Приложение 9. Положение «О внутренней системе оценки качества образования реализации адаптированной основной общеобразовательной программы»
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- Положение закрепляет основные направления и цели внутренней системы оценки качества образования реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - ВСОКО) в образовательной организации (далее - ОО) и призвано способствовать управлению качеством образования.
- Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также руководствуясь действующими законодательными актами в сфере образования, защиты прав детей, локальными нормативными актами, уставом образовательной организации, образовательной программой учреждения.
- Внутренняя система оценки качества образования реализации адаптированной основной ощеобразовательной программы (далее – АООП) – это единая система диагностики и контроля состояния образования в образовательной организации (далее – ОО), обеспечивающей определение факторов, влияющих на качество образования при реализации АООП и своевременное выявление его изменений. ВСОКО представляет собой совокупность организационных структур, регламентов, процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку качества образовательных программ, качества образовательных достижений обучающихся, качества образовательного процесса, качества условий образовательного процесса, эффективности деятельности образовательного учреждения при организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ с учетом запросов основных пользователей результатами ВСОКО.
- Задачи оценки качества образования реализации адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ОВЗ:
- формирование единого понимания критериев качества образования обучающихся с ОВЗ и подходов к его измерению;
- формирование единых требований контроля качества реализации АООП в образовательной организации;
- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования обучающихся с ОВЗ;
- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования обучающихся с ОВЗ;
- изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности школы;
- определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
- определение степени соответствия специальных образовательных условий государственным требованиям;
- определения степени достаточности создаваемых специальных образовательных условий индивидуальным особенностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ;
- определение степени соответствия адаптированных основных общеобразовательных программ с учетом запросов и нормативным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС ОО обучающихся с УО, заключению ПМПК;
- обеспечение архитектурной доступности и специализированной пространственно-временной организации образовательной среды в соответствии с ограничениями и потребностями обучающихся с ОВЗ;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
- определение степени соответствия качества образования обучающихся с ОВЗ на различных уровнях обучения (в рамках мониторинговых исследований качества образования) государственным и социальным стандартам;
- расширение общественного участия в управлении образованием в школе.
- Оценка качества образования осуществляется посредством:
- системы внутришкольного контроля качества образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, качества условий и качества образовательных достижений обучающихся с ОВЗ через мониторинговые исследования;
- общественной экспертизы качества образования обучающихся с ОВЗ;
- лицензирования;
- государственной аккредитации;
- государственной итоговой аттестации выпускников;
- итоговой аттестации выпускников с интеллектуальными нарушениями.
5.1. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
- статистика;
- результаты ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ;
- внешний мониторинг образовательных достижений обучающихся 1-11 классов;
- мониторинговые исследования, проводимые в соответствии с направлениями ВСОКО;
- данные промежуточной и рубежной аттестации (четвертная, полугодовая), внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся 1-11 классов;
- посещение уроков, элективных курсов и курсов коррекционно-развивающей области, внеурочных мероприятий, занятий системы дополнительного образования;
- результаты интегративных показателей освоения программы коррекционной работы;
- анализ деятельности специалистов сопровождения и деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк);
- социологические опросы.
5.2. Основными пользователями результатов ВСОКО являются:
- обучающиеся и их родители (законные представители);
- учителя, специалисты (учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, тьюторы), заинтересованные педагогические работники;
- методические объединения, председатели методических объединений;
- администрация ОО;
- учредитель.
5.3. Направления ВСОКО:
- контроль за качеством образовательного процесса и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ;
- контроль за качеством результатов освоения адаптированных основных общеобразовательных программ;
- контроль за качеством оказания коррекционной помощи;
- контроль за качеством условий образовательного процесса;
- контроль за качеством психолого-педагогического сопровождения и реализацией индивидуальных образовательных маршрутов;
- контроль за качеством созданных специальных образовательных условий.
5.4. Реализуется ВСОКО в соответствии с принципами объективности, открытости, доступности информации, рефлексивности.
- Организационно-технологическая характеристика ВСОКО
6.1. Субъектами ВСОКО являются администрация ОО, методические объединения учителей-предметников, учителя-предметники, специалисты сопровождения, обучающиеся с ОВЗ, родители (законные представители).
6.2. Руководство ВСОКО осуществляют заместители директора ОО.
6.3. Объектами оценки в рамках ВСОКО являются:
- индивидуальные образовательные достижения учащихся;
- индивидуальная динамика показателей уровня познавательного и психофизического развития ребенка с ОВЗ;
- образовательный процесс, в т.ч. образовательные программы;
- условия образования;
- специальные образовательные условия.
6.4. ВСОКО включает следующие компоненты:
- сбор данных контроля по всем направлениям;
- обработка полученных данных: анализ, оценка;
- обеспечение информационной доступности аналитических данных для всех пользователей ВСОКО.
6.5. Основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.
6.6. Технология процедур измерения определяется видом избранных контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ), способом их применения. Содержание КИМов, используемых для оценки качества образования, регламентированы ФГОС и не могут выходить за их пределы.
6.7. Процедуры, используемые во ВСОКО:
- мониторинг образовательного процесса: качество адаптированных основных общеобразовательных программ, качество образовательного процесса, качество коррекционно-образовательного процесса;
- мониторинг достаточности созданных специальных образовательных условий потребностям обучающихся с ОВЗ;
- мониторинг условий образовательного процесса: кадровое обеспечение, обеспечение учебниками, оснащение учебных кабинетов, оснащение кабинетов специалистов, создание специальной организации пространственно-временной среды с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ, соблюдение норм СанПиН;
- мониторинг психофизического развития и состояния здоровья обучающихся с ОВЗ;
- анализ эффективности реализации программ индивидуального сопровождения обучающихся в соответствии с АОП;
- анализ эффективности сопровождающей деятельности ППк образовательного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью;
- мониторинг (внутренний и внешний) – стартовый, рубежный, итоговый образовательных достижений обучающихся 1- 11 классов;
- социологические опросы, анкетирование пользователей ВСОКО;
- тематические контрольные работы по разделам программы;
- промежуточная аттестация;
- научно-практическая конференция учащихся по проектной деятельности.
6.8. Измерители ВСОКО:
В целях получения объективной информации о качестве образования в ОО для проведения письменных (диагностических, контрольных) и устных работ могут быть использованы КИМы, утвержденного образца.
6.9. Инструментами ВСОКО являются локальные акты, обеспечивающие регламент процедур и регламент предоставления результатов мониторингов и специальных исследований, программа реализации ВСОКО, план внутришкольного контроля, графики проведения мониторингов (внутренних и внешних) образовательных достижений обучающихся, банк данных КИМов, критерии оценивания результатов, индикаторы оценки.
6.10. Содержание процедуры оценки качества дополнительного образования:
- установление степени соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям и особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
- установление соответствия направленности программ дополнительного образования заявленным в лицензии;
- установление доли обучающихся с ОВЗ, вовлеченных в систему дополнительного образования.
6.11. Содержание процедуры оценки качества коррекционно-образовательного процесса:
- установление степени соответствия программ курсов коррекционно-развивающей области нормативным требованиям и особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
- установление соответствия направленности программ курсов коррекционно-развивающей области рекомендациям ПМПК;
- установление доли обучающихся с ОВЗ, обеспеченных коррекционной помощью и посещающих коррекционно-развивающие занятия специалистов.
6.12. Порядок осуществления ВСОКО:
- анализ результатов деятельности Школы в соответствии с направлениями деятельности;
- планирование объектов контроля;
- определение методов контроля;
- составление регламента процедур;
- разработка КИМов, критериев оценки результатов, индикаторов оценки;
- составление графика проведения мониторингов и специальных исследований;
- назначение исполнителей и ответственных за проведение оценочных процедур;
- анализ результатов;
- представление результатов в форме документа;
- принятие управленческого решения;
- размещение данных о результатах оценки качества образования на сайте, в электронном журнале.
6.13. Регламент ВСОКО для участников образовательного процесса:
6.13.1. Администрация
- Ежегодно проводит самообследование, результаты представлены публично на сайте ОО.
- Осуществляет планирование и управление основными процессами в ОО на основании локальных актов.
- Анализирует и утверждает АООП, Рабочие программы, Рабочие программы коррекционно-развивающих курсов, Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся с ОВЗ в соответствии с АООП.
- Формирует программу реализации ВСОКО, планы внутришкольного контроля.
- Составляет график мониторинга результатов освоения адаптированных основных общеобразовательных программ (включая процедуры внешнего мониторинга).
- Публикует график мониторинга на сайте ОО.
- Анализирует результаты и представляет выводы для принятия управленческих решений.
- Организует и проводит процедуры экспертизы образовательных результатов по заявлению родителей.
- Организует аттестацию педагогов и специалистов сопровождения.
- Формирует план повышения квалификации учителей по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидностью.
- Размещает на сайте ОО информацию о результатах контроля качества образования, о результатах контроля качества образовательного процессе, о результатах контроля качества условий образовательного процесса обучающихся с ОВЗ.
6.13.2. Методические объединения
- Организуют и контролируют работу учителей по составлению рабочих программ.
- Вносят предложения в график мониторинга образовательных результатов.
- Разрабатывают КИМы для проведения оценочных процедур: составляют уровневые задания в соответствии с элементами содержания изученного раздела; определяют критерии оценки заданий; составляют демоверсию работы.
- Принимают участие в анализе качества полученных результатов и выработке управленческих решений.
6.13.3. Учитель
- Разрабатывает рабочие программы.
- Повышает свой профессиональный уровень в соответствии с требованиями ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС О УО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО осваивает современные образовательные технологии и подходы к обучению детей с ОВЗ.
- Осуществляет самоконтроль за рубежными результатами освоения адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с содержанием планирования.
- Своевременно (в соответствии с Положением об оценивании) вносит оценки в электронный журнал (ЭЖ), проводит регулирование полученных результатов.
- Предоставляет для ознакомления копии работ учащихся по запросу родителей и обучающихся, при необходимости дает комментарий оценок.
- Принимает участие в анализе результатов ГИА внешней экспертизы, внутреннего контроля.
- Выполняет управленческие решения по регулированию полученных результатов обучения.
- В текущей работе формирует у учащихся умения самоорганизации, самоконтроля, саморефлексии.
- Специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор)
- Повышает свой профессиональный уровень в соответствии с требованиями ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС О УО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО осваивает современные образовательные технологии и подходы к обучению детей с ОВЗ.
- Осуществляет самоконтроль за рубежными результатами освоения программы коррекционной работы и адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с содержанием модульного планирования.
- В составе экспертной группы проводит экспертную оценку личностных и метапредметных достижений обучающихся с ОВЗ.
- В составе ППк осуществляет контроль результативности комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ.
- Принимает участие в анализе результатов образовательных достижений, внешней экспертизы, внутреннего контроля.
- Выполняет управленческие решения по регулированию полученных результатов обучения.
- В текущей работе формирует у учащихся умения самоорганизации, самоконтроля, саморефлексии.
- Родители:
- Осуществляют контроль за результатами обучения по электронному журналу.
- Получают информацию о графике мониторинга результатов обучения и содержании предстоящей работы.
- Получают информацию о результатах ВСОКО и внешнего мониторинга результатов обучения и принимают участие в выработке решений, направленных на повышение качества образования.
- Принимают участие в качестве общественных наблюдателей при проведении оценочных процедур.
- Принимают участие в социологических опросах по различным аспектам образовательного процесса.
- Обучающийся:
- Осуществляет самоконтроль за результатами обучения по электронному журналу.
- Получает умения, способы действия для осуществления самоорганизации, самоконтроля, саморефлексии.
- Имеет информацию о содержании планируемых работ (демоверсии КИМов).
- Получает информацию о результатах ВСОКО и внешнего мониторинга результатов обучения.
- Применение результатов ВСОКО
7.1. Результаты ВСОКО могут быть обобщенными и персонифицированными.
7.2. Обобщенные результаты ВСОКО являются открытыми данными, размещаются в открытых источниках и могут быть использованы в работе всеми участниками образовательных отношений в ОО.
7.3. К персонифицированным результатам ВСОКО относятся результаты исследования состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, мониторинга психофизического развития обучающихся с ОВЗ, мониторинга (стартовый, рубежный, итоговый) образовательных достижений обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью, авторизованных социологических опросов, авторизованного анкетирования пользователей ВСОКО, результаты тематических контрольных работ по разделам программы, результаты промежуточной аттестации.
7.4. При этом некоторые персонифицированные результаты ВСОКО носят закрытый характер и предназначены для служебного пользования сотрудников ОО, а также для учащегося и его родителей (законных представителей). Такие результаты не публикуются в открытом доступе, сотрудники, имеющие доступ к таким данным, строго исполняют правила их хранения. К закрытым персонифицированным результатам ВСОКО относятся результаты исследования уровня психофизического развития, результаты психологического тестирования, мониторинга (стартовый, рубежный, итоговый) образовательных достижений обучающихся 1-11 классов, авторизованных социологических опросов, авторизованного анкетирования пользователей ВСОКО, результаты тематических контрольных работ по разделам программы.
7.5. Результаты промежуточной аттестации обучающихся относятся к открытым персонифицированным результатам. При этом передача и тиражирование данных результатов регламентируется законодательством и возможно только при письменном разрешении учащихся и (или) их родителей (законных представителей).
7.6. Результаты ВСОКО могут быть использованы для принятия решения по аттестации педагогического работника, по начислению стимулирующей части заработной платы, а также для принятия других управленческих решений, связанных с основной деятельностью ОО.