Рекомендации по контролю качества обучения детей с интеллектуальными нарушениями (легкой степенью умственной отсталости)

 

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу обучающихся. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью [15, 48, 52].

При отсутствии анатомо-физиологических нарушений со стороны сенсорных систем, дети испытывают трудности в переработке сенсорной информации: отмечаются выраженные сложности в восприятии и различении зрительных стимулов, низкая дифференцированность. При восприятии сюжета детям сложно осмыслить происходящее, они могут не понять сути события, его целостности. Детям с особенностями ментального развития требуется гораздо больше времени для восприятия предлагаемого учебного материала. Узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают трудности в понимании задач, которые они воспринимают не полностью, а фрагментарно [3, 22, 23, 31, 40].

Мышление у детей с умственной отсталостью выражено отстает в развитии, характеризуется поверхностью, конкретностью, инертностью мыслительных процессов. При выполнении задания дети часто начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Это связано не только с особенностями восприятия и слабой регулирующей ролью мышления, но и с отсутствием возможности длительной концентрации внимания, что проявляется в отвлекаемости от выполняемой деятельности и переключении на другие объекты. Сведения, предъявляемые в большом объёме, детьми плохо усваиваются. Фрагментарность восприятия и сложности концентрации внимания являются причиной ошибочного вычисления значения числовых выражений, содержащих два и более действий. Несовершенство анализа и синтеза не позволяет связать части объекта в единое целое, установить между ними связи и зависимости.

Фрагментарное восприятие, плохое понимание воспринимаемого материала приводит к затруднению запоминания. Дети демонстрируют низкий объем памяти, равный 3–4 объектам. В учебной деятельности слабость произвольной памяти, низкая точность воспроизведения выражается в неспособности умственно отсталого ребенка выучить короткое стихотворение, запомнить правило и пользоваться им, выучить таблицу умножения. Произвольное запоминание требует многократных повторений. Особые трудности возникают при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов [15, 48].

Своеобразием отличается и речевая деятельность обучающегося с интеллектуальными нарушениями: активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию; пассивный словарь преобладает над активным. В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у детей с большим трудом формируются все языковые обобщения, замедленно усваиваются все закономерности языка. Несовершенство слухового восприятия является причиной слабого различения на слух слов, близких по звучанию [22, 23, 31].

Данные особенности необходимо учитывать при проведении процедур оценки качества образовательных результатов по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью [61]. При этом важно помнить, что обучающиеся особенностями ментального развития демонстрируют разные возможности усвоения знаний в зависимости от тяжести и степени нарушения интеллекта и требуют дифференцированного, индивидуального подхода.

Дифференцированный подбор контрольно-измерительных материалов позволит оценить динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии конкретного ребенка [40]. Результаты анализа контрольных работ, выполненных обучающимися, помогут учителю, спланировать индивидуальную коррекционно-развивающую работу.

Следует предусматривать адаптацию инструкции, заключающуюся в:

  • четком артикулировании при предъявлении инструкции;
  • акцентировании на главных моментах содержания задания, применение интонации;
  • выделении большего времени для понимания каждого этапа инструкции –дополнительные паузы и повторы при предъявлении;
  • дублирование словесной инструкции визуальной поддержкой;
  • замене слов в инструкции на доступные для понимания аналоги или дополнительное включение иллюстрации.

Адаптация предлагаемого материала может включать:

  • визуализацию слов в текстах заданий, вызывающих семантические трудности;
  • добавление опорной схемы, чертежа к задаче;
  • уменьшение объема заданий без потери содержания;
  • адаптирование текста задания с учетом индивидуальных трудностей обучающихся: более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого, картинный план и т.п.
  • замену заданий по форме предъявления (диктанта орфографическим списыванием, прочитывание текста для изложения, изменение грамматического задания).

Проверочные работы необходимо дифференцировать по уровню сложности, что будет отражаться в предъявляемых заданиях, включенных в работу:

  • первый вариант ориентирован на учеников, усваивающих в полном объёме образовательную программу. Ученики хорошо понимают фронтальную инструкцию, не испытывают больших затруднений при выполнении письменных и практических заданий;
  • второй вариант контрольных заданий составлен для учеников, испытывающих незначительные трудности при овладении знаниями, умениями и навыками по учебным предметам. Школьники в основном понимают фронтальное объяснение учителя, частично запоминают новый материал. Однако их отличает меньшая степень самостоятельности в выполнении всех видов работ. При воспроизведении материала они нуждаются в опоре на иллюстративный материал, словарные таблички, план ответа или ключевые слова;
  • третий вариант заданий предложен для учащихся, не способных усвоить образовательную программу в полном объёме. У данных школьников нарушены и целевая, и исполнительная стороны учебной деятельности; отмечаются нарушения мелкой моторики, затрудняющие записи. Им необходима помощь учителя, сокращение объема заданий, дополнительные объяснения, постоянный контроль, побуждения к действиям.

Ниже приведены примеры контрольно-измерительных материалов, используемых при оценке качества обучения по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Программа: АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 – 6 класс. Учебный предмет – Русский язык

 

1 вариант

 

  1. Из слов каждой строчки составь предложения. Напиши, подчеркни главные члены предложения.
  2. Колючий, храбро, ерш, в, плавает, озере.

_____________________________________________________________

 

  1. Черный, по, грач, дороге, важно, бродит.

_____________________________________________________________

 

  1. Белочка, с, ветки, ветку, на, перепрыгивает, быстро, рыжая.

_____________________________________________________________

 

  1. Вставь в слова пропущенные Ъ и Ь знаки.

В…юга                                   руч…и                                           ш…ют

Под…езд                                сем…я                                           об…ём

Л…ётся                                  об…явление                                  плат…е

 

  1. Образуй новое слово, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Запиши слова и выдели суффикс.

Дом - _____________________          звезда -________________________

Лес -______________________          зверь - _________________________

Кот -_____________________           колос - _________________________

Торт - ____________________           голова - ________________________

 

 

 

  1. Вставь пропущенные буквы. Из слов правого и левого столбиков соедини стрелочками подходящие по смыслу словосочетания. Выдели приставки.

По…клеить                                               комнату

З…точить                                                 корову

З…крыть                                                   свёклу

Подмести                                                 дневник

Пр…полоть                                               учебник

По…жарить                                               карандаш

…ткрыть                                                    картофель

П…доить                                                   портфель

2 вариант

  1. Из слов каждой строчки составь предложения. Напиши, подчеркни главные члены предложения.

 

  1. Колючий, храбро, ерш, в, плавает, озере.

______В озере храбро …...________________

 

  1. Черный, по, грач, дороге, важно, бродит.

_______По дороге важно  ….._____________

 

  1. Белочка, с, ветки, ветку, на, перепрыгивает, быстро, рыжая.

_________Рыжая белочка ….______________

 

  1. Вставь в слова пропущенные Ъ и Ь знаки.

 

Вьюга                                   руч…и                                           ш…ют

Под…езд                                сем…я                                           об…ём

 

  1. Образуй новое слово, используя уменьшительно- ласкательные суффиксы. Запиши слова и выдели

 

Дом - _домик ______________            звезда -________________________

Лес -______________________           зверь - _________________________

Кот -_____________________            колос - _________________________

 

  1. Вставь пропущенные буквы. Из слов правого и левого столбиков соедини стрелочками подходящие по смыслу словосочетания. Выдели приставки

По…клеить                                               комнату

З…точить                                                 корову

З…крыть                                                   свёклу

Подмести                                                 дневник

Пр…полоть                                               учебник

П…жарить                                               карандаш

…ткрыть                                                    картофель

П…доить                                                   портфель

 

3 вариант

  1. Закончи предложение подходящей по смыслу картинкой, соедини стрелочкой и вставь пропущенное слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Образуй новое слово, используя суффикс (-ИК). Запиши слова.

 

ДОМ  - __ДОМИК ______                       ТОРТ -    __________________

 

КОТ -__________________                             СЛОН - ___________________

 

  1. Из слов правого и левого столбиков соедини стрелочками подходящие по смыслу словосочетания.

 

Подклеить                                           комнату

Заточить                                                 картофель

Подмести                                               портфель

Пожарить                                                учебник