместе с ребенком «играет» в песочнике. Мама обращает внимание малыша на запачканные руки куклы, делает недовольное лицо и, используя естественные жесты, говорит: «Ваня, у ляли руки грязные. Ай-яй-яй, фу! Давай ей вымоем руки». Ставит тазик с водой, кладет рядом мыло, полотенце. Сначала взрослый подворачивает рукав кукле, и просит ребенка подвернуть другой рукав. Затем взрослый берет чашку, зачерпывает воду из тазика и льет воду на руки кукле. Затем он просит ребенка: «Ваня (имя ребенка), вымой кукле руки. «Где вода?» Взрослый просит малыша показать, где вода. «Да. Вот вода (показывает на воду), вымой кукле руки». Если ребенок бездействует, взрослый помогает ему, используя совместные действия. Взрослый спрашивает: «Где мыло?... Возьми». Давай намылим руки кукле» и взрослый помогает ребенку намылить кукле руки. После этого взрослый снова просит ребенка вымыть руки кукле: «Все! Руки чистые у куклы. Где полотенце?... Возьми. Вытри руки кукле». Если ребенок самостоятельно не берет полотенце, это делает взрослый, говорит: «Вот. Полотенце, вытри руки кукле». После того, как малыш справился с заданием, можно посадить куклу пить чай. Взрослый обращается к кукле: «Ляля, сядь, на чашку, тарелку, ложку», потом понарошку наливает ей в чашку чай, говорит ребенку: «Там чай. Ляля пьет чай». После игры-занятия взрослый дает ребенку куклу и предлагает поиграть с ней.

Усложнение.

В ходе следующей игры вместо настоящего кусочка мыла следует использовать его предмет-заместитель – кубик. Взрослый разводит руками, говорит: «нет мыла» и берет лежащий на стуле кубик, обращаясь к ребенку, говорит – «Вот мыло» и «намыливает» им руки куклы…

 

Покатаем мишку и уложим спать

Цель: познакомить ребенка с несколькими предметно-игровыми действиями с сюжетной игрушкой, формировать подражательные действия, активизировать самостоятельную речь ребенка, побуждать к повторению слов, фраз.

Примерный словарь: привет, будем играть, мишка, машина, идет, (то___п то___п), биби едет, танцует (ля-ля-ля), спит (баю-бай), кровать.

Оборудование: мягкая игрушка - мишка, машина (коляска), детская кроватка с постельными принадлежностями.

Ход игры: взрослый ведет малыша в игровой уголок, говорит ему: «Будем играть» и предлагает выбрать среди разных игрушек мишку «Таня, где мишка? Дай мишку!» Когда малыш возьмет игрушку, взрослый хвалит малыша, говорит: «Умница. Вот мишка. Мишка привет!» взрослый побуждает малыша поздороваться с мишкой. После этого взрослый демонстрирует, как мишка идет: медленно, большими шагами; танцует; катается в машине. Все действия взрослый сопровождает речью, используя при этом естественные жесты – «Мишка идет (то__п, то__п); мишка танцует (ля-ля-ля); мишка едет (биби)». После показа игровых действий взрослый предлагает малышу выполнить их самостоятельно по речевой инструкции, подкрепленной естественными жестами: «Мишка идет (то__п то__п). Мишка танцует (ля-ля-ля). Мишка едет (биби)». Затем взрослый делает грустное лицо, сообщает, что мишка устал, хочет спать: "Мишка устал! Мишка хочет спать" – говорит взрослый и сопровождает слова естественным жестом. – «Таня, где кровать? (ребенок ищет и приносит для мишки кровать). Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Мишка спит. Баю-бай, баю-бай". Петь песенку сначала можно обычным голосом, а потом тихим.

Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.

Например, предложить малышу идти как мишка, танцевать («Иди, как большой /маленький/ мишка». «Танцуй как мишка»). Прежде чем положить мишку спать, ребенок должен найти и принести постельные принадлежности: «Где подушка? Принеси. Где одеяло?... Принеси одеяло».

Игру следует проводить с другими игрушками – зайкой, собакой, кошкой и т.д.

Можно организовать игру с двумя игрушками: двумя мишками – большим и маленьким; с зайкой и мишкой; с куклой и кошкой и т.д.

 

Домик для мишки, кошки и птички

Цель: учить выполнять предметно-игровые действия с сюжетными игрушками, подражая взрослому, активизировать самостоятельную речь ребенка, побуждать к повторению слов, фраз.

Примерный словарь: привет, будем играть, имя ребенка, тут, там, дом, мишка, кошка (мяу), птичка (пи-пи-пи), нет, да, идет (топ-топ-топ), иди, бежит, беги, летит, верно, накорми, ест (ам, ам), пьет, молоко, молодец, ай-яй-яй, фу! плохо, уходи.

Оборудование: сюжетные игрушки: мишка, кошка, птичка, волк; 4-5 больших кубов, 3 мисочки.

Ход игры:

Вариант 1.

 

Взрослый заранее строит дом из больших кубов без крыши на ковре в игровом уголке или ставит его на маленький столик. В домик по условиям игры должны прийти мишка, кошка и прилететь птичка. Взрослый говорит малышу: «Будем играть» и подводит его к домику, используя естественные жесты и выразительные позы, спрашивает: «Что тут?» - «Тут дом. – «Кто в доме живет? Вова (имя ребенка), посмотри, кто в доме?» - Никого нет. Нет». – Взрослый разводит руками в стороны и побуждает ребенка подражать ему. Взрослый обращает внимание ребенка на мишку, который сидит на диване, спрашивает: «Кто там?», поощряет любую попытку назвать игрушку, а если он не называет ее, взрослый называет игрушку за ребенка. Малыш и взрослый здороваются с мишкой, а потом взрослый предлагает малышу взять мишку за одну лапу, а сам берет за другую, и они вместе ведут мишку в дом: «Мишка идет (то___п, то___п, то___п)». Мишка идет медленно большими шагами. Взрослый сажает мишку в дом, и обращает внимание малыша на кошку, которая сидит на стуле: «Кто это?» - Да. Верно. Мяу», хвалит взрослый малыша и приглашает кошку пойти в дом: «Мяу, беги в дом, беги!» Взрослый изображает, как кошка бежит к домику, произносит: «Мяу бежит», сажает кошку в домик. Затем взрослый привлекает внимание ребенка к одному из окон, на котором сидит птичка, спрашивает у малыша «Кто там?» - Да. Пи-пи-пи». Взрослый показывает, как птичка летит в дом (птичка то поднимается вверх, то опускается вниз), потом дает птичку в руки малышу и просит показать, как птичка летит в домик: «Пи-пи-пи летит». Затем взрослый предлагает малышу назвать всех «жильцов» домика: «Вова, кто в доме живет? Кто тут?» Взрослый по очереди указывает на мишку, кошку, птичку и побуждает малыша назвать их. После этого взрослый приносит мисочки, дает их малышу и просит покормить мишку, кошку и птичку: «Вова, накорми мишку. Мишка ест (ам, ам). Молодец!... Вова, накорми кошку (мяу). Мяу пьет молоко. Вова, накорми пи-пи-пи. Пи-пи-пи пьет. Молодец!» В конце занятия игрушки даются ребенку для самостоятельной игры.

 

Вариант 2.

 

Когда все персонажи соберутся в домике, прибегает волк и ломает дом, обижает мишку, кошку, птичку. Взрослый вместе с ребенком ругают его: «Волк, ай-яй-яй! Фу! Плохо! Уходи! Уходи!». Волк убегает, а малышу предлагается построить дом для зверей.

Игру можно проводить с другими персонажами.

При последующих повторениях можно попросить ребенка выполнить письменные поручения взрослого. Например, взрослый показывает табличку мишка, а ребенок находит его среди других игрушек. Взрослый показывает табличку ест, а малыш выполняет соответствующее действие с сюжетной игрушкой.

 

Наша ляля утром встала

Цель: учить различать и воспроизводить 3-4 последовательных игровых действий с куклой (одевать куклу, умывать, поить куклу чаем), активизировать самостоятельную речь ребенка.

Примерный словарь: будем играть, ляля, будильник, вставай, вымой, вода, нос, рот, глаза, уши, руки, все, вытри, полотенце, трусы, платье, туфли, надень, тарелка, ложка, хлеб, чай, накорми.

Оборудование: кукла, подобранная по ее размеру игрушечная мебель, кукольная одежда, посуда, будильник, тазик с водой, кувшинчик (или чашка), полотенце.

Ход игры: Взрослый говорит малышу: «Будем играть» и обращает внимание ребенка на спящую куклу, показывает ребенку будильник и включает его. Взрослый включает будильник 2-3 раза, предлагает малышу послушать, как он звучит, наконец, на третий раз он демонстрирует, как от звонка будильника кукла просыпается, он говорит: «Вставай, Ляля! Иди к нам! Ваня (имя ребенка) встал». Кукла «встает». Взрослый просит ребенка показать кукле, как надо делать зарядку: «Будем делать зарядку» - малыш выполняет упражнения, подражая взрослому: руки вверх, вниз, вверх, вниз; поворачивается влево, вправо, идет на месте. Затем взрослый ставит рядом с куклой тазик с водой и говорит, сопровождая свои слова естественным жестом: «Ляля будет умываться! Помоги Ляле. Вымой глаза (сначала действие выполняет взрослый, а потом ребенок). Вымой нос (взрослый, а затем малыш моет нос). Вымой рот... А где уши? Вымой ляле уши»… Вымой руки... Все. Где полотенце, вытри ляле глаза, рот, нос, руки». Ребенок вместе со взрослым вытирают куклу. Если ребенок не устал, можно после умывания одеть куклу: «Давай оденем лялю! Где трусы? Надень. Где платье? Надень платье… Где туфли? Надень туфли». Во время первой игры ребенок может подавать вещи, а взрослый надевать их на куклу. Потом ребенок будет одевать куклу самостоятельно.

Взрослый сажает куклу за стол, на котором уже стоят чашка, тарелка, на тарелке лежит хлеб. В чашку взрослый наливает воображаемый чай («буль-буль-буль»), дает ребенку хлеб, чтобы тот покормил куклу («На хлеб. Накорми лялю! ам-ам...).  При последующих повторениях игры на игрушечный стол можно не ставить посуду, а малышу предложить самостоятельно накрыть на стол, выполнив речевые инструкции взрослого: «Где тарелка? Нет тарелки. Принеси. Где чашка /ложка, хлеб/? Нет. Принеси!»

Аналогичную игру следует проводить с другими игрушками: мишкой, зайкой, собакой, лисой и т.д.

Усложнение: использование тазика без воды, взрослый показывает ребенку, как куклу можно умывать воображаемой водой.

 

Большая кукла-мама баюкает маленькую куклу-дочку

Цель: привлечь внимание ребенка к показу игровых действий (завертывание куклы, баюканье ее). Вызвать желание играть двумя игрушками сразу, формировать потребность в речевом общении.

Примерный словарь: привет, пока, ляля, большая, маленькая, мама, качай, плачет, одеяло, спи, баю-бай, ай-яй-яй, молодец, положи, ляля спит.

Оборудование: куклы, резко контрастные по размеру, одеяло, ширма.

Ход игры: Взрослый заранее прячет кукол за ширмой или дверью. Раздается стук в дверь (стучит другой взрослый), взрослый обращает внимание малыша с помощью естественного жеста к звуку, спрашивает: «Что там? А? Что?», снова раздается стук: «Что там? Давай посмотрим!» и взрослый открывает ширму: «А____! Куклы. Привет. Большая ляля и маленькая ляля. Взрослый, пользуясь выразительными мимическими средствами, и естественными жестами, говорит малышу, что большая кукла – это мама, а маленькая кукла – ее дочка. Маленькая кукла плачет, капризничает, устала, хочет спать: «Ляля плачет. Ай-яй-яй!» Взрослый заворачивает ее в одеяло и отдает кукле-маме. Большая кукла-мама берет куклу-дочку Лялю на руки и поет ей песенку: «Баю-бай. Баю-бай, Ляля! Ляля спи!» Взрослый предлагает малышу баюкать маленькую лялю. Он дает ему в руки куклу, завернутую в одеяло, и показывает, как можно качать куклу, произнося при этом: «Качай лялю. Баю-бай, баю-бай, Ляля». Взрослый хвалит ребенка: «Молодец, Вова (имя ребенка), ляля спит», и отдает маленькую лялю ее кукле-маме и еще раз вместе с ней поет колыбельную песенку: «Баю-бай, баю-бай, Ляля». Ребенок, как может, повторяет за взрослым. В конце игры взрослый с малышом укладывают маленькую куклу в игрушечную кроватку и прощаются с ней «Пока, ляля, спи!»

Аналогичную игру можно проводить и с другими персонажами: маленьким и большим зайкой, мишкой, кошкой и т.д.

 

Кошка, собачка и лошадка играют

Цель: учить выполнять предметно-игровые действия с сюжетными игрушками, подражая взрослому, активизировать самостоятельную речь ребенка, побуждать к повторению слов, фраз.

Примерный словарь: привет, будем играть, имя ребенка, кошка (мяу), собака (ав-ав), лошадка (прр), мяч, кати, на, бежит, там, тут, вот, построй, дом, машина (би-би), едет, хорошо, молодец.

Оборудование: сюжетные игрушки: кошка, собака, лошадка, мяч, машина с кузовом, три больших куба и три больших призмы.

Ход игры:

Вариант 1.

 

Взрослый везет машину за веревочку, в машине сидят кошка, собака, лошадка.

Зверушки «здороваются» с малышом: «Привет Ваня!», взрослый побуждает ребенка поздороваться с каждым персонажем, а затем назвать их, как он может: «Кто тут? Да. Верно. Ав-ав. Дай ав-ав. Молодец…Кто тут? Да. Верно. Мяу, дай мяу. Да. Вот прр Молодец!» Малыш по очереди достает игрушки из машины. Взрослый говорит ребенку: «Будем играть» и предлагает ему принести мяч: «Ваня, где мяч? Мяч там. Принеси мяч». Ребенок приносит мяч. Взрослый, используя естественный жест, просит отдать его кошке: «Мяу, на мяч». Затем взрослый показывает, как кошка, собака и лошадка играют с мячом (катают его друг другу), а потом просит ребенка подражать его действиям: «Ваня, кати мяч. Молодец!» Потом лошадка по очереди возит сначала кошку, а потом собаку: «Прр бежит!» Затем взрослый предлагает построить для зверей дом: «Будем строить дом». Для этого он вместе с малышом отвозит машину в игровой уголок, нагружает ее кубами и призмами, а потом привозит обратно к зверушкам: «Би-би едет». Далее взрослый показывает, как надо строить дом (из куба и призмы) для собаки, а малышу предлагает построить такой же дом для кошки и лошадки: «Построй дом. Хорошо. Вот дом». Домики обыгрываются: зверушки ходят друг к другу в гости.

 

Вариант 2.

 

В игру включается отрицательный персонаж. Он обижает зверей, шалит, отнимает у них мяч, разбрасывает кубики и т.д. Взрослый вместе с ребенком ругают ее, говоря: «Ай-яй-яй! Фу! Плохо! Уходи! Уходи! Нельзя!». При этом взрослый делает строгое лицо, хмурится, грозит пальцем и побуждает малыша подражать его действиям. После этого игрушка убегает, а малышу предлагается продолжить игру со зверушками.

Игру можно проводить с другими персонажами.

 

Кукла заболела

Цель: учить понимать и воспроизводить игровые действия с сюжетной игрушкой (слушать трубкой, кормить ложкой, поить из чашки), побуждать к называнию игрушек, предметов, действий.

Примерный словарь: будем играть, ляля, нос, горло, голова, болит (бо-бо), плачет, доктор, слушает, дай, пей, пьет, молоко, пока.

Оборудование: две куклы, трубка, игрушечная кровать или диванчик с постельными принадлежностями, игрушечный телефон, чашка, ложка.

Ход игры: Взрослый приносит куклу и предлагает малышу играть с ним. Взрослый, используя естественные жесты, интонацию, мимику лица «беседует» с куклой: «Ляля, будем играть!... Нет. Ляля не хочет играть. У ляли голова болит, горло болит. Ай-яй-яй! ляля плачет». Разговаривая с куклой, взрослый делает грустное лицо, хватается за голову. Взрослый кладет куклу в игрушечную кровать, накрывает одеялом, а потом звонит по игрушечному телефону: «Алло! Алло! Доктор, ляля заболела. Приходите к нам». Идет в уголок игрушек и приносит куклу в белом халате и белой шапочке. В роли доктора может быть папа, мама, или бабушка. Кукла-доктор здоровается с малышом, ей показывают больную куклу: «Ляля плачет. Голова болит. Горло болит, нос болит». Кукла-врач прикладывает трубочку к кукле, выслушивает ее, дает ей лекарство в ложке: «Не плачь, ляля. На лекарство, голова не будет болеть». Взрослый подносит ко рту куклы ложечку, затем чашку с молоком: «Ляля, пей молоко». После этого кукла-доктор предлагает ребенку послушать куклу трубкой, дать ей лекарство и молоко: «Слушай, Ваня (имя ребенка), дай молоко. Ляля пьет». Кукла-доктор прощается с малышом «Пока, Ваня!», а кукла после приема лекарства и молока выздоравливает. Взрослый поднимает куклу с кровати и радостно восклицает: «Ляля встала, все. Голова не болит. Горло не болит. Ура!...», ляля танцует.

Аналогичную игру можно проводить с другими персонажами: зайкой, мишкой, кошкой.

 

Купание куклы

Цель: развивать у детей желание заботиться о кукле, выполнять ряд предметно-игровых действий, связанных с уходом за ней — раздеть куклу, сложить одежду, купать; побуждать к называнию игрушек, предметов, действий.

Примерный словарь: будем играть, имя ребенка, вода, теплая, ляля, мыло, полотенце, вымой, голова, руки, пуп, ноги, ванная, платье, туфли, трусы, сними, дай, вот, да, положи, вытри, ай-яй-яй, болит (бо-бо), молодец, хорошо.

Оборудование: кукла, ванночка, ведерко с теплой водой, чашка, полотенце, стул, одежда куклы, одеяло, кроватка.

Ход игры: Взрослый берет в руки куклу и говорит малышу, широко пользуясь естественными жестами: «Будем лялю купать. Вот ванная, вот вода». Взрослый сажает куклу на стул и начинает снимать с нее одежду, побуждая малыша помочь ему: «Сними платье. Катя, сними туфли. Да. Вот туфли. Молодец…. Сними трусы. Молодец». Затем взрослый наливает из ведерка воду в ванну, говоря при этом «Вода, теплая вода», просит малыша потрогать воду и сажает куклу в ванночку. Взрослый просит малыша дать ему мыло: «Катя, дай мыло. Да. Вот мыло». Взрослый намыливает кукле голову, руки, ноги, попу. Взрослый называет все свои действия и побуждает ребенка подражать им: «Катя, вымой ляле голову, руки, пуп, ноги… Молодец». Когда взрослый с малышом моют кукле голову можно изобразить, как мыло попало ей в глаза. Кукла плачет, трет глаза, говорит: «Ай-яй-яй. Болит! (бо-бо)!» Взрослый промывает ей глаза чистой водой. Кукла радуется: «Все. Не болит. Хорошо». Затем взрослый черпает из ведерка воду чашкой и споласкивает куклу, говорит: «Все. Ляля чистая. Катя, где полотенце? Давай вытрим лялю!». Взрослый вместе с ребенком вытирают куклу. В конце игры взрослый предлагает малышу накрыть куклу одеялом и уложить спать: «Ляля спит. Тихо!» Баю-бай!»

При последующих повторениях взрослый не использует воду, а купает куклу понарошку.

Вместо настоящего кусочка мыла следует использовать его предмет-заместитель – кубик. Взрослый разводит руками, говорит: «нет мыла» и берет лежащий на стуле кубик, обращаясь к ребенку, говорит – «Вот мыло» и «намыливает» им голову, руки куклы…

 

 

Одевание куклы после сна

Цель: учить выполнять действия с разными видами кукольной одежды, побуждать ребенка произносить слова, обозначающие названия одежды. Продолжать воспитывать бережное отношение и ласковое обращение с куклой.

Примерный словарь: будем играть, ляля, вставай, надень, возьми, платье, колготы, кофта, туфли, верно, умница, да, нет, вот, дай, холодно, ай-яй-яй.

Оборудование: кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, кукольная одежда – платье, колготы, кофта, туфли, расческа.

Ход игры: Взрослый предлагает малышу позвать куклу: «Ляля, ляля, иди к нам. Будем играть». Они вместе зовут куклу, но кукла не отвечает. Взрослый делает удивленное лицо, говорит: «Где ляля? Нет ляли!» и приносит кроватку, в которой спит кукла. «Вот ляля. Ляля спит», произносит взрослый и предлагает ребенку разбудить куклу: «Ляля, вставай! Вставай! А______! Ляля встала». Показывая малышу голую куклу, взрослый изображает как ей холодно «Ляле холодно, ай-яй-яй!», говорит он, а потом приносит стул с аккуратно сложенной одеждой куклы. Взрослый говорит: «Давай оденем лялю» и предлагает малышу выбрать для нее одежду: «Где платье? Дай платье!» - спрашивает взрослый у малыша, указывая на стул с одеждой. Если малыш не выполняет просьбу, взрослый сам берет платье (колготы, кофту) и надевает его на куклу, побуждая малыша помогать ему: «Вот платье. Наденем платье кукле». Где колготы? Дай колготы! Где кофта? Надень кофту. Где туфли. Надень кукле туфли…». Если ребенок правильно выбирает предмет одежды, называет его доступным ему способом, взрослый хвалит его: «Да. Верно. Умница. Вот платье (кофта, туфли)». После того как взрослый с малышом оденут куклу, ее можно причесать. Взрослый дает в руки малышу игрушечную расческу и говорит: «Причеши лялю». Если ребенок затрудняется выполнить действие, взрослый помогает ему. В конце игры взрослый любуется куклой, говорит малышу какая красивая кукла, используя при этом естественные жесты и выразительную мимику лица. Можно покатать куклу в коляске или в машине «ляля едет (биби)».

При следующих повторениях игры малышу следует предлагать выбирать другую одежду (майка, трусы, пальто, шапка, штаны, рубашка, сапоги, шуба и т.д.).

Аналогичную игру нужно проводить с другим действующим лицом – куклой-мальчиком.

 

Комнатка для куклы и зайки

Цель: расширять представления, связанные с устройством комнаты для куклы, различать и называть предметы мебели, активизировать самостоятельную речь ребенка.

Примерный словарь: будем играть, привет, ляля, зайка, стол, стул, кровать, шкаф.

Оборудование: небольшая кукла и зайчик, соответствующая им по размеру мебель (стол, стулья, кровати, шкаф), машина, коробка или небольшой ящик.

Ход игры: взрослый говорит малышу: «Будем играть» и привозит машину, в которой сидит кукла, зайка и лежит игрушечная мебель – стол, стул, диван, кровать – «Ляля биби! Ляля привет!» Взрослый и малыш здороваются с лялей и зайкой. Взрослый ставит на стол коробку, достает предметы мебели из машины один за другим, ставит их перед ребенком и одновременно называет их. «Вот стол, вот стул, вот кровать…».  Затем взрослый вместе с ребенком строят комнату для зайки и куклы. Взрослый просит ребенка взять тот или иной предмет один за другим и расставить их в комнате: «Возьми стул, поставь тут… Возьми стол, поставь…А где еще стул? Правильно. Возьми кровать. Поставь. Где шкаф? Поставь». После этого взрослый дает малышу сюжетные игрушки и просит выполнить с ними действия по речевой инструкции: например, «ляля спит» (малыш должен положить куклу в кровать), «зайка сидит» (малыш сажает зайчика на стул).

Усложнение.

  1. В игре используется большее количество персонажей (кукла, мишка, зайка, кошка и т.д.), расширяется словарь с помощью включения в игру большего количества предметов мебели, изображаемых действий (диван, кресло, лампа, пол; зайка ест, ляля сидит на стуле, мишка сидит в кресле, кошка спит на диване и т.д.).
  2. После постройки комнаты в гости к малышу прибегает собачка или другой персонаж. Взрослый звенит колокольчиком: «Динь-динь. Кто там? Это собачка (ав-ав) пришла в гости к Кате! Привет ав-ав!» Собачка, рассматривает новую мебель игрушечных персонажей. Малыш вместе со взрослым просят собачку назвать или показать предметы мебели. Собачка называет предметы, но путает стул со столом, диван с кроватью и т. п. Взрослый просит ребенка поправить собачку: «Нет, это не стол, что тут, Катя? Да. Правильно. Кровать… Нет это не шкаф. Что тут? Правильно стул…». Такая игровая ситуация способствует активизации самостоятельной речи ребенка.
  3. Можно предложить поиграть в игру «Чего не стало?». Для этого нужно расставить предметы мебели в ряд, назвать их еще раз один за другим, дотрагиваясь до каждого, затем накрыть плотной тканью и незаметно для ребенка убрать один из предметов вместе с тканью, а потом спросить малыша: «Чего нет?»
  4. При последующих повторениях в качестве персонажей игры можно использовать мелких кукол, изображающих самого ребенка и членов его семьи: «Саша», «мама», «папа», «бабуля». С близкими малышу персонажами разыгрываются разные сюжеты: папа спит на кровати, мама сидит в кресле, бабуля спит на диване, Саша сидит на стуле, собака спит на полу…

 

Угостим куклу и мишку обедом

Цель: учить выполнять предметно-игровые действия с сюжетными игрушками, подражая взрослому, активизировать самостоятельную речь ребенка, побуждать к речевому общению.

Примерный словарь: будем играть, имя ребенка, ляля, мишка, плачет, ай-яй-яй, принеси, ест, ешь (ам, ам), посади, ложка, тарелка, чашка, кастрюля, суп, ляля (мишка) ест суп, хлеб, вкусный, вот, дай, все, на, тут, там, покорми, молоко, чай, пей, пьет, мишка пьет, ляля пьет, нет, не хочу, молодец.

Оборудование: кукла, мишка, детская мебель и посуда (две чашки, две тарелки, две ложки, кастрюля, плита, половник, нож, чайник), игрушечные овощи – морковь, картофель, капуста, пустой пакет молока.

Ход игры: взрослый говорит ребенку: «Будем играть» и приносит куклу и мишку, инсценирует разговор с ними, используя при этом естественные жесты и выразительные позы (вопроса, удивления и т.д.): «Мишка плачет, ляля плачет, ай-яй-яй! Мишка хочет есть (ам, ам) и ляля хочет есть (ам, ам). Будем готовить обед». Взрослый приводит малыша в игровой уголок, где стоит столик и два стульчика. Взрослый усаживает за детский столик мишку («Мишка сидит»), а ребенку предлагает посадить за стол куклу: «Ваня, посади куклу. Вот молодец. Ляля сидит». Далее он берет игрушечную кастрюлю, ставит ее на игрушечную плиту, режет игрушечным ножом овощи - картошку, морковь, капусту и кладет в кастрюлю, наливает в нее понарошку воду и «варит» суп, помешивая половником, пробует суп. Взрослый говорит малышу: «Там суп, вкусный суп. Мишка и ляля будут есть суп» и просит ребенка повторить действия – мешать ложкой суп в кастрюле. Затем взрослый говорит: «Все. Суп готов» и тут делает удивленное лицо, акцентирует внимание ребенка на том, что на столе ничего нет, используя естественный жест. «Ваня, где тарелки, принеси!» Малыш приносит тарелки и ставит их на стол. «Ваня, принеси ложки. Вот ложки. Молодец! Положи ложки… Принеси чашки. Поставь чашки. Молодец». Затем взрослый разливает суп по тарелкам, берет ложку и несколько раз подносит ее ко рту мишки, при этом говорит: «Мишка, ешь суп! На хлеб. Мишка ест (ам, ам) суп. Вкусно». Далее взрослый предлагает ребенку взять другую ложку и покормить куклу: «Ваня, возьми ложку, накорми лялю». Если ребенок не выполняет действие самостоятельно, взрослый помогает ему. Они вместе кормят куклу: «Ляля, ешь. На хлеб». По ходу игры взрослый показывает, как кукла не хочет есть суп, отворачивается, роняет хлеб на пол. Она говорит: «Не хочу. Не буду». Взрослый с малышом успокаивают ее, говорят: «Ляля, ешь. Суп вкусный. Мишка ест. Мишка молодец». И ребенку предлагается снова накормить куклу. После этого взрослый говорит: «Все, мишка наелся, все съел. Мишка хочет пить». Взрослый берет пакет молока и обращается к мишке: «Вот молоко. Будешь пить?» - мишка качает головой, говорит: «Нет, не хочу молоко. Хочу чай». Взрослый наливает мишке чай из чайника и поит мишку «Мишка пьет чай». Взрослый предлагает выбрать напиток для куклы. «Там чай. Тут молоко». Кукла «выбирает» молоко, взрослый говорит: «Ляля пьет молоко». В конце игры кукла и мишка говорят спасибо и уходят. Мишку можно покатать на машине, а куклу положить спать.

 

На следующих занятиях игра проводится с участием других персонажей: двух кукол; зайки и куклы; двух мишек – маленького и большого и т.д.

Меняется и расширяется «меню» участников игры. Например, можно варить для кукол кашу, предлагать им на выбор яблоко, грушу, апельсин, кефир, компот и т.д. По ходу игры кукла может испачкаться, есть неаккуратно. Взрослый с ребенком умывают ее, переодевают. Персонажам следует делать различные указания и давать советы, используя естественные жесты и выразительную мимику лица. Например, «Зайка, держи ложку хорошо, не отворачивайся!»; «Ляля, всю кашу ешь. Умница!»