Приложение 8. Положение «О тьюторе общеобразовательной организации»
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЬЮТОРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о тьюторе в общеобразовательной организации (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также руководствуясь действующими законодательными актами в сфере образования, защиты прав детей, локальными нормативными актами, уставом образовательной организации, образовательной программой учреждения.
1.2. Основные понятия:
Тьютор — это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ и маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), организующий индивидуальное педагогическое сопровождение реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП), рекомендованной ПМПК.
Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой осуществляется педагогическое сопровождение, формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ), индивидуальных учебных планов (далее — ИУП); специальная организация образовательной среды в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с ОВЗ; организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися с ОВЗ ИОМ и/или ИУП в рамках реализуемой АООП.
- Цели и задачи деятельности тьютора
2.1. Основной целью деятельности тьютора является педагогическое сопровождение ИОМ обучающегося с ОВЗ в процессе реализации АООП, рекомендованной ПМПК.
2.2. Задачи деятельности тьютора:
- выявление индивидуальных трудностей освоения АООП обучающимся с ОВЗ, индивидуальных особенностей, интересов, способностей;
- создание условий для индивидуализации процесса обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с ОВЗ и индивидуальными возможностями;
- участие в разработке и сопровождение реализации ИОМ и ИУП;
- подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
- специальная адаптация пространственно-временной среды в соответствии с индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями обучающегося с ОВЗ;
- подбор индивидуальной визуализации и вспомогательных среств обучения для успешного освоения АООП;
- организация и стимулирование разных видов деятельности (урочной/внеурочной) обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в школе и вне её;
- мониторинг эффективности реализации ИОМ.
- Функции деятельности тьютора
Организуя тьюторское сопровождение, тьютор осуществляет следующие функции:
3.1. Организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных учебных планов обучающихся с ОВЗ:
3.1.1. Проектирование адаптированной с, вариативной образовательной среды образовательной организации с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
3.1.2. Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения АООП, ИОМ, ИУП;
3.1.3. Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся с ОВЗ к образовательным ресурсам.
3.2. Педагогическое сопровождение реализации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных учебных планов:
3.2.1. Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей обучающегося с ОВЗ, затруднений в обучении, развитии, социальной адаптации;
3.2.2. Осуществление педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ по реализации АООП;
3.2.3. Осуществление педагогического сопровождения реализации ИОМ, ИУП в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума (далее – ППк);
3.2.4. Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам создания условий для реализации ИОМ, индивидуальных результатов освоения АООП;
3.2.5. Подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализированных в соответствии с особенностями и возможностями обучающегося с ОВЗ.
3.3. Организационно-методическое организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися с ОВЗ ИОМ и/или ИУП в рамках реализуемой АООП:
3.3.1. Разработка и подбор методических средств для успешной реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных учебных планов обучающихся с ОВЗ;
3.3.2. Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки,
альтернативной коммуникации и др.) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью;
3.2.3. Разработка методических рекомендаций для родителей по применению индивидуальных приемов продуктивного сотрудничества с ребенком;
3.2.3. Методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования
в целях индивидуализации образовательного процесса
3.2.4. Подбор и разработка методических средств для анализа результатов
тьюторского сопровождения.
- Организация деятельности
4.1. Основанием для предоставления тьюторского сопровождения обучающемуся с ОВЗ являются рекомендации ПМПК в части создания специальных образовательных условий или ППк образовательной организации по предоставлению услуг тьютора на период адаптации обучающегося в образовательной организации / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе.
4.2. Предоставление тьюторского сопровождения оформляется приказом директора, в котором утверждается списочный состав сопровождаемых обучающихся с ОВЗ.
4.3. В рабочее время тьютора включается непосредственно педагогическая работа с обучающимися за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями специалиста из расчета 36 часов в неделю.
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся.
4.4. Содержание и формы деятельности тьютора определяются с учетом локальных нормативных актов образовательной организации.
4.5. В процессе организации деятельности тьютор:
- составляет план работы с обучающимися на учебный год и предоставляет его на утверждение руководителю организации;
- участвует в разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ;
- организует тьюторское сопровождение реализации ИОМ в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк;
- заполняет раз в четверть соответствующие его функционалу разделы ИОМ обучающегося с ОВЗ;
- выполняет требование доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состоянием здоровья;
- представляет администрации отчеты по итогам учебного года.
- Права тьютора
Тьютор имеет право:
5.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности;
5.2. Получать от администрации и работников школы информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
5.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;
5.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей;
5.5. Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции;
5.7. Участвовать в работе методического объединения;
5.8. Сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции;
5.9. Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя.
- Ответственность тьютора
6.1. Тьютор несет ответственность за нарушение устава, коллективного договора, правил внутреннего распорядка образовательной организации, трудового договора, за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики, за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных настоящим Положением — в соответствии с действующим законодательством РФ.
6.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации образовательного процесса тьютор привлекается к ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.