Приложение 1
Процедура и инструкция: экспериментатор проводит предварительную разъяснительную беседу по содержанию и правилам заполнения бланков индивидуального анкетирования, а затем предлагает родителям (чаще матери) ответить на сформулированные в анкете вопросы: «Внимательно прочтите вопросы, выберите наиболее подходящий, по вашему мнению, вариант ответа и отметьте соответствующий пункт, обозначенный буквой».
Анкета для родителей.
- Как часто Вы понимаете своего ребенка?
- Всегда понимаю.
- Часто понимаю.
- Недостаточно часто понимаю.
- Как общается ребенок?
- Использует слова, звуки.
- Использует мимику, жесты.
- Использует крик, плач.
- Когда ребенок плачет?
- Когда имеет для этого веские основания (плохое самочувствие, ощущение дискомфорта).
- Иногда по непонятным причинам.
- Часто без видимых причин.
- Какие жесты использует ребенок для общения?
- Кивает головой в знак согласия и несогласия.
- Указательный жест.
- Разные, но их трудно понять.
- Легко ли ребенок вступает в контакт со взрослыми?
- Легко во всех ситуациях. Общение устойчиво.
- Преимущественно в ситуациях специально организованного общения (занятие, совместная игра).
- Крайне затруднено.
- Проявляет ли ребенок инициативу в общении со взрослыми?
- Самостоятельно инициирует общение, часто вступает во взаимодействие.
- Чаще инициирует общение для решения каких-либо проблемных ситуаций (бытовых, игровых).
- Крайне пассивен, предпочитает находиться в отдалении.
- Легко ли вступает ребенок в контакт с незнакомыми или малознакомыми людьми?
- Чаще не испытывает затруднений.
- Нуждается в присутствии близкого взрослого.
- Избегает общения, проявляет скованность, тревожность.
- Как реагирует ребенок на общение других детей?
- Пытается общаться с другими детьми доступными средствами.
- Наблюдает за тем, как общаются другие дети.
- Не испытывает интереса к общению других детей.
- Легко ли преодолевает ребенок возможные помехи в общении?
- Самостоятельно пытается устранить помехи, проявляет гибкость в общении.
- Требуется поддержка взрослого.
- Чаще безразличен к возникновению помех в общении, не пытается их устранить.
- Каково эмоциональное отношение ребенка к установлению контакта с взрослым?
- Доминируют положительные эмоции в процессе общения, желание его продолжить.
- Чаще нейтрален по отношению к собеседнику.
- Эмоциональный настрой с элементами негативизма, агрессии.
- Как Ваш ребенок играет?
- Участвует в совместной игре с близкими и другими взрослыми.
- Предпочитает играть с матерью, другими членами семьи.
- Не вовлекается во взаимодействие с близкими.
- Проявляет ли Ваш ребенок сочувствие к другим людям?
- Да, по отношению к взрослым и детям.
- Избирательно, чаще по отношению к близкому взрослому.
- Не проявляет; иногда неосознанно дублирует эмоциональные реакции окружающих (смех, радость, страх и др.).
- Как часто Вы проявляете настойчивость в попытках понять своего ребенка?
- Всегда, сколько бы времени для этого ни понадобилось.
- До того момента, когда это возможно делать, не раздражаясь и не повышая голоса.
- Я и так хорошо знаю, что ему необходимо в данный момент
- При каком условии Ваше общение с ребенком станет лучше, чем в настоящий момент?
- При условии овладения новыми навыками общения с ним.
- При условии наличия большего количества времени для общения.
- При условии появления у ребенка возможности речевого общения.
Интерпретация полученных сведений.
Для интерпретации данных анкетирования производится сравнительная количественная оценка выбранных ответов.
Превалирование выбранных в качестве ответов пунктов А свидетельствует о высоком уровне компетентности родителя/близкого взрослого в вопросах, связанных с коммуникативным взаимодействием с ребенком.
Превалирование выбранных в качестве ответов пунктов Б свидетельствует о среднем уровне компетентности родителя/близкого взрослого в вопросах, связанных с коммуникативным взаимодействием с ребенком.
Превалирование выбранных в качестве ответов пунктов В свидетельствует о низком уровне компетентности родителя/близкого взрослого в вопросах, связанных с коммуникативным взаимодействием с ребенком.