Игры-занятия со строительным материалом для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет

 

Построй стол и стул

Цель: учить сооружать два предмета, отличающихся по конструкции, объединяя их в один сюжет. Обыгрывать постройку, побуждать к повторению слов, фраз.

Примерный словарь: имя ребенка, будем строить, стол, стул, построй, ляля, ест (ам-ам), вот, на, кубики, тут, пьет, молодец, пока.

Оборудование: 4 кубика, 4 кирпичика одного цвета, кукла, чашка, игрушечные стол и стул.

Ход занятия: взрослый показывает малышу игрушечные стол и стул, называет их «стол», «стул». Если в обучении ребенка используются письменные таблички, взрослый подкладывает таблички стул и стол к предметам. Затем взрослый говорит малышу: «Будем строить» и на глазах у малыша строит стол: ставит кубик, сверху на него кладет кирпичик, называет его «стол», а затем строит стул: ставит кирпичик на узкую грань, и к нему приставляет кубик – «стул». Стул ставит рядом возле стола. Называя постройки, взрослый держит таблички с написанными словами у подбородка стол, стул, и прикладывает их к постройкам. На построенный стол ставит чашку. На стул взрослый сажает куклу, и поит ее из чашки, говорит – «Ляля пьет». Кукла пьет чай, говорит «спасибо», прощается с малышом «Пока». После этого ребенку дают строительный материал и предлагают построить стол и стул самостоятельно, показывая место, где ребенок будет строить: «Катя, построй тут». Образец взрослого (стол и стул) всегда находится перед ребенком. Если у малыша не получается справиться с заданием самостоятельно, взрослый помогает ему. Постройки соотносятся с реальными предметами, называются «стол, стул» и к ним подкладываются соответствующие таблички. Малышу, выполнившему постройку, взрослый дает мелкие игрушки и предлагает поить куклу из чашки - «ляля пьет». В конце занятия взрослый хвалит малыша «Катя, молодец!». Постройку ребенка можно перенести в удобное место (на полку, на телевизор и т.п.) и показывать всем, кто приходит: «Папа (мама, бабуля), посмотри. Стул и стул. Катя построила. Молодец». При этом взрослый показывает на ребенка и постройку.

На следующем занятии можно строить стол и два (три) стула, на стулья сажать зверушек и кукол, кормить и поить их.

Другие варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.

 

Построй диван для мишки

Цель: продолжать учить детей сооружать мебель для игры, располагая строительный материал по-разному. Учить к кирпичику, поставленному на длинную узкую сторону, приставлять кирпичик, положенный плашмя, побуждать к повторению слов, фраз.

Примерный словарь: имя ребенка, будем строить, построй, мишка, привет, диван, сядь, вот, кубики, тут, сидит, идет, верно, неверно, умница.

Оборудование: 4 кирпичика, игрушки-мишки, соразмерные величине кирпичиков.

Ход занятия: взрослый, усадив ребенка на занятие, говорит: «Будем строить» и достает строительный материал: «Вот кубики». Далее он показывает малышу игрушечный диван, обращает внимание не его спинку и сидение, называет его «диван» и если в обучении малыша уже используются письменные таблички, подкладывает табличку диван к предмету. Затем взрослый на глазах у малыша строит диван: к кирпичику, поставленному на длинную узкую сторону, приставляет кирпичик, положенный плашмя. Взрослый называет постройку «диван», держа табличку с написанным словом у подбородка, и прикладывает ее к постройке. Вводится игровой сюжет: в гости к малышу приходит мишка: «Мишка, привет! Вот диван. Сядь!» - на диван взрослый сажает мишку: «Мишка сидит». Затем взрослый дает кирпичики ребенку и предлагает построить диван самостоятельно, указывая место, где ребенок будет строить: «Дима, построй тут. Верно/неверно. Умница». Если у малыша не получается справиться с заданием самостоятельно, взрослый помогает ему: показывает детали своей постройки, вновь строит диван на глазах малыша или использует совместные действия. Постройка соотносится с реальным предметом, взрослый побуждает ребенка назвать ее «диван», к дивану подкладывается табличка диван. Затем взрослый предлагает посадить на него мишку: «мишка сидит». Сюжет игры можно разнообразить, например, «Мишка идет (топ, топ). Мишка устал. Мишка сидит».

На следующем занятии ребенку можно предложить новый игровой сюжет: куклы ходят друг к другу в гости, сидят на диване. В конце занятия под руководством взрослого ребенок складывают строительный материал в коробку, аккуратно разобрав постройку.

В дальнейшем можно строить диван из трех кирпичиков (с высокой спинкой); из двух кубиков и кирпичика.

Другие варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.

 

Построй кровать для куклы

Цель: учить детей сооружать постройку, используя разнообразный материал. Учить к кирпичику, положенному плашмя, приставлять кирпичики с боков, поставленные на узкую короткую сторону и придвинуть с двух сторон в виде спинок, побуждать к повторению слов, фраз.

Примерный словарь: имя ребенка, будем строить, кровать, кубики, вот, тут, спит (баю-бай), кукла (ляля), построй, верно, неверно, молодец.

Оборудование: 6 кирпичиков одного цвета, 2 куколки, лоскутки.

Ход занятия: взрослый, усадив ребенка на занятие, говорит: «Будем строить» и достает строительный материал: «Вот кубики». Далее он показывает малышу реальную кровать, обращает внимание не ее основание и спинку, называет ее «кровать». Если в обучении малыша уже используются письменные таблички, прикладывает табличку кровать к предмету. Затем взрослый на глазах у ребенка строит кроватку: к кирпичику, положенному плашмя, приставляет кирпичики с боков – «вот кровать». Взрослый называет постройку «кровать», держа табличку с написанным словом у подбородка, и прикладывает ее к постройке кровать. Вводится игровой сюжет: взрослый кладет на построенную кровать лоскуток ткани – простынку, достает маленькую куколку и укладывает ее в кроватку, говорит: «ляля спит (баю-бай)», сопровождая слова естественным жестом. После этого малышу дают кирпичики и просят построить кровать самостоятельно. Взрослый говорит: “Построй кровать тут”, указывая место строительства и сопровождая слова показом своей постройки. При этом образец взрослого всегда находится перед ребенком. Если малыш затрудняется воспроизвести постройку, взрослый помогает ему: показывает детали своей постройки, вновь строит кровать на глазах малыша и, если эти способы не помогают, использует метод совместных действий. Постройка соотносится с реальным предметом, взрослый побуждает ребенка назвать ее «кровать», к построенной кровати подкладывается табличка кровать. Затем взрослый предлагает малышу на построенную кровать положить куклу: «ляля спит». В конце занятия взрослый хвалит малыша «Катя, молодец!». Постройку ребенка можно перенести в удобное место (на полку, на телевизор и т.п.) и показывать всем, кто приходит: «Папа (мама, бабуля), посмотри. Кровать. Ляля спит. Катя построила. Молодец». При этом взрослый показывает на ребенка и постройку.

На последующих занятиях взрослый предлагает строить кровать из кирпичиков разного цвета (например, основание желтого цвета, а спинки – красного); строить кровать из двух кирпичиков и пластины, из двух кубиков и двух кирпичиков, из шести кирпичиков (широкая кровать).

Другие варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.

 

Построй кровать и стул

Цель: учить ребенка сооружать постройку с использованием разнообразного материала. Продолжать учить сооружать два предмета разной конструкции, объединяя их в один сюжет, побуждать к произнесению слов, фраз.

Примерный словарь: имя ребенка, будем строить, кровать, стул, кубики, вот, тут, там, спит (баю-бай), кукла (ляля), мишка, сидит, построй, верно, неверно, молодец, хорошо.

Оборудование: 8 кирпичиков одного цвета, 2 кубика, две картинки, на которых изображены стул и кровать, две куклы-малютки, два маленьких мишки.

Ход занятия: взрослый говорит малышу: «Будем строить», держа табличку с написанными словами у подбородка. Делая вопросительное лицо, и разводя руками, взрослый спрашивает у малыша «Где кубики?» и просит принести их: «Таня, принеси кубики». Ребенок самостоятельно или вместе со взрослым приносит коробку с кубиками. Вначале взрослый на глазах у малыша строит кровать, затем стул. Когда постройки готовы, взрослый называет их «кровать», «стул», показывает малышу картинки с изображением кровати и стула и просит подложить их к соответствующим постройкам, используя естественный жест: «Где кровать? Положи. Где стул? Положи. Верно/неверно». Если в обучении малыша используются письменные таблички, ему предлагается также подложить таблички стул и кровать к соответствующим постройкам. Затем взрослый вводит игровой сюжет, он предлагает посадить куклу на стул, говорит: «ляля сидит» и сажает куколку на стул, мишку предлагает положить спать, кладет его на построенную кровать, говорит: «мишка спит» и сопровождает слова естественным жестом. После этого взрослый предлагает ребенку построить кровать и стул самостоятельно, сопровождая слова естественными жестами: «Вася, построй кровать тут… Там построй стул». При необходимости взрослый помогает малышу: показывает детали своей постройки, вновь строит кровать и стул на его глазах и, если эти способы не помогают, использует метод совместных действий. Постройки соотносятся с предметами на картинках, взрослый побуждает ребенка назвать их «кровать», «стул», к построенной кровати и стулу подкладываются таблички кровать, стул. Постройки снова обыгрываются. После игры ребенок вместе со взрослым складывают материал в коробку или относят постройки в удобное место (на полку, на телевизор и т.п.) и показывают всем, кто приходит: «Папа (мама, бабуля), посмотри. Кровать. Стул. Мишка спит. Ляля сидит. Вася построил. Молодец. Хорошо». При этом взрослый показывает на ребенка и постройки.

На следующих занятиях малыш строит кровать из двух кубиков и двух кирпичиков и два стула из кубика и кирпичика, на стульях сидят зайка, мишка, на кроватке спит кошка; или строит кровать, стул и стол для собачки, кошки, петушка.

Другие варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.

 

Построй скамейку для зайки

Цель: учить делать перекрытие на устойчивой основе, использовать постройку в игре, побуждать к произнесению слов, фраз.

Примерный словарь: будем строить, вот, кубики, скамейка, зайка, сидит, бежит, молодец, так (не так), хорошо, да, нет, верно/неверно, убери.

Оборудование: 4 кубика одного цвета, 2 кирпичика, кукла, собачка.

Ход занятия: Взрослый, усадив ребенка на занятие, говорит: «Будем строить» и достает строительный материал: «Вот кубики». Далее он показывает малышу небольшую игрушечную скамейку, называет ее «скамейка». Если в обучении малыша уже используются письменные таблички, прикладывает табличку скамейка к предмету. Затем взрослый на глазах у ребенка строит скамейку из двух кубиков и кирпичика. Взрослый называет постройку «скамейка», держа табличку с написанным словом у подбородка, и прикладывает ее к постройке скамейка. Вводится игровой сюжет: зайка бежит, видит скамейку, садится на нее: «зайка сидит». После этого ребенку предлагается построить скамейку самостоятельно: “Построй тут… Так. Возьми кубик…Верно…”, говорит взрослый и указывает место строительства. При этом образец взрослого всегда находится перед ребенком. Если малыш затрудняется воспроизвести постройку, взрослый помогает ему. Постройка соотносится с реальным предметом, взрослый побуждает ребенка назвать ее «скамейка», к постройке подкладывается табличка скамейка. Затем взрослый предлагает малышу поиграть с зайкой: сначала зайка бежит, потом, увидев скамейку, садится на нее: «Зайка бежит», «зайка сидит». В конце занятия взрослый хвалит малыша «Молодец!», гладит его по голове. Постройку ребенка можно перенести в удобное место (на полку, на телевизор и т.п.) и показывать всем, кто приходит: «Папа (мама, бабуля), посмотри. Скамейка. Зайка сидит. Катя построила. Молодец». При этом взрослый показывает на ребенка и постройку.

На следующих занятиях ребенку предлагается построить скамейку другим способом: из четырех кирпичиков и пластины, строить две скамейки: узкую и длинную (из пластины и кубиков).

Другие варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.

 

Построй дорожку и скамейку для мишки

Цель: учить сооружать более сложные постройки из большего количества строительного материала, закреплять умение ребенка делать перекрытия на устойчивой основе. Учить использовать постройку в игровой ситуации, побуждать к произнесению слов, фраз.

Примерный словарь: будем строить, вот, кубики, скамейка, дорога, построй, идет (топ-топ), все, еще, верно/неверно, умница, поставь тут, да, нет, помоги.

Оборудование: 4 желтых кирпичика, 2 пластины (скамейка), 6 зеленых кирпичиков (дорожка).

Ход занятия: Взрослый приносит коробку или ведерко с кубиками, спрашивает малыша, используя естественный жест, «Что тут?... Кубики», говорит взрослый и за себя, и за малыша. Взрослый говорит ребенку: «Будем строить» и показывает табличку будем строить. На глазах у ребенка он строит скамейку из двух желтых кирпичиков и пластины, а рядом с ней дорожку из трех кирпичиков. Взрослый называет постройки «скамейка», «дорога», показывает малышу картинки с изображением скамейки и дорожки и просит подложить их к соответствующим постройкам, используя естественный жест: «Где дорога? Положи. Где скамейка? Положи. Верно/неверно». Если в обучении малыша используются письменные таблички, ему предлагается также подложить табличку скамейка к соответствующей постройке. Затем взрослый вводит игровой сюжет: мишка идет по дорожке, сидит на скамейке – «мишка идет (топ-топ), устал, мишка сидит». После этого ребенку дают соответствующие детали и предлагают построить скамейку и дорожку для мишки. При необходимости взрослый помогает малышу. Когда постройки готовы, ребенку дают мишку и предлагают повторить действия с ним: мишка идет по дорожке – «мишка идет, топ-топ»; мишка сидит на скамейке – «мишка сидит». В конце занятия взрослый хвалит малыша «Умница!», гладит его по голове. Постройку ребенка можно перенести в удобное место (на полку, на телевизор и т.п.) и показывать всем, кто приходит: «Папа (мама, бабуля), посмотри. Скамейка. Дорога. Мишка сидит. Маша построила. Умница». При этом взрослый показывает на ребенка и постройку. На следующем занятии скамейка и дорожка строятся для других персонажей.

На следующих занятиях нужно учить ребенка использовать постройку в разных игровых ситуациях: «Кошка бежит по дорожке, вспрыгнула на скамейку», «Кукла сидит на скамейке, собачка бежит по дорожке», «Лошадка бежит по дорожке, зайка сидит на скамейке» и т.п.

Другие варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.

 

Построй гараж

Цель: учить детей ставить кирпичики на длинную узкую сторону, замыкая при этом пространство, сверху класть дощечку. Учить использовать постройку в игровой ситуации, побуждать к произнесению слов, фраз.

Примерный словарь: будем строить, кубики, машина (би-би), едет, гараж, да, нет, вот, молодец, верно, неверно, плохо, уходи.

Оборудование: 5—6 кирпичиков зеленого (или любого другого) цвета, дощечка, машина, картинка гаража.

Ход игры: Взрослый показывает малышу машинку, спрашивает его: «Что это?» Если ребенок отвечает, как может, хвалит его, если нет – говорит за него: «машина (би-би). Взрослый предлагает малышу поиграть с машиной – возить ее по столу, по ковру, говоря при этом: «би-би едет». Затем он показывает ребенку картинку с изображением гаража, в котором стоит машина - «Вот гараж. Там машина. Будем строить». Взрослый на глазах у малыша строит гараж для машины: ставит кирпичики на длинную узкую сторону, замыкая при этом пространство, сверху на кирпичики кладет дощечку, произносит – «вот гараж». После этого взрослый предлагает малышу отвезти машину («би-би едет») в гараж. Во время игры можно использовать отрицательный персонаж (волк, медведь), который приходит и разрушает постройку. Взрослый вместе с ребенком ругают его: «Ай-яй-яй! Фу! Плохо! Уходи!» А ребенку предлагается построить гараж самостоятельно: «Вова! Построй гараж» - говорит взрослый и использует при этом естественные жесты. При необходимости взрослый помогает ребенку, используя совместные действия. Постройка снова обыгрывается.

На следующих занятиях малышу предлагают строить гараж с дверью из 7-8 кирпичиков; строить два гаража – для маленькой и для большой машины.

Другие варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.

 

Построй домик для матрешки

Цель: учить детей строить дом из кирпичиков и трехгранной призмы, уметь делать перекрытие с использованием призмы. Учить использовать постройку в игровой ситуации, побуждать к произнесению слов, фраз.

Примерный словарь: имя ребенка, привет, будем строить, построй, дом, ляля, зайка, да, нет, вот, молодец, верно, неверно, хорошо, плохо,

Оборудование: 6 кирпичиков синего (или любого другого) цвета, 2 призмы зеленого цвета, небольшая матрешка, зайчик.

Ход занятия: в гости к малышу приходит матрешка: она приезжает на грузовике со строительным материалом. Кукла здоровается с ребенком – «Привет, Ваня!» Взрослый наклоняется к кукле, спрашивает у нее: «Что ты хочешь строить?», используя при этом естественные жесты: «Дом. Будем строить дом» - говорит взрослый за куклу. Взрослый разгружает грузовик и на глазах у ребенка строит дом из трех кирпичиков и трехгранной призмы: «Вот дом» - говорит взрослый. Затем он раскладывает перед малышом 2-3 таблички (например, дом и стул) предлагает выбрать нужную, т.е. дом, и приложить ее к построенному дому. Используя естественные жесты, он говорит: «Где дом? Положи». При необходимости взрослый помогает малышу. Затем вводится игровой сюжет: в домике живет матрешка, а в гости к малышу прибегает зайка, здоровается с ребенком и «просит» построить дом: «Ваня! Построй дом!» - просит зайка. Взрослый дает ребенку соответствующие детали конструктора. При необходимости он помогает ребенку возвести постройку. Постройка обыгрывается: зайка и матрешка ходят в гости друг к другу.

На последующих занятиях малышу можно предложить строить дом из большего количества строительных деталей — «Дом с дверью»; «Дом с окошком и дверью»; строить дом и дорожку; дом и скамейку; строить два дома - большой - для большого мишки и маленький – для маленького мишутки.

Другие варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.

 

Построй загончик для животных

Цель: учить строить загончик из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Воспроизводить игровые действия с постройкой, побуждать к произнесению слов, фраз.

Примерный словарь: имя ребенка, будем строить, построй, петушок (ко-ко-ко), собака (ав-ав), кошка (мяу), волк, плохо, ай-яй-яй, да, нет, вот, молодец, верно, неверно и др.

Оборудование: 5 кирпичиков, мелкие игрушки: собачка, петушок, кошка, волк.

Ход занятия: сначала ребенку предоставляется возможность поиграть с мелкими игрушечными зверушками: собачкой, петушком, кошкой: звери гуляют в лесу – собачка бежит – «ав-ав-ав», петушок ходит: «ко-ко-ко», кошка сидит и умывается: «мяу, мяу». Вдруг прибегает волк (отрицательный персонаж) и хочет схватить кошку или петушка. Собака лает на волка - «Ав-ав-ав», «Ай-яй-яй, волк, плохой!» - и он убегает. Взрослый говорит: «Будем строить забор», берет кирпичики и строит для животных загородку: берет кирпичик, ставит его на короткую сторону, другой кирпичик плотно прижимаем к первому и т. д. За загородку он помещает петушка и кошку, а собачка «гуляет» перед загородкой, охраняет зверей. Снова прибегает волк, собачка лает на него, не пускает за загородку, но волк разрушает постройку и убегает – «Ай-яй-яй. Волк плохой. Все сломал!» - говорит взрослый и просит ребенка построить загородку для зверей. Он говорит: «Вова! Построй забор!», используя при этом естественные жесты. При необходимости взрослый помогает малышу, а когда постройка готова, снова разворачивается игровой сюжет. Но в этот раз волк не ломает загородку, а дружно играет с зверушками.

При повторении занятия загородку можно строить из большего количества кирпичиков – семи-восьми.

Другие варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.

 

 

Построй лесенку

Цель: учить ребенка сооружать постройки из разных по форме строительных деталей и использовать их в игре, воспроизводить игровые действия с постройкой, побуждать к произнесению слов, фраз.

Примерный словарь: имя ребенка, будем строить, построй, лесенка, кубики, ляля, идет (топ-топ), иди, тут, вот, верно, неверно, хорошо, положи, умница.

Оборудование: 6 кубиков одного цвета, две маленьких куклы или другие мелкие игрушки.

Ход занятия: Взрослый на глазах у малыша строит лесенку из 3-х кубиков, приговаривая: «Вот лесенка! Ляля идет по лесенке: топ-топ-топ». К постройке прикладывается табличка лесенка. Затем взрослый дает ребенку другую куколку и предлагает построить для нее другую лесенку: «Оля! Построй лесенку! Построй тут», говорит взрослый, сопровождая слова естественным жестом. При необходимости взрослый помогает малышу. Когда лесенка построена, взрослый называет постройку «лесенка», к постройке прикладывает табличку лесенка. После этого ребенку дают куколку и предлагают продемонстрировать, как по лесенке поднимается и спускается кукла – «Ляля, иди! Ляля идет (топ-топ). В конце занятия взрослый хвалит малыша «Умница!», гладит его по голове. Постройку ребенка можно перенести в удобное место (на полку, на телевизор и т.п.) и показывать всем, кто приходит: «Папа (мама, бабуля), посмотри. Лесенка. Оля построила. Умница». При этом взрослый показывает на ребенка и постройку.

При повторении занятия можно строить лесенку и скамейку; лесенку и дорожку, лесенку и дом. Если малыш успешно справляется с воспроизведением лесенки из трех кубиков, ему можно предложить построить ее из шести крупных и/или мелких кубиков/кирпичиков.

Другие варианты усложнения задания указаны в рекомендациях к занятиям.