Приложение 1. Структура тренингового занятия

Элемент тренинга Комментарий
Ритуал приветствия Позволяет сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние участников, уровень их активности (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, кинезитерапия, пальчиковые игры). Выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать учащихся, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия). Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния учащихся: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.
Рефлексия – оценка занятия (арттерапия, беседы). Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.