Приложение 8. Положение «О тьюторе общеобразовательной организации»

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ТЬЮТОРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение о тьюторе в общеобразовательной организации (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также руководствуясь действующими законодательными актами в сфере образования, защиты прав детей, локальными нормативными актами, уставом образовательной организации, образовательной программой учреждения.

1.2. Основные понятия:

Тьютор — это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ и маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), организующий индивидуальное педагогическое сопровождение реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП), рекомендованной ПМПК.

Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой осуществляется педагогическое сопровождение, формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ), индивидуальных учебных планов (далее — ИУП); специальная организация образовательной среды в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с ОВЗ; организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися с ОВЗ ИОМ и/или ИУП в рамках реализуемой АООП.

  1. Цели и задачи деятельности тьютора

2.1. Основной целью деятельности тьютора   является педагогическое сопровождение ИОМ обучающегося с ОВЗ в процессе реализации АООП, рекомендованной ПМПК.

2.2. Задачи деятельности тьютора:

  • выявление индивидуальных трудностей освоения АООП обучающимся с ОВЗ, индивидуальных особенностей, интересов, способностей;
  • создание условий для индивидуализации процесса обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с ОВЗ и индивидуальными возможностями;
  • участие в разработке и сопровождение реализации ИОМ и ИУП;
  • подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
  • специальная адаптация пространственно-временной среды в соответствии с индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями обучающегося с ОВЗ;
  • подбор индивидуальной визуализации и вспомогательных среств обучения для успешного освоения АООП;
  • организация и стимулирование разных видов деятельности (урочной/внеурочной) обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в школе и вне её;
  • мониторинг эффективности реализации ИОМ.
  1. Функции деятельности тьютора

Организуя тьюторское сопровождение, тьютор осуществляет следующие функции:

3.1. Организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных учебных планов обучающихся с ОВЗ:

3.1.1. Проектирование адаптированной с, вариативной образовательной среды образовательной организации с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

3.1.2. Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения АООП, ИОМ, ИУП;

3.1.3. Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся с ОВЗ к образовательным ресурсам.

3.2. Педагогическое сопровождение реализации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных учебных планов:

3.2.1. Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей обучающегося с ОВЗ, затруднений в обучении, развитии, социальной адаптации;

3.2.2. Осуществление педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ по реализации АООП;

3.2.3. Осуществление педагогического сопровождения реализации ИОМ, ИУП в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума (далее – ППк);

3.2.4. Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам создания условий для реализации ИОМ, индивидуальных результатов освоения АООП;

3.2.5. Подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализированных в соответствии с особенностями и возможностями обучающегося с ОВЗ.

3.3. Организационно-методическое организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися с ОВЗ ИОМ и/или ИУП в рамках реализуемой АООП:

3.3.1. Разработка и подбор методических средств для успешной реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных учебных планов обучающихся с ОВЗ;

3.3.2. Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки,

альтернативной коммуникации и др.) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и

инвалидностью;

3.2.3. Разработка методических рекомендаций для родителей по применению индивидуальных приемов продуктивного сотрудничества с ребенком;

3.2.3. Методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования

в целях индивидуализации образовательного процесса

3.2.4. Подбор и разработка методических средств для анализа результатов

тьюторского сопровождения.

 

  1. Организация деятельности

4.1. Основанием для предоставления тьюторского сопровождения обучающемуся с ОВЗ являются рекомендации ПМПК в части создания специальных образовательных условий или ППк образовательной организации по предоставлению услуг тьютора на период адаптации обучающегося в образовательной организации / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе.

4.2. Предоставление тьюторского сопровождения оформляется приказом директора, в котором утверждается списочный состав сопровождаемых обучающихся с ОВЗ.

4.3. В рабочее время тьютора включается непосредственно педагогическая работа с обучающимися за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями специалиста из расчета 36 часов в неделю.

Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся.

4.4. Содержание и формы деятельности тьютора определяются  с учетом локальных нормативных актов образовательной организации.

4.5. В процессе организации деятельности  тьютор:

  • составляет план  работы с обучающимися на учебный год и предоставляет его на утверждение руководителю организации;
  • участвует в разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ;
  • организует  тьюторское сопровождение реализации ИОМ в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк;
  • заполняет  раз в четверть соответствующие его функционалу разделы ИОМ обучающегося с ОВЗ;
  • выполняет требование доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состоянием здоровья;
  • представляет администрации отчеты по итогам учебного года.

 

  1. Права тьютора

Тьютор имеет право:

5.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности;

5.2. Получать от администрации и работников  школы  информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;

5.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;

5.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должно­стных обязанностей;

5.5. Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции;

5.7. Участвовать в работе методического объединения;

5.8. Сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции;

5.9. Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя.

 

  1. Ответственность тьютора       

6.1. Тьютор  несет ответственность за нарушение устава, коллективного договора, правил внутреннего распорядка образовательной организации, трудового договора, за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики,  за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных настоящим Положением —  в соответствии с действующим законодательством РФ.

6.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации образовательного процесса тьютор привлекается к ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.