Игры-занятия с сюжетными игрушками для детей от 1 года до 1 года 6 месяцев
Поздоровайся с лялей
Цель: формировать у ребенка интерес и положительное отношение к сюжетной игрушке – кукле, потребность в речевом общении.
Примерный словарь: привет, имя ребенка, ляля, где ляля, вот.
Оборудование: небольшая игрушка – кукла.
Ход игры: взрослый показывает малышу куклу, называя ее «ляля». Правая рука куклы вытянута вперед, левая – опущена. Взрослый подносит куклу к малышу, говорит «привет», сопровождая слово естественным жестом, вкладывает ручку куклы в руку ребенка. Взрослый, помогая ребенку выполнить действие, повторяет инструкцию несколько раз.
После того, как малыш поздоровался с куклой, взрослый прячет ее, спрашивает у малыша «Где ляля?» Через некоторое время она появляется (сначала каждый раз в одном и том же месте, потом – в разных местах) «А! Вот ляля! Привет, ляля!» - восклицает взрослый и побуждает малыша подражать ему.
Аналогичная игра проводится с мишкой, лошадкой, зайкой и другими сюжетными игрушками.
Научим куклу ходить по дорожке и плясать
Цель: формировать у ребенка интерес и положительное отношение к сюжетной игрушке – кукле, учить подражать действиям взрослого, побуждать к повторению слов, фраз.
Примерный словарь: привет, пока, кукла (ляля), имя ребенка, идет (топ-топ), упала (бах), ай-яй-яй, не плачь.
Оборудование: кукла, ковровая дорожка (дорожка из клеенки).
Ход игры: Взрослый показывает малышу куклу, кукла здоровается с малышом: взрослый говорит: «Привет, Ваня!», сопровождая свои слова естественным жестом. Сначала взрослый показывает, как идет кукла: держит куклу впереди себя в обеих руках и ведет ее по дорожке и говорит: «ляля идет, топ-топ-топ. Бах – упала. Ай-яй-яй!». Кукла плачет: «А-а-а-а!». Взрослый успокаивает куклу, гладит по голове: «Не плачь! Ляля!», побуждает ребенка пожалеть куклу, и снова ведет ее по дорожке («ляля идет, топ-топ»). Потом взрослый демонстрирует, как кукла пляшет под плясовую мелодию («ля-ля-ля»). Ребенку предлагается подражать действиям взрослого - сначала вести куклу по дорожке самостоятельно, держа в обеих руках впереди себя: «ляля идет, топ-топ», а потом показать, как кукла пляшет. В конце игры кукла прощается с малышом - «Пока, Ваня!» - говорит взрослый за куклу и сопровождает свои слова естественным жестом.
Где собачка?
Цель данной игры и последующих: учить узнавать собаку (птичку, кошку и т.д.) среди других объектов и игрушек, воспитывать положительное отношение к животному и игрушке, побуждать называть игрушку.
Примерный словарь: собака (ав-ав), имя ребенка, дай, вот, молодец.
Оборудование: сюжетные игрушки – собачки, кошка, лошадка.
Ход игры: взрослый организует наблюдение ребенка за собакой на улице («Вот ав-ав»), обращает внимание на то, что она бегает, лает, ест, машет хвостиком, у нее есть голова, хвост и лапы. После наблюдений взрослый показывает игрушку-собачку. Собака лает «ав-ав», бегает, пугает игрушки. Затем взрослый дает возможность ребенку поиграть с ней, а потом предлагает найти собаку (другую игрушку) среди других игрушек: «Ваня, где «ав-ав», дай «ав-ав"! Молодец! Вот «ав-ав".
При повторении занятий собаку следует находить на картинке.
Познакомься с птичкой
Примерный словарь: птичка (пи-пи-пи), имя ребенка, дай, вот, молодец.
Оборудование: сюжетные игрушки - птичка, собака, кошка, мишка.
Ход игры: взрослый организует наблюдение ребенка за птицей на улице, обращая внимание малыша на то, что у птички есть голова, крылья, лапки, она умеет летать, клевать зерна. После наблюдений взрослый показывает ребенку игрушку-птицу («пи-пи-пи»), показывает, как она летает, клюет зерна, дает возможность поиграть с ней. Затем предлагает найти птичку среди других игрушек: «Ваня, где «пи-пи-пи», дай «пи-пи"! Молодец! Вот «пи-пи-пи", и птичка «прилетает» на башенку из кубиков. При повторении занятий птичку следует находить на картинке.
Знакомься - кошка
Примерный словарь: привет, кошка (мяу), имя ребенка, дай, вот, умница
Оборудование: сюжетные игрушки – кошки, птичка, собака и др.
Ход игры: взрослый организует наблюдение ребенка за кошкой: «Вот мяу», обращает внимание на то, что она ходит, мяукает, лакает молоко, машет хвостиком, у нее есть голова, хвост и лапы. После наблюдений взрослый показывает игрушку-кошку, показывает, как она ходит, мяукает, лакает молоко, дает возможность поиграть с ней, а затем предлагает найти кошку среди других игрушек: «Маша, где «мяу», дай «мяу» Умница! Вот «мяу»! Привет!» При повторении занятий кошку следует находить на картинке.
Поезд
Цель: вызывать интерес у ребенка к игрушке - поезду, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним, активизировать самостоятельную речь малыша.
Примерный словарь: имя ребенка, поезд (у___), едет, вези.
Оборудование: игрушечный поезд.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - поезд, обыгрывает ее: "У_____, едет поезд!" Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы поезд не останавливался. Игру можно повторить, прикрепив к поезду вагончики.
Плавающие уточки
Цель: познакомить ребенка с игрушечной уточкой, учить пускать уточек в воде, способствовать активизации самостоятельной речи.
Примерный словарь: имя ребенка, утя, на, вода, руки, мокро, плывет.
Оборудование: целлулоидные (резиновые) уточки, таз с водой.
Ход игры: взрослый приносит яркую, красочную игрушку — целлулоидную уточку и таз с водой. Показывает малышу игрушку, приговаривает «Утя, утя». Утя будет плавать», — говорит взрослый. Наливает в таз воду, обращает внимание на звук льющейся воды: «Вода. Буль-буль». Взрослый предлагает малышу потрогать руками воду, обращает внимание ребенка, что его руки стали мокрыми: «Руки мокрые». Взрослый опускает уточку в таз с водой, подталкивая ее рукой, чтобы она «плыла». Уточка движется в воде. Взрослый спрашивает: «Кто это плавает? Утя. Утя плывет». Дает малышу другую уточку и предлагает опустить ее в воду, поиграть уточкой: «На, Саша утю. Утя плывет».
Зайчик ест морковку
Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия, формировать подражательные действия, побуждать к речевому общению.
Примерный словарь: привет, зайка, имя ребенка, уши, хвост, лапы, прыгает (прыг-прыг), ест (ам,ам), играй.
Оборудование: зайчик, морковка.
Ход игры: В гости к малышу прибегает зайка, взрослый говорит: «Зайка привет!», побуждает малыша поздороваться с зайкой. Зайка «здоровается» с малышом, а малыш гладит зайчика. Взрослый показывает и называет характерные особенности зайчика: «Вот уши, длинные уши (показывает уши), вот хвост (показывает хвост)…, вот лапы (показывает лапы)». Затем взрослый изображает, как зайка прыгает и ищет морковку. Нашел зайка морковку и ест ее: «зайка ест (ам-ам)», наелся и снова «прыг-прыг». В конце занятия малыш самостоятельно играет с зайчиком: «Вова, на зайчика, играй!».
Усложнение: на следующем занятии взрослый просит малыша показать части тела зайчика: «Где уши?.. Где хвост? Где лапы?
Аналогичная игра проводится с другими игрушками-животными. Взрослый выделяет при этом наиболее яркие, характерные особенности каждого из них:
мишка – голова, маленькие уши, лапы, показывает, как ходит медведь, медведь ест орехи, мед;
кошка – лапы, уши, хвост, показывает, как мяукает кошка, как кошка пьет молоко;
петушок – красивый гребешок, красивый хвост, клюв, показывает, как петух клюет зернышки;
собака – ноги, хвост, уши, нос, глаза, показывает, как лает собака, грызет кость и т.д.
Ляля спит
Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия с куклой, формировать подражательные действия, побуждать к речевому общению.
Примерный словарь: привет, имя ребенка, ляля, спит (баю-бай).
Оборудование: небольшая кукла, кровать с игрушечными постельными принадлежностями: подушка, одеяло.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку куклу, называет ее «ляля». Кукла здоровается с малышом «Привет, Ваня»; взрослый берет куклу на руки, обращается к малышу, используя при этом естественные жесты: «Ляля хочет спать, ляля спит» - баюкает куклу – «баю-бай; баю-бай; а-а-а, ляля спит». Потом взрослый кладет куклу на руки ребенка и помогает ему качать куклу, напевая «а-а-а, баю-бай». Взрослый укладывает куклу в игрушечную кровать, накрывает одеялом, говорит «ляля спит, тихо» и использует при этом естественные жесты.
Аналогичная игра проводится с другими игрушками: мишкой, зайкой, собакой, лягушкой и т.д.
Покатаем мишку на машине
Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия, учить удерживать веревочку в руке, не выпуская ее из пальцев рук при ходьбе, побуждать к речевому общению.
Примерный словарь: привет, мишка, машина (би-би), идет (топ-топ-топ), едет.
Оборудование: машина (большая), мишка.
Ход игры: взрослый предлагает малышу найти мишку среди других игрушек: «Ваня, где мишка? Вот мишка! Привет мишка!». Взрослый и ребенок здороваются с мишкой, а потом взрослый демонстрирует, как мишка идет к машине – идет медленно, переваливаясь «то__п-то__п-то__п». Затем взрослый сажает мишку в машину и показывает, как можно везти машинку за веревочку, говорит при этом «би-би, мишка едет». После показа действия, взрослый помогает малышу взять веревочку и везти машину с мишкой, говорит: "Би-би! Мишка едет!»
Эту игру нужно повторять, усаживая в машину другие игрушки, а также, вкладывая веревочку попеременно в разные руки ребенка. Машину можно возить по дорожке из кубиков, между шнурами.
Кормление куклы
Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия, развивать совместные действия, активизировать самостоятельную речь ребенка.
Примерный словарь: ляля, иди, ест (ам, ам), ляля ест (ам, ам), тарелка, ложка.
Оборудование: знакомая малышу кукла, игрушечная мебель и посуда: стол, стул, тарелка, ложка.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку позвать куклу, которая сидит на шкафу или на диване: «Ляля, иди к нам! Ляля, иди!", при этом используется естественный жест. Взрослый берет куклу, сажает ее за детский столик, на стол ставит тарелку с ложкой. Затем он берет ложку и несколько раз подносит ее ко рту куклы, при этом говорит: «ляля ест (ам, ам)». Тут же можно накормить воображаемым супом самого малыша: «Паша (Дима) ест (ам, ам)». Затем взрослый вкладывает игрушечную ложку в руку малыша, и он вместе со взрослым кормит куклу: «Ляля ам, ам». Потом ребенку предлагается самостоятельно держать ложку и кормить куклу.
Аналогичная игра проводится с другими сюжетными игрушками: собачкой, мишкой, кошкой, зайкой и др.
Делаем прическу
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Примерный словарь: имя ребенка, ляля, некрасиво, расческа, причеши.
Оборудование: зеркало, расческа, непричесанная кукла.
Ход игры: взрослый сажает малыша перед зеркалом, расчесывает его волосы. Затем с помощью естественных жестов просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. Затем взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, ляля некрасивая, лохматая. Давай причешем лялю!». Свои слова взрослый сопровождает естественными жестами. Сначала взрослый расчесывает перед зеркалом волосы куклы, потом ребенок повторяет его действия. После расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, взрослый обращает внимание ребенка на то, какая красивая стала кукла. Можно завязать кукле бант.
Собачка и кошка играют
Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия с сюжетными игрушками, формировать подражательные действия и потребность в речевом общении.
Примерный словарь: привет, будем играть, собака (ав-ав-ав), кошка (мяу), имя ребенка, спит, упал, вставай, ай-яй-яй, упал, больно (бо-бо).
Оборудование: небольшие сюжетные игрушки – собака, кошка, игрушечная кроватка, большие кубики.
Ход игры: взрослый приносит малышу новую игрушку – собаку, обращается к нему с вопросом «Кто это?», если ребенок не отвечает, говорит за него «ав-ав» и малыш здоровается с собачкой «Привет, ав-ав!». Взрослый предлагает ребенку найти другую игрушку – кошку: «Где мяу?», говорит взрослый, сопровождая свои слова естественными жестами. Взрослый обращает внимание малыша на кроватку, на которой спит кошка. «Маша! Кто там?», спрашивает малыша взрослый. Если ребенок не отвечает, говорит за него – «Мяу! Мяу спит». Взрослый предлагает малышу разбудить кошку – «Мяу, вставай, вставай, а_____, будем играть!», и кошка «просыпается». Затем взрослый строит на ковре лесенку из больших кубиков и показывает, как собачка поднимается по лесенке вверх и спускается вниз «топ-топ-топ», прыгает с лесенки: ав-ав упала, оооо, больно, бо-бо», взрослый гладит собачку, жалеет, говорит «не плачь!», побуждает малыша пожалеть собачку. После этого взрослый дает ребенку кошку и просит совершить с ней увиденные действия. Он помогает ребенку вести кошку по лесенке вверх и вниз «топ-топ-топ», кошка может упасть «мяу упала, ай-яй-яй, бо-бо! Больно!». Малыш гладит кошку, обнимает ее. Потом ребенок самостоятельно выполняет игровые действия с кошкой и собакой.
Покатаем лошадку и петушка
Цель: формировать у ребенка интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, учить ребенка выполнять предметно-игровые действия с ними.
Примерный словарь: привет, лошадка (прр), петух (ко-ко-ко), бежит, едет (у____), нет, да, вот, иди.
Оборудование: тележка, лошадка, петушок.
Ход игры: взрослый показывает ребенку лошадку, говорит: «прр», любуется ею. Затем показывает, как лошадка бежит до тележки, ("прр бежит"), сажает ее в тележку, катает, «прр едет (у___)», подвозит тележку к ребенку. Взрослый незаметно прячет лошадку и спрашивает малыша «Где прр? Нет прр. Убежала прр» и сопровождает свои слова естественными жестами. Далее взрослый достает петушка, спрашивает ребенка «Вася, кто это? Да! Ко-ко-ко! И предлагает ребенку посадить петуха в тележку и покатать его: «петух (ко-ко-ко) едет, у____»! Когда малыш покатает петуха, взрослый предлагает ему позвать лошадку «Где прр? Прр, иди к нам, иди!». Взрослый дает малышу лошадку – «Вот прр! Привет!». Затем можно покатать петушка и лошадку в тележке, а потом лошадка будет катать петушка.
Аналогичную игру нужно проводить и с другими игрушками (куклой, собачкой, коровой др.)
Угостим мишку и куклу
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия.
Примерный словарь: привет, мишка, кукла (ляля), ложка, тарелка, мишка (зайка) ест (ам, ам), мишка (зайка) пьет, на, положи.
Оборудование: мишка, кукла, игрушечная мебель и посуда (две чашки, две тарелки, две ложки, чайник).
Ход игры: к малышу в гости приходят мишка и кукла, здороваются: «Мишка, привет! Ляля, привет!» Взрослый усаживает за детский столик мишку, дает малышу куклу и с помощью естественных жестов и речи просит посадить куклу за стол, ставит на стол игрушечные тарелки, а ребенку предлагает положить к каждой тарелке игрушечные ложки: «На, положи ложки». Затем взрослый берет ложку и несколько раз (5-6) подносит ее ко рту мишки, при этом говорит: «мишка ест (ам, ам)». Тут же можно «накормить» самого малыша: «Паша (Дима) ест (ам, ам)». Затем взрослый предлагает ребенку взять другую ложку и покормить куклу: «ляля ест (ам, ам)». Если ребенок не принимает этого предложения, взрослый сам кормит куклу. Затем взрослый расставляет чашки и поит мишку: «мишка пьет», а малышу предлагает напоить куклу.
Игру нужно проводить и с другими игрушками (зайкой, собачкой и др.)