Программа логопедического сопровождения обучающегося с …. (логопедическое заключение)

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Основные методы обучения, используемые на занятиях:

СОДЕРЖАНИЕ

Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Форма организации деятельности обучающихся:

Планирование коррекционной работы

 

№№ Тема занятия Кол-во часов

 

В конце года вновь проводится обследование речи обучающегося и решается вопрос о результативности логопедической работы.

 

Специфика организации индивидуальных и групповых занятий в условиях электронного обучения с применением дистанционных технологий.

Логопедическое индивидуальное или групповое занятия строится по той же схеме, что и очное занятие: организационный момент, постановка целей и задач занятия; этап реализации поставленных целей; ауторефлексия достижений, постановка целей и задач на следующее занятие.

Специфичным является отсутствие непосредственного контакта между педагогом и обучающимся, что способствует увеличению количества времени, отводимого на организационный момент, особенно в 5-6 классах. Поэтому по мере взросления подростка все бÓльшую роль начинает играть самостоятельная работа. Рационально использовать смешанную форму обучения с элементами опережающего обучения. Оптимальное чередование онлайн и офлайн обучения позволит добиться коррекционного эффекта.

С этой целью возможно использование различных интернет-платформ, позволяющих организовать групповую работу, непосредственный обмен репликами в рамках устной коммуникации, а также публичную демонстрацию результатов выполнения письменных заданий.

Учитывая, что основная работа в рамках данного курса ведется над преодолением недостатков письменной речи (чтение и письмо) необходимо предусмотреть форму предъявления заданий и способ их оперативного выполнения и проверки. При этом нежелательно широкое использование тестовых заданий, поскольку они не предусматривают процесс развития и могут применяться в качестве средств контроля на ограниченном материале.

Специфика применения дистанционных технологий обуславливает некоторый перенос акцентов коррекционной работы на формирование навыков завершающего контроля. Однако, при работе с текстами такой акцент может сыграть положительную роль. Поскольку способствует развитию ауторефлексии, навыкам самооценки и умения редактировать свою работу.

 

 Логоритмика

Коррекционно-развивающие занятия по логоритмике предназначены, прежде всего для обучающихся с нарушениями темпо-ритмической стороны речи.

Основной целью логоритмики является перевоспитание речи обучающихся с темпо-ритмическими нарушениями речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики.

Задачи логоритмики:

- поэтапное развитие ритма общих движений, музыкального ритма и разных видов речевого ритма у обучающихся

развитие чувство ритма, совершенствование навыка обучающихся ощущать в движениях, в музыке, в речи ритмическую выразительность;

- формирование плавности и слитности речи;

- развитие дыхания и силы голоса;

- нормализация темпа говорения;

- совершенствование выразительность речи.

Содержание программы включает следующие компоненты:

Ходьба как средство логопедической ритмики, представляющее собой автоматизированный моторный акт, связанный с четкой координацией движений рук и ног. Усложнение видов ходьбы от занятия к занятию. Ходьба и маршировка по различным алгоритмам, в том числе, с обхождением препятствий, по одному, парами, группами. Усложнение упражнений: встречная ходьба, ходьба с изменением темпа, с перестроением. Упражнения на координацию ходьбы с речью.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Формирование представлений о регуляции мышечного тонуса как о способности напрягать или расслаблять мышцы, формирование кинестетических эталонов напряжения и расслабления. Совершенствование умений произвольно управлять мышечным тонусом отдельных групп мышц, движениями. Соотнесение представлений о большей или меньшей силе мышечного напряжения с понятиями “громко” и “тихо” в музыке и речи.

Упражнения на развитие дыхания. Формирование представлений о видах дыхательных гимнастик, их целях. Выработка диафрагмального дыхания, увеличение и регуляция продолжительности, силы и дозированности неречевого и речевого выдоха.

Упражнения для формирования навыка рациональной голосоподачи и голосоведения. Понятие о голосе и его качествах. Развитие динамического и высотного диапазона голоса. Работа над голосом через произношение гласных и согласных звуков на выдохе, изменение динамики голосоведения в соответствии с динамикой музыкального или речевого сопровождения, изменением тональности музыки. Формирование выразительности голоса.

Упражнения для развития мимики, дикции и артикуляции. Формирование представлений в рамках понятий «дикция» и «артикуляция». Понятие о фонетической ритмике, ее целях и задачах. Развитие четкости звукопроизношения, внятности речи, развитие артикуляционной моторики через упражнения на артикуляцию гласных и согласных звуков без фонации и с фонацией, использование двигательных образов проговариваемого звука. Развития мимической моторики с помощью упражнений с различным сопровождением (музыкальным, речевым, двигательным), с включением двигательного и эмоционального образа.

Упражнения для развития способности выполнять коллективные движения и действия, включающие проведение упражнений под счет и под музыкальное сопровождение, развитие способности сличать собственные и чужие движения, координировать свои движения с чужими во времени и пространстве. Развитие переключения движений по сигналу, а также с ориентацией на музыкальное и речевое сопровождение. Упражнения на координацию речи с коллективным движением.

Упражнения для развития музыкального темпа. Формирование и развитие представлений о темпе, темповых характеристиках. Усвоение темпа на простых движениях с постепенным усложнением заданий. Отработка различного темпа движений в индивидуальных и групповых упражнениях. Упражнения на координацию движения с темпом музыки и речи.

Упражнения на развитие чувства ритма. Формирование и развитие представлений о ритме. Выполнение усложняющихся ритмических упражнений  изолированно, а также в сочетании с музыкальным и/или речевым сопровождением. Развитие темпо-ритмических умений у обучающихся с заиканием и другими темпо-ритмическими нарушениями речи в соответствии со структурой дефекта и индивидуальными образовательными потребностями.

Пение. Развитие вокальных навыков, фонационного дыхания. Мелодекламации.

Условия эффективности логоритмики:

  • совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя с четким согласованием целей и задач по развитию ритмических процессов;
  • определенное чередование проведения занятий музыкального руководителя и учителя-логопеда на каждом этапе формирования моторного и речевого ритмов;
  • систематичность проведения занятий.

Примерная схема проведения логоритмического занятия.

Вводная часть (1-5минут). Организация внимания обучающихся, улучшение осанки, развитие координации движений со словом в ходьбе, повторение старых и вновь предложенных несложных упражнений, выполнение несложных элементов танцевальных движений.

Основная часть (15-25 минут). Упражнения на регулирование мышечного тонуса, на развитие внимания, памяти, координации движений со словом и стихотворным текстом.

Заключительная часть (10-15 минут). Мимическая гимнастика, спокойная ходьба, фигурная маршировка, расслабление.

Для проведения занятий по «Логоритмике» возможно объединение обучающихся из разных классов и параллелей. Максимальная наполняемость группы – не более 15 человек. Минимальное количество не ограничивается. В группу также могут включаться обучающиеся с другими формами речевой патологии.

Рабочие программы разрабатываются с учетом особенностей проявления дефекта у конкретной группы обучающихся и их специальных потребностей.

Специфика организации занятий по логоритмике в условиях электронного обучения с применением дистанционных технологий.

Для эффективной работы необходимо иметь оборудование, позволяющее демонстрировать и педагога, и обучающихся в полный рост. Занятия проводятся как индивидуально, так и группе, численность которой уменьшается до 4-5 человек, что позволяет осуществлять оперативный контроль за правильностью выполнения заданий. При этом возможно, что чередуются занятия онлайн и офлайн. Например, первое занятие проводится онлайн, педагог контролирует правильность выполнения задания, а следующее – офлайн в записи для повторения и закрепление материала. Как правило, исключаются упражнения на перестроения и другие виды упражнений, требующих участия нескольких человек.

 

«Эффективная коммуникация»

Программы, направленные на развитие коммуникативных процессов, могут иметь различные названия, в зависимости от широкой или узкой их направленности. Данная программа предназначена для обучающихся с проблемами в развитии коммуникативной компетенции. Содержание программы направлено на преодоление личностных дефицитов, выявленных в процессе логопедического обследования и в процессе мониторинга успешности коммуникативного поведения обучающегося в процессе обучения.

Цель программы: развитие коммуникативной сферы обучающихся.

Задачи программы:

  1. Обогащение поведенческого репертуара обучающихся социально приемлемыми сценариями коммуникации в различных ситуациях.
  2. Развитие средств невербального и вербального общения.
  3. Формирование умений сотрудничать, работать в группе.
  4. Развитие рефлексии (умения анализировать эффективность коммуникации).

Основными методами и приемами по реализации программы являются: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ и создание видео и мультимедийных материалов, иллюстраций), ролевые игры, психодрама, тестирование, инсценирование, выполнение проектов, конкурсы и др.

Методы, приемы и формы работы определяются возрастом обучающихся, а также специальными потребностями каждого обучающегося.

Занятия проводятся в группах, в том числе, в разновозрастных, наполняемостью не более 6 обучающихся.

Содержание курса:

Устные жанры разговорной речи: беседа (дружеская беседа, светская беседа; праздноговорение: участники диалога снимают напряжение, рассказывая анекдоты, шутя, упражняясь в остроумии), комплимент, разговор (информативный разговор, предписывающий разговор; разговор, направленный на выяснение отношений, телефонный разговор); спор, рассказ, история, совет, замечание, предложение, просьба, знакомство и др.

Коммуникативное поведение: инициация общения, вхождение в ситуацию общения, поддержание общения, выход из ситуации общения с учетом личностей коммуникантов и социальных норм. Формирование умения организовывать сотрудничество и совместную деятельность, способности принимать позицию собеседника, корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, критически относиться к чужому и собственному мнению, при необходимости признавая его ошибочность, умения предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации, умения договариваться.

Занятия проводятся в групповой форме. Состав группы не менее 4 человек.

Специфика организации занятий по эффективной коммуникации в условиях электронного обучения с применением дистанционных технологий.

Условия электронного обучения с применением технологий дистанционного обучения, с одной стороны, усложняют работу в данном направлении, поскольку общение может осуществлять только в онлайн варианте, что, безусловно, искажает саму процедуру устной коммуникации. И в этом случае можно использовать элементы перевернутого обучения, например, видео и аудио файлы, которые могут записывать обучающиеся по заданию педагога, а также готовые видео фрагменты из интернета для последующего анализа с целью исправления ошибок. При этом возможно создание библиотеки видеофрагментов, которые можно использовать для решения различных задач. С другой стороны, данная форма обучения позволяет больше внимания уделять формированию навыков общения в социальных сетях и других интернет-сообществах.

Важным компонентом успешности реализации программы данного коррекционно-развивающего курса – включение полученных навыков в повседневную жизнь обучающихся. Поэтому важно использовать все возможности интернета, например, стримминг, прямые трансляции и т.п.

 

Развитие текстовой компетенции

Развитие текстовой компетенции является одной из важнейших задач, решаемых на уровне основного образования. Особенно эта проблема актуальна для обучающихся с ТНР, поскольку неполноценность текстовой деятельности отмечается у них на протяжении всего времени обучения. Данный коррекционно-развивающий курс призван восполнить этот недостаток или минимизировать его воздействие на социальную и учебную деятельность обучающегося с ТНР.

Содержание данного курса определяется результатами логопедической диагностики и может варьироваться как по набору тем, по протяженности курса, так и по уровню сложности языкового материала с учетом специальных потребной каждого обучающегося.

Основная цель коррекционно-развивающего курса «Развитие текстовой компетенции» - формирование (развитие, совершенствование) навыков проведения анализа устного или письменного текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, преодоление недостатков связной речи.

Задачи: формирование и развитие у обучающихся навыков понимания фактуальной и скрытой информации текста; поиск информации; выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; развитие и совершенствование умения формулировать и отстаивать свое мнение, составлять и адекватно применять короткие текстовые сообщения на филологическую тематику.

Работа с текстом в данном курсе строится по трем направлениям:

  1. Понимание текста и поиск информации.
  2. Интерпретация и преобразование информации.
  3. Оценка информации.

Содержание курса.

Направление «Понимание текста и поиск информации». Восприятие и понимание различных видов сообщений на слух, а также при чтении. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное. Выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, Интернет.

Практическое закрепление и применение в практической деятельности лингвистических и литературоведческих понятий (типы и стили речи,  использование изобразительно-выразительных средств, понятие и основные признаки текста, его тема, основная мысль текста, заголовок, авторская позиция и способы ее выявления). Развитие умений работы с фактологией текста, заданной в явном и неявном виде, упорядочивание информации по заданному основанию. Развитие умений работы с различными способами представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы.

Развитие представлений о членении текста на смысловые части, микротемы, абзацы, развитие умений работы с планом текста (простой, сложный, тезисный план). Использование формальных элементов текста для поиска информации. Представление в плане и тексте основных событий, их последовательности. Средства и способы связи предложений в тексте.

Типология текстов, их функционально-стилевая дифференциация по языковым особенностям. Жанр текста. Использование функционально-стилевой и жанровой специфики как средств интерпретации содержания текста. Осознанное прослушивание и чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

Раздел «Интерпретация и преобразование информации». Анализ содержания через ответы на вопросы и самостоятельное их формулирование. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Формулирование выводов, основанных на содержании текста, аргументирование выводов на основании информации из текста или самостоятельно. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Подробный и сжатый пересказ.

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу, схему; из схемы, рисунка – в текстовую задачу. Преобразование информации из таблицы, схемы, другой формы в связный текст. Дополнение информацией и установление связей предложенных схем с опорой на прочитанный (прослушанный) текст. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию.

Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Оценка информации». Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном (прослушанном), его аргументация. Оценка достоверности и недостоверности информации текста, недостающей или избыточной информации, освоение способов проверки. поиск и обработка недостающей информации. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

Программа рассчитана на несколько лет обучения. Занятия проводятся в группах, наполняемость группы не более 6 обучающихся. Одним из важнейших условий является использование оригинальных форм работы, не дублирующих приемы, используемые на уроках.

 

Специфика организации занятий по формированию текстовой компетенции в условиях электронного обучения с применением дистанционных технологий.

В связи с тем, что в рамках данного курса предполагается использовать достаточно много текстового материала, рационально воспользоваться технологией виртуального класса. Выбор платформы – на усмотрение педагога. В рамках данного курса основным способом обучения является офлайн общение. Непосредственный контакт с обучающимися необходим при объяснении нового материала, а также для осуществления контроля и оценки проделанной работы. Также онлайн общение необходимо при выполнении устных заданий, требующих публичного обсуждения. Однако, в ряде случаев, возможно использование аудио и видеофайлов с записью выполнения задания обучающимися с последующим индивидуальным или коллективным анализом.

В рамках данного курса основное внимание необходимо уделять формированию не столько собственно работе с готовыми текстами, сколько формированию умений и навыков критического мышления на базе текстовых материалов. Кроме того, в рамках данного курса формируются и развиваются механизмы текстовой компетенции, в частности, компрессии и развертывания текста, смыслового и вербального прогнозирования, построения затекста и проч. Это предполагает достаточно большой объем самостоятельной работы учеников с готовыми образцовыми и необразцовыми текстами, а также работа по продуцированию и преобразованию собственных текстов. Успешная реализация данного направления деятельности учащихся и педагога возможна в удаленном формате только при условии постоянного контакта с педагогом (в разумных пределах). С этой целью возможно использование различных оперативных средств связи: мессенджеров, социальных сетей.

Таким образом, в рамках проведения данного курса возможно использование смешанного формата обучения, включающего дистанционные и очные технологии.

 

Коррекционные курсы, направленные на развитие произвольных психических функций

Занятия по развитию памяти, внимания, пространственно-временных представлений.

В младшем подростковом возрасте преобладают непроизвольные формы памяти, внимания, восприятия. Однако, интенсификация процесса обучения на уровне основной школы требует от обучающихся умения вовремя сосредоточиться, переключится с одного вида деятельности на другой.

Способность управлять своим произвольным вниманием доступна в подростковом возрасте. Способность к запоминанию постоянно растет. До 13 лет медленнее, а после 13 лет быстрее. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического содержания к смысловому.

При нормативном развитии большую роль в личностном и учебном становлении играет воображение. Особенно для обучения важно пространственное воображение, обеспечивающее успешное овладение геометрией, физикой и проч.

У обучающихся по варианту 5.2 эти процессы требуют направленной коррекции и развития, поскольку формируются в запаздывающем темпе и неравномерно.

Цели и задачи программы: коррекция, развитие и совершенствование высших психических функций: память, внимание, воображение, пространственных и временных представлений и проч.

В рамках курса данные задачи могут решаться параллельно или последовательно. Также курс может носить элективный характер, то есть ограничиваться работой по одному или двум направлениям.

Содержание программы:

Первое направление «Развитие невербального и вербального произвольного внимания» предполагает организацию работы по улучшению следующих характеристик: концентрации внимания; объема внимания и кратковременной памяти; распределения внимания; переключаемости внимания.

Коррекция может быть направлена как на избирательные расстройства (только зрительного или только слухового внимания), так и на общие модально-неспецифические расстройства внимания. Основной акцент необходимо делать на формировании произвольной регуляции внимания.

Второе направление «Развитие памяти». В рамках данного направления содержание коррекционной работы подразумевает обучение различным методам запоминания, развитие произвольного запоминания вербального и невербального материала; формирование навыка опосредованного запоминания; формирование умения составлять мнемический план для облегчения запоминания.

Третье направление «Развитие пространственных и временных представлений» посвящено развитию и совершенствованию представлениям о пространстве собственного тела (схема тела); - предметном пространстве, в т.ч. пространственно-схематическом; пространстве речи (квазипространственные представления); математическом (геометрическое пространство).

Формирование зрительно-пространственного восприятия предполагает отработку ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий. Проводится обучение планомерному, последовательному анализу изображений и графических конструкций. Сначала на предметном уровне с помощью шаблона выделяются основные значимые элементы изображения или фигуры, а затем эти действия переводятся в мысленный план. Овладение соответствующими словесными понятиями происходит на базе совершенствования оперирования сенсорными эталонами, обозначения пространственного расположения и передвижения, его направлений и способов. Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов. Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений.

Упражнения, развивающие способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений (зрительных, слуховых, двигательных и кинестетических последовательностей).

Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в малой группе не более 3, которая формируется из числа учащихся одного или нескольких классов на основе сходства дефекта и его выраженности. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятия не более 45 минут, но могут быть сокращены в зависимости от снижения работоспособности обучающихся. Продолжительность курса определяется специалистом по итогам промежуточного и итогового мониторинга эффективности коррекции в конце учебного года.

 

Учись учиться (совершенствование учебной деятельности).

Данный курс предназначен для обучающихся 5-7 классов, испытывающих трудности в обучении, и направлен на развитие и совершенствование познавательных универсальных учебных действий.

Проблема недостаточного развития произвольности, обусловленная влиянием первичного речевого дефекта, а также сопутствующими нарушениями обуславливает учебные затруднения обучающихся с ТНР,  в том числе таких явлений, как сложности соблюдения дисциплины урока, нежелание или неспособность выполнить нетиповые, усложненные задания,  а в определенной степени, импульсивности, повышенной утомляемости. На рубеже перехода обучающихся на уровень основного образования эта проблема может усугубляться, т.к. внешние изменения (новые учителя, расширение изучаемых предметов, требований, обязанностей и т.д.), накладываются на внутренние, связанные с вхождением детей в подростковый возраст.  В связи с этими проблемами для ряда обучающихся рационально организовать коррекционно-развивающие курсы по формированию универсальных учебных действий на базе программного материала.

Цели программы: Формирование произвольной регуляции учебной деятельности младших подростков, посредством воздействия на механизмы сознания, развитие волевой устойчивости, концентрации внимания, саморегуляции, произвольной зрелости, навыков самоконтроля.

Задачи программы:

  1. Развитие мотивации к обучению.
  2. Развитие умения планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности.
  3. Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.
  4. Формирование адекватной самооценки, умения адекватно воспринимать оценки учителей.
  5. Развитие умения поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
  6. Совершенствование умения сформулировать проблему и найти способ её решения.
  7. Обучение навыкам самостоятельно принимать решения.

Содержание курса:

Формирование положительной мотивации к участию в занятиях через поддержку инициативы, введение поощрений (баллы, призы, санкции и др.). Развитие регуляции и саморегуляции поведения путем фиксации проблемных и позитивных моментов (маркировка элементов поведения, использование условных сигналов).

Планирование деятельности. Формирование и развитие умений использовать алгоритмы действий в различной деятельности с постепенным переходом от развернутых алгоритмов к их интериоризации. Формирование умений и навыков пооперационного и итогового контроля алгоритма, составления собственных алгоритмов.

Локализация затруднения, формулирование проблемы, учебной и внеучебной. Поиск (в различных источниках информации) и выбор вариантов решения.

Формирование различных форм самоконтроля, отработка критериев оценки и самооценки выполненной работы. Взаимопроверка, самопроверка, в том числе, с использованием эталонов. Соотнесение самооценки с оценкой учителя. Роль работы над ошибками для повышения успеваемости.

Формирование позитивных моделей учебного поведения (в том числе, с использованием ролевых игр).

Курс рассчитан на работу с обучающимися 5-7 классов, испытывающими трудности саморегуляции в процессе обучения и поведения.  Занятия проводятся в группе не более 6 человек, два раза в неделю по 40 - 45 минут.

 

«Мои эмоции» (регуляция поведения)

Задачи курса связаны с формированием и развитием саморегуляции в эмоциональной сфере. Развивается адекватность адаптации к другим лицам, коллективам с учетом социально одобряемых принципов поведения и этических норм, развивающая самокритичность через осознание своих слабостей, психологических качеств, привычек, препятствующих дальнейшему развитию личности и достижимых целей развития данных сторон личности.

Цель курса - создание условий для развития социально-личностной сферы обучающихся, их успешной социализации.

Задачи курса:

  1. Мотивировать к самопознанию и познанию других людей. Развивать самосознание, самопринятие.
  2. Учить распознавать эмоциональные состояния человека по мимике, жестам, голосу, понимать свои чувства и чувства другого человека.
  3. Прививать умение анализировать свое состояние и поведение, а также состояние и поведение других людей.
  4. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
  5. Формировать способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Содействовать формированию самостоятельности как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь.

Содержание курса.

Развитие регулятивных УУД: осознавать свои личные качества, способности и возможности; осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции; овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями; научиться контролировать собственное агрессивное поведение; правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других,  осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки; учиться прогнозировать последствия собственных поступков. конструктивно разрешать конфликтные ситуации; самостоятельно решать проблемы в общении; формулировать свое собственное мнение и позицию Развитие умения отреагировать негативные эмоции и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния.

Основными методическими средствами могут выступать: ролевые игры, психодрама, моделирование ситуаций, дискуссии, дебаты, тренинги и проч.

Курс рассчитан на один год независимо от класса обучения. Возможно объединение обучающихся по разновозрастному принципу. Занятия проводятся в группах не более 8 человек.

 

Психокоррекционные занятия с подростками группы риска (с тенденциями к асоциальному поведению)

Асоциальное поведение - поведение, которое противоречит принципам и нормам общества и выступает в виде безнравственных или противоправных деяний. Как правило, асоциальное поведение коррелирует с определёнными личностными особенностями: несдержанностью и агрессивностью, склонностью к межличностным конфликтам, упрямством, нежеланием подчиняться общепринятым правилам поведения; трудностями социальной адаптации.

Нарушение социальных норм и устоявшихся правил поведения, в соответствии с возрастом подростка, может реализовываться агрессией, нежеланием учиться, демонстрацией негативного настроя близким. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством, суицидальными попытками.

Основой профилактики асоциального поведения является комплексный подход, в качестве одной из составляющих которого выступают индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия. Сочетание форм коррекционной помощи варьируется, динамика актуального состояния обучающегося определяет возможность перехода от индивидуальной к групповой работе.

В ходе групповых коррекционно-развивающих и тренинговых занятий создаются условия, способствующие успешной социально-психологической адаптации подростков группы «социального риска».

Цель курса: профилактика и коррекция асоциального поведения обучающихся.

Задачи:

  • формирование навыков конструктивной коммуникации и саморегуляции,
  • освоение конструктивных способов выхода из трудных, стрессовых ситуаций и развитие позитивного самоотношения;
  • отработка конструктивных способов реагирования в ситуациях межличностного взаимодействия, в том числе конфликтных,
  • развитие навыков самоанализа и рефлексии.

Содержание курса.

Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию, цель которого изменение установки на отклоняющееся поведение, формирование навыков распознавания рекламных стратегий, развитие способность говорить "нет" в случае давления.

Тренинг развития эмоционального интеллекта. В основе подхода лежит представление о том, что отклоняющееся поведения связано с эмоциональными нарушениями (неумение распознавать эмоции и выражать их социально приемлемыми способами). В ходе группового взаимодействия осуществляется развитие навыков эмоционального интеллекта, формируются навыки принятия решения, ведется работа по повышению самооценки, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей. Развивается способность открыто выражать свои чувства; умение отстаивать свои интересы

Тренинг жизненных навыков. Под жизненными навыками понимаются важные социальные умения личности: умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты.

Формирование установки на здоровый образ жизни. Профилактика «вредных привычек» (прием психоактивных и токсических веществ, курение, употребление алкогольных напитков, энергетиков, увлечение компьютерными играми и социальными сетями и др.).

Тренинги по предупреждению и способам выхода из негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; формирование навыков ассертивного поведения.

Индивидуальная работа является особой формой профилактики отклоняющегося поведения, ее результативность определяется развитием позитивных стереотипов поведения и формированием на их основе социально одобряемых форм поведения. В соответствии с этими целями конструируется и содержание, куда входит решение следующих задач: формирование социальной «умелости», навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях; формирование основ здорового образа жизни; развитие навыков самопознания и их применения в разных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; развитие навыков просоциального поведения, соблюдения общепринятых норм и правил, расширение представлений об эффективных способах взаимодействия с окружающими, прежде всего с родителями, педагогами и школьным коллективом; обучение навыкам самоконтроля и способам саморегуляции поведения.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю индивидуального или в группах от 3 до 8 обучающихся.

 

Специфика организации занятий по формированию произвольных психических функций в условиях электронного обучения с применением дистанционных технологий.

Поскольку все курсы, включенные в данное направление, имеют в большей или меньшей степени психологическую направленность, постольку имеет смысл описать специфику их реализации в условиях применения дистанционных технологий в едином блоке.

При проектировании и реализации коррекционных курсов необходимо соблюдение ряда условий, среди которых наиболее важными являются:

  • оптимальный режим учебных нагрузок;
  • вариативные формы получения специализированной помощи в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • соблюдение комфортного психоэмоционального режима.

Основные методы психологического сопровождения в условиях дистанционного обучения: онлайн-тестирование и анкетирование (например, через google-формы), тренинги и коррекционные занятия в онлайн-режиме (zoom, skype, webinar), профилактические занятия в форме вебинаров, онлайн-консультирование. Педагог-психолог работает напрямую с участниками образовательного процесса (по переписке, в чате, в скайпе/зуме, по телефону), причем не только с обучающимся, но и с его родителями.

Полезно начинать занятие с переклички, с полезных советов по настрою на успех, настрой на мотивацию к обучению, самоорганизацию и размышления на тему самопомощи в жизни. Во время дистанционного обучения возможно использование различных игр, квестов, совместный просмотр видеофайлов и их коллективное обсуждение.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий в работе педагога-психолога строится на базе непосредственного взаимодействия с участниками образовательного процесса. Средствами обеспечения взаимодействия являются различные виды связи (мессенджеры: WhatsApp, Viberи др.; социальные сети, платформы для организации видеоконференций, вебинаров; аудио и видеосвязь через телефон, смартфон). Кроме того, данный формат обучения в работе психолога связан с предоставлением информации, пересылкой заданий и получением ответов в различных формах (заполненные бланки тестов, фото, рисунков и т.д.).

Дистанционная работа педагога-психолога реализуется через следующие направления:

  • создание или подбор тематических электронных ресурсов по актуальным проблемам обучающихся, педагогов, родителей, их сортировка, каталогизация и размещение в доступе для участников образовательного процесса (создание «библиотеки»);
  • донесение до участников образовательной деятельности информации о ресурсах (развивающих, диагностических материалах, для детей, родителей и педагогов), доступных on-line;
  • непосредственная реализация психологических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий, организация и курирование акций и конкурсов;
  • дистанционное консультирование целевых групп в различных формах, как по способу связи (текстовых, аудио или видео консультаций), формах индивидуальной, подгрупповой и групповой работы (индивидуальные консультации, консультации на форумах, разработка и размещение в сети рубрик «Часто задаваемые вопросы», запись и размещение видео выступлений и т.д.), организации способа обращения за консультацией, в том числе через создание специального раздела (Интернета доверия), при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение;
  • организация канала обратной связи от целевых групп, получение обратной связи (в виде опросов, анкетирований, индивидуальных обращений через различные каналы связи), ее обработка и коррекция индивидуальных программ и рекомендаций;
  • организация и супервизия психологического практикума (самостоятельной работы) для целевых групп.

В режиме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий педагогу-психологу необходимо обеспечивать максимальную доступность информации.

Информирование родителей включает информацию о том, как родитель может взаимодействовать с психологом, ознакомиться с результатами психологической диагностики ребенка, получить рекомендации относительно выстраивания коррекционной работы в бытовой, учебной и межличностной сфере, по коррекции (развитию) определенных свойств, процессов, качеств личности. Необходимо обеспечение широкого доступа родителей к получению данной информации с соблюдением ее конфиденциальности.

Информирование широких групп предполагает максимальное распространение информации, единой для всех родителей, педагогов, обучающихся определенной параллели, касающейся возрастных психологических особенностей, рекомендаций по предотвращению трудностей, организации правильного семейного воспитания, учебного процесса в связи с особенностями детей и т.д.;

Отдельным направлением работы по информированию является оперативное оповещение родителей, педагогов, детей, коллег о предстоящих мероприятиях психологической службы.

При разработке программы необходимо учитывать специфику индивидуальной профилактической, диагностической, просветительской, коррекционно-развивающей работы с трудностями определенной группы детей. Необходимо руководствоваться тем, что одной из актуальных проблем является состыковка различных направлений профессиональной деятельности психологов и других специалистов, работающих в данном контексте, а также анализ моделей и технологий помощи несовершеннолетним с проблемным и девиантным поведением.

При разработке программ можно воспользоваться «Открытым реестром рекомендуемых программ психологической помощи, вызывающих доверие профессионального сообщества»[1]

[1] Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 "Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях" (вместе с "Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации".