Подходы к разработке локальных нормативных актов образовательной организации

 

Современная нормативно-правовая практика утверждает, что «Локальный нормативный акт образовательного учреждения» – это документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления (должностным лицом) образовательной организации и регулирующий трудовые, образовательные и иные отношения в рамках данной образовательной организации» [6, 7]. Локальный акт является неотъемлемой частью управления образовательной системы.

Локальный нормативный акт (ЛНА) является необходимым официальным документом, принятым в установленном порядке и закрепляющим правовые нормы, основанные на действующем законодательстве. В обязательном порядке у такого письменного документа оформляются все необходимые реквизиты [1].

Основное назначение ЛНА – конкретизация, детализация и дополнение, а иногда и восполнение общей правовой базы, применимой в конкретной образовательной организации (ОО) с учетом обстоятельств трудовых отношений, особенностей образовательного процесса и других имеющихся условий.

ЛНА направлен на регулирование внутришкольной деятельности в соответствии с уставными целями и задачами образовательной организации, а также на соблюдение прав и обязанностей всех участников образовательных отношений. Локальный акт образовательной организации позволяет установить ответственность сторон, обеспечивает эффективное управление организацией и функционирование школы, регулирует образовательный процесс и определяет структуру и порядок деятельности в организации.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 30 273 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее 273-ФЗ), ЛНА не могут изменять положение сотрудников образовательной организации, обучающихся и их родителей/законных представителей в сторону ухудшения по отношению к нормам, установленным законодательством [6].

Принято разделение локальных нормативных актов на обязательные (наличие которых закреплено и установлено законодательством) и необязательные (наличие которых ОО определяет самостоятельно исходя из практической востребованности).

Статья 30, ч. 2  273-ФЗ определяет обязательные ЛНА, регламентирующие основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности, к которым относятся порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, правила приема обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся [6].

В качестве примеров обязательных ЛНА могут выступать: документ, устанавливающий порядок обработки и защиты персональных данных, например, Положение о персональных данных (п. 8 ст. 86 Трудового кодекса (далее – ТК) РФ); документ, устанавливающий систему оплаты труда, например, Положение об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ); правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ); правила и инструкции по охране труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ); документ, определяющий порядок аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ) [3, 6].

К необязательным ЛНА, самостоятельно определяемым организацией исходя из практической востребованности, возможно отнести документ, регламентирующий деятельность специалистов отдельных служб, звеньев психолого-педагогического сопровождения, помощи, например, положения «Об оказании логопедической помощи», «О тьюторе общеобразовательной организации».

Нормативные локальные акты могут издаваться в различных формах. Среди основных локальных актов, как правило, выделяют:

  • постановления (оформляют решение органа управления школой);
  • приказы (оформляют решение руководителя);
  • решения (представляет акты общего собрания участников образовательных отношений);
  • инструкции (устанавливают порядок осуществления какой-либо деятельности);
  • положения (устанавливает правовые положения органа или структурного подразделения или порядок реализации полномочий);
  • правила (регламентируют различные вопросы деятельности ОО и участников образовательного процесса);
  • и другие формы оформления документации, которые регламентируют разнообразные стороны деятельности организации.

Подчеркнем, что локальный акт регулирует отношения только внутри данной конкретной ОО.

Для образовательной организации, всех субъектов образовательного процесса необходимо учитывать содержание актов, регламентирующих:

  • вопросы по осуществлению образовательного процесса;
  • вопросы по организации учебно-методической работы;
  • вопросы отношений работодателя с работником;
  • вопросы деятельности организации самоуправления;
  • вопросы административной, финансово-хозяйственой деятельности.

Каждый акт регламентирует определенную сторону деятельности организации, направленной на воспитание и обучение, разнится не только по содержанию, цели принятия, но и по процедуре утверждения.

Следует выделить ряд этапов разработки локальных актов образовательной организации. Среди них:

Первый этап: определение ряда актуальных проблем, требующих разработки и утверждения локального акта, по которым необходима определенная регламентация, разъяснения и конкретизация.

Данная потребность в педагогической практике может выявляться в ходе методических совещаний, заседаний педагогического или методического советов. В целях эффективного проектирования локального акта создается рабочая группа приказом руководителя.

Такая группа может включать представителей педагогического коллектива, что определяется статьями 52, 53 ТК РФ, предусматривающими право работников на участие в управлении организацией; представителей родительской общественности, администрации, общественного совета, включая возможное участие членов ученического совета, что также рассматривается в части 4 статьи 50 закона РФ «Об образовании в РФ».

Второй этап: определение актуального содержания и закрепление сроков разработки локального акта. В совместной деятельности руководитель и члены рабочей группы определяют их при обсуждении.

Третий этап: создание тестового варианта.  Рабочая группа продумывает содержание документа и оформляет в текстовом варианте. В установленные сроки происходит подготовка проекта локального акта, его обсуждение, внесение в него замечаний и предложений, корректировка с дальнейшим согласованием проекта. На данном этапе содержание проекта документа соотносится с имеющимися действующими законодательными нормами и согласуется с заинтересованными лицами, уполномоченным органом образовательной организации [4, 6].

Четвертый этап: согласование проекта нормативного локального акта. Тестовой вариант разработанного проекта документа проходит процедуру согласования с уполномоченными лицами, что закрепляет реквизит «Виза согласования документа». Этот реквизит должен содержать подпись и должность визирующего документ, расшифровку подписи и дату подписания. В отдельных случаях ЛНА может приниматься педагогическим или управляющим советом ОО. Согласованный проект утверждается руководителем.

Образовательная организация принимает ЛНА в рамках своей компетенции в установленном Уставом ОО порядке и на основании законодательной базы РФ и в ее соответствии [3, 6].

Согласно действующего законодательства локальный акт вступает в действие со дня его подписания руководителем. Руководитель образовательной организации издает приказ об утверждении локального акта.

Все локальные акты ОО размещаются на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и должны быть доступными для прочтения [4, 5]. При зачислении в ОО происходит ознакомление обучающихся, их родителей (законных представителей) с локальными актами учреждения.

Возможно выделение и определение отдельных групп ЛНА, определяющих различные аспекты образовательной деятельности. К ним относятся:

  • ЛНА, регламентирующие организационные аспекты деятельности ОО;
  • ЛНА, регламентирующие содержание образования;
  • ЛНА, регламентирующие образовательные отношения;
  • ЛНА, регламентирующие права и обязанности и ответственность работников ОО;
  • ЛНА, регламентирующие права и обязанности, меры социальной поддержки обучающихся;
  • ЛНА, регламентирующие открытость и доступность информации о деятельности ОО;
  • ЛНА, регламентирующие обеспечение безопасности, защиту персональных данных.

Важнейшим моментом в деятельности образовательной организации, реализующей АООП, является разработка ЛНА, которые регламентируют создание специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ, позволяют детализировать, а иногда и дополнить правовое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ применительно к конкретной ОО и с учетом ее специфики.

Для обеспечения устойчивой, системной, последовательной работы ОО, реализующей АООП, необходима разработка ЛНА, содержащие нормы, регулирующие целый ряд уточнений, отраженных в содержании образования обучающихся с ОВЗ.

Для обеспечения реализации адаптированной общеобразовательной программы требуется разработка положения «О порядке разработки, утверждения и внесения изменений в адаптированные основные общеобразовательные программы» (см. Приложение), которое будет регламентировать порядок формирования текста программы, ее структуры и внесения необходимых изменений в содержание. С учетом требований индивидуализации содержания образования, для отдельной категории обучающихся – например, по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 – разрабатывается АООП с учетом индивидуальной программы развития (СИПР). Особенностью данной программы является уникальное содержание, персонифицированное для отдельного обучающегося. Создание такой программы регламентируется положением «О разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)» [8].

ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в обязательном порядке предусматривает предоставление системы комплексной помощи [6, 8, 9]. Для реализации психолого-педагогической помощи в ОО создаются соответствующие службы, обеспечивающие комплексное психолого-педагогическое и социальное сопровождение. Это могут быть – служба психолого-педагогического и социального сопровождения, психолого-педагогический консилиум, школьная служба примирения и др. Актуальными локальным нормативными актами в таком случае будет разработка и соответствующее внедрение в действие положений «О службе психолого-педагогического и социального сопровождения», «О деятельности психолого-педагогического консилиума».

В данных положениях отражается специфика деятельности организации применительно к условиям учреждения, задачи, особые пункты, позволяющие конкретизировать междисциплинарное взаимодействие специалистов, режим деятельности и другое.

В случаях, когда конкретизация деятельности специалиста с выделением, уточнением отдельных аспектов работы в системе оказания психолого-педагогической помощи необходима, то создаются соответствующие ЛНА.

В ОО могут быть представлены положения «Об оказании логопедической помощи», «О тьюторе общеобразовательной организации». Данные положения могут содержать уточнения режима и специфики деятельности такого специалиста, перечень необходимой и достаточной отчетной документации, ответственность субъектов образовательного процесса и др.

Качество реализации АООП и созданных специальных образовательных условий определяется в процессе мониторинга оценки качества образования, которая проводится в рамках системы внутреннего, внешнего контроля (ВСОКО). Основные моменты проведения таких процедур находят отражение в положении «О внутренней системе оценки качества образования реализации адаптированной основной общеобразовательной программы». В документе фиксируется процедура проведения мониторингов по оценке качества образования, подходы и параметры, содержащие анализ специальных условий обучения, обучения, воспитания и социализации.

В Приложении приведены примеры локальных актов образовательной организации, регламентирующие создание специальных образовательных условий для различных категорий обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, современные нормативно-правовые подходы к организации деятельности образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ позволяют конкретизировать и детализировать необходимые аспекты учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.