Методические рекомендации к проведению игр-занятий с сюжетными игрушками

 

Игры-занятия с куклой и различными игрушками, изображающими животных, средства передвижения (грузовая и легковая машины, поезд, самолет и др.) оказывают разностороннее влияние на развитие малыша с нарушенным слухом. Они закладывают основу будущей сюжетно-ролевой игры и имеют огромное значение для общего психического развития ребенка. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально. Игра с сюжетными игрушками – это важный способ осознания малышом мира предметов и человеческих отношений, в ней он отражает события своей жизни и то, что наблюдает в мире взрослых.

Занятия с сюжетными игрушками имеют большое воспитательное значение. В процессе постепенно усложняющегося содержания различных игр с одной и той же игрушкой ребенок не только учится производить разные действия (кормить, одевать, раздевать, укладывать спать, катать на машине и т.п.), у него под влиянием взрослого вырабатывается определенное отношение к куклам, к животным, к птицам.

Очень важную роль такие занятия играют в развитии речи детей с нарушенным слухом. В ходе специально организованных игр с сюжетно-образными игрушками малыш учится понимать обращенную к нему речь взрослого, персонажей игры, у него формируется потребность в речевом общении со взрослым, любимыми игрушками – мишкой, куклой, зайкой и т.д.  В специально созданных знакомых ситуациях, которые перед ребенком «разыгрывает» взрослый, когда куклы и зверушки «оживают», совершают разные действия и ведут диалог со взрослым и малышом, создаются благоприятные условия и для активизации его самостоятельной речи.

Интерес к игре возникает у малыша под влиянием взрослого. Без специально организованного обучения игровым действиям у детей с нарушенным слухом часто наблюдается отставание в развитии предметно-игровой деятельности. Поэтому крайне важно систематическое проведение игр-занятий, направленных на развитие игровых умений неслышащего малыша.

Игровой опыт ребенка раннего возраста – воспроизведение игровых действий с игрушкой, и их перенос на другие объекты, словесное обозначение выполняемых действий формируется в совместной игре, в процессе естественного общения со взрослым. Основная задача взрослого при проведении игр-занятий заключается в формировании у малыша с недостатками слуха предметно-игровых действий с сюжетно-образными игрушками в специально подготовленной ситуации. Необходимым условием развития игры является показ образца игровых действий или развернутых игровых эпизодов. При проведении игр крайне важно, чтобы ребенок понял смысл игровой ситуации, которую взрослый демонстрирует, эмоционально приобщился к ней и воспроизвел ее в своей игре. Поэтому содержанием первых сюжетных игр малышей являются хорошо знакомые им ситуации и действия: дети кормят кукол, зверушек, укладывают их спать, перевозят на машине и т.д. Остановимся на краткой характеристике содержания совместных игр-занятий в зависимости от возраста ребенка.

У ребенка от 1 года до 1 г. 6 месяцев важно вызвать интерес к игрушкам и положительное эмоциональное отношение к ним. Сначала рекомендуется рассмотреть игрушку, назвать ее, выделить основные признаки. Взрослый показывает и поясняет 1-2 понятных простых действия с одной игрушкой (кукла здоровается, ходит; собака лает, бегает; зайка прыгает, ест морковку). При этом предметы и действия обозначаются звукоподражаниями (ав-ав, тпру__, мяу, ква-ква, пи-пи и т.д.), лепетными словами (ляля, утя и т.д.) и полными словами (зайка, мишка). Затем в показах повторяются знакомые действия, но с другими игрушками (кормление куклы, мишки; укладывание спать мишки, собаки), при этом эмоционально подчеркивается главное – смысл действия, его воображаемый результат (как вкусно поел зайчик, какая красивая кукла и т.д.). Когда малыш узнает назначение большего числа предметов, ему предлагают не единичные игрушки, а 2-4 объединенных по смыслу предмета (кукла, игрушечная кровать, одеяло; кукла, стол, тарелка, ложка). Количество действий также увеличивается. Они взаимосвязаны и направлены на подготовку к решению игровой задачи. Например, прежде чем положить куклу в кроватку, ее укачивают на руках, поют ей песенку; прежде чем накормить куклу, ее зовут, здороваются с ней, сажают за стул и т.д. Малыши первого полугодия второго года жизни учатся разным действиям с одной игрушкой. Они также знакомятся с несколькими игровыми персонажами, которые совершают одинаковые действия (например, игры «Собачка и кошка играют», «Покатаем лошадку и петушка»).

Для перевода малышей на более высокий уровень игры с 1 года 6 месяцев в показе взрослого увеличивается количество используемых предметов и действий с ними, а также усложняется сюжет игры и взаимодействие персонажей. Обучающие игры детей этого возраста включают 2-3 связанных между собой по смыслу эпизода. Например, в игре «Моем кукле руки» взрослый предлагает ребенку вымыть кукле руки, вытереть их полотенцем, посадить куклу пить чай; в игре «Наша ляля утром встала» сначала кукла делает зарядку, потом умывается, а затем взрослый с малышом ее одевают. Примерно с 1 года 6 месяцев, когда малыш научится воспроизводить игровые действия с реалистическими игрушками, ему предлагают первые игрушки-заместители, обозначающие хорошо знакомые, но отсутствующие в данный момент предметы, игрушки. Так, купая куклу, вместо мыла можно взять кубик, на прогулке вместо машины взять дощечку, прокатить на ней зайчика; большой кубик – дом для собаки; пластмассовый шар – яблоко для куклы и т.д.

Играя с ребенком, взрослый постоянно общается с малышом, называет игрушки и действия с ними. Он побуждает малыша к повторению слова, фразы, называнию игрушки, предмета в любой доступной ему форме: голосом, лепетным или полным словом, фразой.

Поначалу взрослый в процессе совместной игры очень активно разговаривает с куклами и зверушками, говорит за себя, за персонажа, за ребенка, стимулируя речь малыша. По мере усвоения игрового опыта, когда выполнение игровых действий с теми или иными игрушками уже не вызывает затруднений у ребенка, и он «разворачивает» показанные взрослым сюжеты в своей самостоятельной игре, можно больше внимания уделять активизации самостоятельной речи малыша.

В ходе специально организованных игр с сюжетными игрушками закрепляется тот словарь, который ребенок освоил в процессе повседневного общения, например, во время кормления, одевания, укладывания спать. Содержание речевого общения в процессе игры постепенно расширяется и усложняется. Например, при демонстрации кормления куклы малышу первого полугодия второго года жизни взрослый сам ставит на стол тарелку, кладет ложку. Ребенку старше полутора лет взрослый предлагает самостоятельно накрыть на стол, выполнив речевые инструкции: «Где тарелка? Нет тарелки. Принеси. Где чашка /ложка, хлеб/? Нет. Принеси!». Если в первом случае мама использует во время игры небольшой словарь: тарелка, ложка, ест (ам-ам), кукла (ляля), то во втором она предлагает не только принести необходимую посуду, но и выбрать для куклы то или иное блюдо (каша, суп, яблоко, молоко, чай и т.д.).

Чтобы у ребенка возникло желание включиться в игру, взрослому важно использовать все имеющиеся языковые и паралингвистические средства. Следует широко использовать естественные жесты, мимику лица, выразительные позы (вопроса, осуждения, удивления, восторга и т.д.). Например, перед тем как предложить ребенку вымыть руки кукле, взрослый естественным жестом, мимикой, интонацией подчеркивает свою просьбу. Он обращает внимание малыша на запачканные руки куклы, делает недовольное лицо, говорит: «Ай-яй-яй, фу! Ваня, у ляли руки грязные. Давай ей вымоем руки». Или другой пример, взрослый организует игру с мишкой, кошкой и птичкой, в ходе которой прибегает волк и ломает дом, где живут звери, обижает их. Взрослый ругает волка: «Волк, ай-яй-яй! Фу! Плохо! Уходи!» - и при этом грозит пальцем, делает строгое лицо. Овладение естественными жестами, выразительной мимикой способствует как успешному формированию игровых умений малыша, так, и его речевому развитию.

Как уже отмечалось, прежде всего, у малыша важно вызвать интерес к играм с сюжетными игрушками. А для этого надо, чтобы он видел, что маме, папе, бабушке очень нравится играть. Чтобы увлечь ребенка, взрослые должны быть увлечены сами. Ведь малыш не только подражает действиям взрослого, но и заражается его эмоциональным состоянием, а игра – это прежде всего удовольствие. Малыш, может быть, не сразу начнет действовать с игрушками самостоятельно. Если ему трудно выполнить какое-то действие, например, взять ложку и поднести ее ко рту куклы, следует мягко взять детскую руку в свою и совершить совместные действия. Ребенку требуется соучастие взрослого, его поддержка, поощрение и похвала. Равноправное, доброжелательное, радостное сотрудничество взрослого с малышом является важным условием формирования его предметно-игровой деятельности, первых игровых умений.

Перейдем к подробному описанию игр-занятий с сюжетными игрушками с детьми второго года жизни с недостатками слуха. При разработке игр мы опирались на содержание и методику проведения занятий по развитию игровых умений детей раннего возраста отечественных авторов (Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой, А.Н. Фроловой и др.).