Игры на развитие понимания речи

 

Прятки (вариант 1)

Цель: учить прислушиваться к голосу взрослого, звать его.

Оборудование: цветной платок или пеленка.

Ход игры: взрослый садиться рядом с ребенком, прячет свое лицо за платком или пеленкой и зовет малыша по имени, а затем показывается, сказав: «Ку-ку!». Затем снова прячется, зовет малыша, побуждая его прислушиваться к голосу взрослого, искать его.  Упражнение повторяется несколько раз, превращаясь в веселую игру. Через некоторое время взрослый увеличивает расстояние между собой и ребенком и на глазах у него прячется, например, за диван или шкаф. Затем быстро выглядывает из-за дивана и прячется обратно, когда ребенок обращает внимание на него. Затем взрослый вновь выглядывает и говорит ребенку: «Ку-ку!». Игру следует повторять как можно чаще, обращая внимание на сигналы, которыми ребенок отвечает на зов взрослого до того, как его увидит. Проведение этой игры позволяет успешно организовывать и ее вариант.

 

Прятки (вариант 2)

Цель: учить находить игрушку и называть ее.

Оборудование: цветной красивый платок, собачка (аф-аф), лошадка (тпру__), кукла (ляля).

Ход игры: взрослый достает собачку, показывает ее ребенку, привлекая его внимание. Затем кладет игрушку так, чтобы ребенок видел, и накрывает платком. Спрашивает: «Где аф-аф (собачка)? Найди». Если малыш не ищет игрушку самостоятельно, то взрослый сам находит ее и показывает ребенку, называет ее: «Вот ав-ав!», при этом, побуждая ребенка повторить. Затем опять прячет игрушку и просит ребенка ее найти. Когда малыш найдет игрушку, взрослый снова называет ее, организует с ней игру – бег, лай, кусание.  Игра повторяется несколько раз.

Затем взрослый меняет игрушку, добиваясь от малыша умения находить названную игрушку и называть, как может.

Это упражнение следует проводить каждый день, до тех пор, пока ребенок не научиться соотносить названных людей с их изображениями.

 

Альбом

Цель: учить узнавать на фотографии и в жизни себя, окружающих близких и самостоятельно называть их так, как может.

Оборудование: семейный фотоальбом.

Ход игры: взрослый достает семейный фотоальбом с фотографиями и показывает ребенку: «Вот это мама, это папа, это баба, это деда, а это Вова (имя ребенка)». После этого взрослый спрашивает у малыша: «Где мама? Покажи». Если ребенок самостоятельно не находит нужную фотографию, то взрослый сам показывает ее ребенку: «Вот мама». При этом, побуждая ребенка назвать, кто изображен на фотографии.  Затем вновь спрашивает: «Где мама, папа, баба и т.д. Покажи».

Это упражнение следует проводить каждый день, до тех пор, пока ребенок не научиться соотносить имена названных людей с их изображениями.

 

 

 

Покажи где?

Цель: познакомить ребенка с названиями основных частей лица (глаза, нос, рот, уши).

Ход игры: взрослый садится напротив ребенка или сажает его на колени лицом к себе и, показывая то на себе, то на ребенке называемую часть тела говорит: «Где у мамы глаза? Вот у мамы глаза. А где у Кати (имя ребенка) глаза? Вот у Кати глаза!» Затем ребенку снова предлагается показать части лица, но уже самостоятельно.

Игру можно усложнить: взрослый показывает ребенку большую куклу и просит показать части лица на ней. Если малыш самостоятельно не показывает, где у куклы глаза, нос, рот, то взрослый за него показывает, называя при этом часть лица: «Вот у Ляли глаза, а это нос. Вот …» В конце игры взрослый вместе с ребенком может покормить куклу или покатать на машине.

Эту игру можно повторять, используя другие игрушечные персонажи (мишку, зайку, кошку и др.)

 

Хлопаем ручками, топаем ножками

Цель: познакомить ребенка с названиями основных частей тела (руки, ноги).

Ход игры: взрослый просит ребенка показать, где у него руки и ноги, используя при этом естественные жесты. Затем предлагает повторить следующие движения. Он хлопает в ладоши и приговаривает «Хлоп-хлоп ручками», при это стимулируя ребенка повторить за ним. Топает ногами и произносит: «Топ-топ ножками». Прыгает на двух ногах со словами: «Прыг-прыг-прыг». Ребенок повторяет за взрослым движения и слова, как может.

Затем взрослый побуждает малыша выполнять действия только по речевой инструкции. Если ребенок не справляется, то взрослый помогает ему.

Иди ко мне

Цель: учить выполнять речевую инструкцию взрослого.

Ход игры: игра направлена на понимание речи и подходит для самых маленьких детей, которые только недавно научились ходить. Взрослый (мама) зовет ребенка по имени, манит его к себе: «Иди ко мне, Вова, иди!» Когда малыш подходит, взрослый обнимает его и хвалит: «Молодец, Вова, пришел ко мне».

Затем взрослый подзывает ребенка от имени игрушечного персонажа. Например, взяв большого красивого мишку, взрослый обращается к малышу: «Вова, иди ко мне». Мишка обнимает подошедшего ребенка и хвалит малыша: «Молодец, Вова, мишка позвал тебя, и ты сразу пришел!»

Эту игру можно организовать по-другому. Взрослый, прячется за дверь, затем выглядывает и зовет малыша: «Катя, иди ко мне!» Когда ребенок посмотрит на взрослого, он прячется, а затем опять выглядывает и повторяет свою просьбу: «Катя, иди-иди ко мне!» После того как ребенок подойдет к взрослому, тот хвалит его.

 

Где собачка? Где лошадка?

Цель игры: учить находить игрушки в пространстве комнаты; понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией.

Оборудование: знакомые ребенку игрушки — 2-3 собачки и 2-3 лошадки, красивый, яркий мешочек (коробка).

Ход игры: взрослый раскладывает игрушки в пространстве комнаты, например, разных собачек сажает на диван, лошадок — под стул. Ребенку предлагается приносить игрушки и складывать их в красивый мешок (коробку): «Вова! Где аф-аф? Дай! Где тпру____? Дай!»; малыш приносит игрушку и кладет в мешочек (коробку). Так повторяется 2-3 раза, пока все игрушки будут убраны.

Аналогичная игра проводится с другими парами игрушек: кукла (ляля)-мяч; лягушка (ква-ква)-поезд (ту-Ту____); лошадка (тпру)-кукла (ляля); собака (ав-ав)-птичка (пи-пи-пи); кошка (мяу)-утя и др.

Книжка с картинками

Цель: учить узнавать на картинке животных и самостоятельно называть их так, как может.

Оборудование: книжка про животных (картинки должны быть большими и яркими, очень простыми, так как малыш только учится устанавливать связь между картинкой и игрушкой).

Ход игры: взрослый сажает к себе на колени малыша и рассматривает с ним книжку про животных с красочными картинками. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Кто это? Это собачка – ав-ав. Покажи где ав-ав?» При этом, постоянно побуждая ребенка повторить названное им звукоподражание. Затем показывает и называет следующую картинку: «А это кто? Это кошка – мяу, мяу. Покажи где мяу?»

Упражнение повторяется несколько раз.

 

Найди и принеси

Цель: учить находить связь между игрушкой (предметом) и изображением.

Оборудование: игрушки и картинки с их изображением.

Ход игры: взрослый раскладывает на диване игрушки, а сам с ребенком садится чуть в стороне. Затем он показывает ребенку картинку одну за другой и просит приносить то, что нарисовано на картинке: «Кто это? Мяу. Где мяу? Принеси мяу!» - говорит взрослый и сопровождает свои слова естественным жестом. «Кто это? Аф-аф. Где аф-аф? Дай аф-аф! Где тпру? Принеси тпру?» После того, как ребенок принесет все игрушки, можно предложить покатать их в грузовике: малыш вместе со взрослым сажают в машину кошку, собаку, лошадку, а потом катают по комнате за веревочку.

 

Кати мяч, машину, поезд

Цель: учить выполнять речевую инструкцию взрослого.

Оборудование: ворота, которые можно сделать из деталей конструктора; маленький мяч (оп-оп-оп), машина (би-БИ__), поезд (ту-ТУ___), мешочек.

Ход игры: взрослый сажает ребенка за стол напротив себя и предлагает поиграть. Достает игрушки из мешочка по одной, рассматривает их вместе с ребенком, обыгрывает и называет.

Затем взрослый строит ворота из конструктора на глазах у ребенка. Игрушки при этом стоят чуть в стороне от ворот. Затем, указывая на машину, взрослый говорит ребенку: «Возьми машину (би-Би___). Кати машину». При этом взрослый активно использует естественные жесты. В случае необходимости он помогает малышу прокатить машину через ворота. Аналогичные действия выполняются с мячиком и поездом.

Затем взрослый повторяет игру, не используя естественные жесты, а использует лишь инструкции: «Где мяч (оп-оп-оп)? Возьми, кати мяч. Возьми би-Би___(машину). Кати. Возьми поезд (ту-Ту___). Кати.». Обязательно нужно хвалить малыша за правильно выполненное действие и не ругать его, если он действует неправильно, по-своему. Со временем он поймет, что от него требуется и будет охотно играть в эту игру.

 

Маша-растеряша

Цель: учить понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией; находить нужные вещи в пространстве комнаты, ориентируясь на название.

Оборудование: кукла; 3 предмета игрушечной одежды, разложенные на диване, на стуле.

Ход игры: взрослый показывает малышу голенькую куклу, говорит, используя при этом естественные жесты, что ей холодно, предлагает ребенку одеть куклу: «Ляле холодно! Ай-ай! Давай оденем лялю! Где трусы? Дай трусы». Взрослый помогает малышу надеть трусы кукле. Затем взрослый спрашивает: «Где рубашка? Дай рубашку». Малыш с помощью взрослого надевают кукле рубашку. «Где штаны? Дай штаны». Если ребенок не находит вещи сам, это за него делает взрослый, называя при этом предмет одежды: «Вот трусы. Вот …».

Эту игру можно повторять, используя другие предметы игрушечной одежды, соответствующей сезону.

 

Большие и маленькие куклы

Цель: понимать слова «большой» и «маленький».

Оборудование: 2-3 маленькие и 2-3 большие куклы, две коробки — большая и маленькая.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком 2 разные по величине коробки, рассматривают их вместе с ребенком, указывая, что в них ничего нет. Взрослый достает и показывает ребенку большую куклу: Посмотри кто к нам в гости пришел? Ляля. Ляля большая! Куда положим лялю? Затем сам кладет большую куклу в большую коробку, говорит и использует при этом естественный жест: «Большая ляля. Положу в большую коробку». То же самое повторяет с маленькой лялей: «Маленькая ляля. Положу в маленькую коробку». Затем взрослый дает малышу куклу (сначала большую, потом маленькую) и предлагает выбрать для нее коробку: «Ляля маленькая. Куда положишь? Сюда или сюда? (используется естественный жест)». Если ребенок не справляется самостоятельно, взрослый ему помогает.

Игру можно повторять, раскладывая в коробки, корзины, мешочки другие большие и маленькие игрушки.

 

Большие и маленькие собаки

Цель: понимать слова «большой» и «маленький»

Оборудование: 3 большие собаки и 3 маленькие, мешочек.

Ход игры: взрослый достает из мешочка большую собаку и говорит: «Кто к нам пришел? Это ав-ав. Ав-ав большая», используя при этом естественный жест «большая» и низкий громкий голос. Затем достает маленькую собачку и говорит: «А это маленькая ав-ав. Ав-ав маленькая», используя при это естественный жест «маленькая» и высокий голос. Затем взрослый дает малышу собаку (поочередно, большую, потом маленькую) и предлагает поставить ее или к большой собаке, или к маленькой: «Ав-ав маленькая. Куда поставим сюда или сюда? (используя естественный жест)».

Когда всех собак расставили по своим местам, взрослый просит ребенка показать, где маленькие собаки, а где большие. Не огорчайтесь, если ребенок не сможет в этом разобраться, терпеливо объясняйте, постепенно он усвоит понятия «большой» и «маленький».

В конце игры попросите малыша помочь вам убрать всех собак в мешочек.

В следующий раз в игре могут участвовать большие и маленькие кошки, зайцы, медвежата, мячи и др. игрушки.