Приложение 9. Положение «О внутренней системе оценки качества образования реализации адаптированной основной общеобразовательной программы»

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

  1. Положение закрепляет основные направления и цели внутренней системы оценки качества образования реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - ВСОКО) в образовательной организации (далее - ОО) и призвано способствовать управлению качеством образования.
  2. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также руководствуясь действующими законодательными актами  в сфере образования, защиты прав детей, локальными нормативными актами, уставом образовательной организации, образовательной программой учреждения.
  3. Внутренняя система оценки качества образования реализации адаптированной основной ощеобразовательной программы (далее – АООП) – это единая система диагностики и контроля состояния образования в образовательной организации (далее – ОО), обеспечивающей определение факторов, влияющих на качество образования при реализации АООП и своевременное выявление его изменений. ВСОКО представляет собой совокупность организационных структур, регламентов, процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку качества образовательных программ, качества образовательных достижений обучающихся, качества образовательного процесса, качества условий образовательного процесса, эффективности деятельности образовательного учреждения при организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ с учетом запросов основных пользователей результатами ВСОКО.
  4. Задачи оценки качества образования реализации адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ОВЗ:

-   формирование единого понимания критериев качества образования обучающихся с ОВЗ и подходов к его измерению;

-   формирование единых требований контроля качества реализации АООП в образовательной организации;

-   формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования обучающихся с ОВЗ;

-   формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования обучающихся с ОВЗ;

-   изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности школы;

-   определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;

- определение степени соответствия специальных образовательных условий государственным требованиям;

- определения степени достаточности создаваемых специальных образовательных условий индивидуальным особенностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ;

-   определение степени соответствия адаптированных основных общеобразовательных программ с учетом запросов и нормативным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС ОО обучающихся с УО, заключению ПМПК;

-   обеспечение архитектурной доступности и специализированной пространственно-временной организации образовательной среды в соответствии с ограничениями и потребностями обучающихся с ОВЗ;

-   оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;

-   определение степени соответствия качества образования обучающихся с ОВЗ на различных уровнях обучения (в рамках мониторинговых исследований качества образования) государственным и социальным стандартам;

-   расширение общественного участия в управлении образованием в школе.

  1. Оценка качества образования осуществляется посредством:
  • системы внутришкольного контроля качества образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, качества условий и качества образовательных достижений обучающихся с ОВЗ через мониторинговые исследования;
  • общественной экспертизы качества образования обучающихся с ОВЗ;
  • лицензирования;
  • государственной аккредитации;
  • государственной итоговой аттестации выпускников;
  • итоговой аттестации выпускников с интеллектуальными нарушениями.

5.1.  В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

  • статистика;
  • результаты ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ;
  • внешний мониторинг образовательных достижений обучающихся 1-11 классов;
  • мониторинговые исследования, проводимые в соответствии с направлениями ВСОКО;
  • данные промежуточной и рубежной аттестации (четвертная, полугодовая), внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся 1-11 классов;
  • посещение уроков, элективных курсов и курсов коррекционно-развивающей области, внеурочных мероприятий, занятий системы дополнительного образования;
  • результаты интегративных показателей освоения программы коррекционной работы;
  • анализ деятельности специалистов сопровождения и деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк);
  • социологические опросы.

5.2. Основными пользователями результатов ВСОКО являются:

  • обучающиеся и их родители (законные представители);
  • учителя, специалисты (учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, тьюторы), заинтересованные педагогические работники;
  • методические объединения, председатели методических объединений;
  • администрация ОО;
  • учредитель.

5.3. Направления ВСОКО:

  • контроль за качеством образовательного процесса и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ;
  • контроль за качеством результатов освоения адаптированных основных общеобразовательных программ;
  • контроль за качеством оказания коррекционной помощи;
  • контроль за качеством условий образовательного процесса;
  • контроль за качеством психолого-педагогического сопровождения и реализацией индивидуальных образовательных маршрутов;
  • контроль за качеством созданных специальных образовательных условий.

5.4. Реализуется ВСОКО в соответствии с принципами объективности, открытости, доступности информации, рефлексивности.

  1. Организационно-технологическая характеристика ВСОКО

6.1.     Субъектами ВСОКО являются администрация ОО, методические объединения учителей-предметников, учителя-предметники, специалисты сопровождения, обучающиеся с ОВЗ, родители (законные представители).

6.2.     Руководство ВСОКО осуществляют заместители директора ОО.

6.3.     Объектами оценки в рамках ВСОКО являются:

  • индивидуальные образовательные достижения учащихся;
  • индивидуальная динамика показателей уровня познавательного и психофизического развития ребенка с ОВЗ;
  • образовательный процесс, в т.ч. образовательные программы;
  • условия образования;
  • специальные образовательные условия.

6.4.   ВСОКО включает следующие компоненты:

  • сбор данных контроля по всем направлениям;
  • обработка полученных данных: анализ, оценка;
  • обеспечение информационной доступности        аналитических    данных    для   всех пользователей ВСОКО.

6.5.   Основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.

6.6.   Технология процедур   измерения  определяется      видом избранных контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ), способом их применения. Содержание КИМов, используемых для оценки качества образования, регламентированы ФГОС и не могут выходить за их пределы.

6.7.   Процедуры, используемые во ВСОКО:

  • мониторинг образовательного процесса: качество адаптированных основных общеобразовательных программ, качество образовательного процесса, качество коррекционно-образовательного процесса;
  • мониторинг достаточности созданных специальных образовательных условий потребностям обучающихся с ОВЗ;
  • мониторинг условий образовательного процесса: кадровое обеспечение, обеспечение учебниками, оснащение учебных кабинетов, оснащение кабинетов специалистов, создание специальной организации пространственно-временной среды с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ, соблюдение норм СанПиН;
  • мониторинг психофизического развития и состояния здоровья обучающихся с ОВЗ;
  • анализ эффективности реализации программ индивидуального сопровождения обучающихся в соответствии с АОП;
  • анализ эффективности сопровождающей деятельности ППк образовательного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • мониторинг (внутренний и внешний) – стартовый, рубежный, итоговый образовательных достижений обучающихся 1- 11 классов;
  • социологические опросы, анкетирование пользователей ВСОКО;
  • тематические контрольные работы по разделам программы;
  • промежуточная аттестация;
  • научно-практическая конференция учащихся по проектной деятельности.

6.8.   Измерители ВСОКО:

В целях получения объективной информации о качестве образования в ОО для проведения письменных (диагностических, контрольных) и устных работ могут быть использованы КИМы, утвержденного образца.

6.9.   Инструментами ВСОКО являются локальные акты, обеспечивающие регламент процедур и регламент предоставления результатов мониторингов и специальных исследований, программа реализации ВСОКО, план внутришкольного контроля, графики проведения мониторингов (внутренних и внешних) образовательных достижений обучающихся, банк данных КИМов, критерии оценивания результатов, индикаторы оценки.

6.10. Содержание процедуры оценки качества дополнительного образования:

  • установление степени соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям и особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
  • установление соответствия направленности программ дополнительного образования заявленным в лицензии;
  • установление доли обучающихся с ОВЗ, вовлеченных в систему дополнительного образования.

6.11. Содержание процедуры оценки качества коррекционно-образовательного процесса:

  • установление степени соответствия программ курсов коррекционно-развивающей области нормативным требованиям и особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
  • установление соответствия направленности программ курсов коррекционно-развивающей области рекомендациям ПМПК;
  • установление доли обучающихся с ОВЗ, обеспеченных коррекционной помощью и посещающих коррекционно-развивающие занятия специалистов.

6.12. Порядок осуществления ВСОКО:

  • анализ результатов деятельности Школы в соответствии с направлениями деятельности;
  • планирование объектов контроля;
  • определение методов контроля;
  • составление регламента процедур;
  • разработка КИМов, критериев оценки результатов, индикаторов оценки;
  • составление графика проведения мониторингов и специальных исследований;
  • назначение исполнителей и ответственных за проведение оценочных процедур;
  • анализ результатов;
  • представление результатов в форме документа;
  • принятие управленческого решения;
  • размещение данных о результатах оценки качества образования на сайте, в электронном журнале.

6.13.  Регламент ВСОКО для участников образовательного процесса:

6.13.1. Администрация

  • Ежегодно проводит самообследование, результаты представлены публично на сайте ОО.
  • Осуществляет планирование и управление основными процессами в ОО на основании локальных актов.
  • Анализирует и утверждает АООП, Рабочие программы, Рабочие программы коррекционно-развивающих курсов, Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся с ОВЗ в соответствии с АООП.
  • Формирует программу реализации ВСОКО, планы внутришкольного контроля.
  • Составляет график мониторинга результатов освоения адаптированных основных общеобразовательных программ (включая процедуры внешнего мониторинга).
  • Публикует график мониторинга на сайте ОО.
  • Анализирует результаты и представляет выводы для принятия управленческих решений.
  • Организует и проводит процедуры экспертизы образовательных результатов по заявлению родителей.
  • Организует аттестацию педагогов и специалистов сопровождения.
  • Формирует план повышения квалификации учителей по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидностью.
  • Размещает на сайте ОО информацию о результатах контроля качества образования, о результатах контроля качества образовательного процессе, о результатах контроля качества условий образовательного процесса обучающихся с ОВЗ.

6.13.2. Методические объединения

  • Организуют и контролируют работу учителей по составлению рабочих программ.
  • Вносят предложения в график мониторинга образовательных результатов.
  • Разрабатывают КИМы для проведения оценочных процедур: составляют уровневые задания в соответствии с элементами содержания изученного раздела; определяют критерии оценки заданий; составляют демоверсию работы.
  • Принимают участие в анализе качества полученных результатов и выработке управленческих решений.

6.13.3. Учитель

  • Разрабатывает рабочие программы.
  • Повышает свой профессиональный уровень в соответствии с требованиями ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС О УО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО осваивает современные образовательные технологии и подходы к обучению детей с ОВЗ.
  • Осуществляет самоконтроль за рубежными результатами освоения адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с содержанием планирования.
  • Своевременно (в соответствии с Положением об оценивании) вносит оценки в электронный журнал (ЭЖ), проводит регулирование полученных результатов.
  • Предоставляет для ознакомления копии работ учащихся по запросу родителей и обучающихся, при необходимости дает комментарий оценок.
  • Принимает участие в анализе результатов ГИА внешней экспертизы, внутреннего контроля.
  • Выполняет управленческие решения по регулированию полученных результатов обучения.
  • В текущей работе формирует у учащихся умения самоорганизации, самоконтроля, саморефлексии.
    • Специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор)
  • Повышает свой профессиональный уровень в соответствии с требованиями ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС О УО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО осваивает современные образовательные технологии и подходы к обучению детей с ОВЗ.
  • Осуществляет самоконтроль за рубежными результатами освоения программы коррекционной работы и адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с содержанием модульного планирования.
  • В составе экспертной группы проводит экспертную оценку личностных и метапредметных достижений обучающихся с ОВЗ.
  • В составе ППк осуществляет контроль результативности комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ.
  • Принимает участие в анализе результатов образовательных достижений, внешней экспертизы, внутреннего контроля.
  • Выполняет управленческие решения по регулированию полученных результатов обучения.
  • В текущей работе формирует у учащихся умения самоорганизации, самоконтроля, саморефлексии.
    • Родители:
  • Осуществляют контроль за результатами обучения по электронному журналу.
  • Получают информацию о графике мониторинга результатов обучения и содержании предстоящей работы.
  • Получают информацию о результатах ВСОКО и внешнего мониторинга результатов обучения и принимают участие в выработке решений, направленных на повышение качества образования.
  • Принимают участие в качестве общественных наблюдателей при проведении оценочных процедур.
  • Принимают участие в социологических опросах по различным аспектам образовательного процесса.
    • Обучающийся:
  • Осуществляет самоконтроль за результатами обучения по электронному журналу.
  • Получает умения, способы действия для осуществления самоорганизации, самоконтроля, саморефлексии.
  • Имеет информацию о содержании планируемых работ (демоверсии КИМов).
  • Получает информацию о результатах ВСОКО и внешнего мониторинга результатов обучения.
  1. Применение результатов ВСОКО

7.1. Результаты ВСОКО могут быть обобщенными и персонифицированными.

7.2. Обобщенные результаты ВСОКО являются открытыми данными, размещаются в открытых источниках и могут быть использованы в работе всеми участниками образовательных отношений в ОО.

7.3. К персонифицированным результатам ВСОКО относятся результаты исследования состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, мониторинга психофизического развития обучающихся с ОВЗ, мониторинга (стартовый, рубежный, итоговый) образовательных достижений обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью, авторизованных социологических опросов, авторизованного анкетирования пользователей ВСОКО, результаты тематических контрольных работ по разделам программы, результаты промежуточной аттестации.

7.4. При этом некоторые персонифицированные результаты ВСОКО носят закрытый характер и предназначены для служебного пользования сотрудников ОО, а также для учащегося и его родителей (законных представителей). Такие результаты не публикуются в открытом доступе, сотрудники, имеющие доступ к таким данным, строго исполняют правила их хранения. К закрытым персонифицированным результатам ВСОКО относятся результаты исследования уровня психофизического развития, результаты психологического тестирования, мониторинга (стартовый, рубежный, итоговый) образовательных достижений обучающихся 1-11 классов, авторизованных социологических опросов, авторизованного анкетирования пользователей ВСОКО, результаты тематических контрольных работ по разделам программы.

7.5. Результаты промежуточной аттестации обучающихся относятся к открытым персонифицированным результатам. При этом передача и тиражирование данных результатов регламентируется законодательством и возможно только при письменном разрешении учащихся и (или) их родителей (законных представителей).

7.6. Результаты ВСОКО могут быть использованы для принятия решения по аттестации педагогического работника, по начислению стимулирующей части заработной платы, а также для принятия других управленческих решений, связанных с основной деятельностью ОО.