Лаборатория образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития

nn

ЛАПП

Елена Александровна

Старший научный сотрудник

Кандидат педагогических наук

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=594856

AUTHOR ID В ELIBRARY 594856

ORCID ID 0000-0002-5411-915X

Сфера научных интересов

Особые образовательные потребности и специальные условия обучения детей с задержкой психического развития; содержание подготовки, переподготовки и повышения квалификации дефектологических кадров для работы с детьми с задержкой психического развития

Научная деятельность

Изучение условий подготовки, переподготовки и повышения квалификации дефектологических кадров для работы с детьми с задержкой психического развития; проведение научных исследований в области содержания подготовки дефектологических кадров; проведение научных исследований в сфере организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; организация и проведение научных исследований по проектированию и реализации программно-методического обеспечения высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью

Разработана примерная рабочая программа учебного предмета «Иностранный (английский) язык адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития»

Научно-организационная деятельность

Член Рабочей группы по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с задержкой психического развития при Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов); член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России».

Кандидатская диссертация

Формирование связной письменной речи младших школьников с задержкой психического развития средствами графического моделирования
13.00.03 – коррекционная педагогика (олигофренопедагогика), 2006, МПГУ

Подготовлено

  • 3 монографии
  • 2 главы в коллективных монографиях
  • 4 учебно-методических пособия
  • 18 учебных пособий
  • Количество публикаций различного типа – 191 (на elibrary.ru).
  • В журналах из списка ВАК – 28 статей, число публикаций в РИНЦ – 123. Индекс Хирша по данным РИНЦ – 7

Дополнительная информация

  • Знак ВГСПУ «За заслуги III степени» за значительный вклад в развитие Волгоградского государственного социально-педагогического университета как центра науки, образования и культуры РФ (2014 г.)
  • Памятный знак Министерства образования РФ «За личный вклад в развитие дефектологии» (2017 г.)
  • Лауреат Премии в области образования города-героя Волгограда (2018 г.)
  • Руководитель научно-исследовательской работы в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Разработка модели содержания подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях двухпрофильного бакалавриата», рег. № 1024032600028-2-5.3.1, по теме «Разработка и апробация модели методической подготовки педагогов к работе с семьями детей раннего возраста в цифровой образовательной среде», рег. № 1024032600030-7-5.3.1 (2024 г.), по теме «Научное проектирование подходов к развитию социальных компетенций у студентов с ОВЗ, инвалидностью» (OTGE-2025-0019), рег №  1024122400023-5-5.3.1 (2025 г.)
  • Почетная грамота Волгоградской городской думы за добросовестный труд, профессионализм, активную педагогическую деятельность, 2013г.;
  • Благодарственное письмо Волгоградской областной думы за добросовестный труд, профессионализм, активную педагогическую деятельность, 2014г.;
  • Благодарственное письмо Министерства образования и науки Республики Бурятия, 2016г.;
  • Почетная грамота комитета социальной защиты населения Волгоградской области, 2016г;
  • Благодарственное письмо и.о. министра образования и науки Запорожской области, 2024 г.;
  • Благодарственное письмо министра образования и науки Запорожской области, 2025 г.

Основные публикации

  1. Лапп, Е.А. Характерные особенности продуктивных письменных работ младших школьников с ЗПР «Дефектология». –Москва. – № 6. – 2006. –С. 34-41. EDN: HVTHEV
  2. Лапп, Е.А., Ярикова, С.Г. Учебно-проектная деятельность студентов в условиях учебно-научно-методического комплекса // Известия ВГПУ, Педагогические науки № 6 (40), 2009, с.99-103. EDN: MBDTOF
  3. Лапп, Е.А. Интеграция общего и специального образования в региональном контексте. Итоги проекта «Включенное образование – стратегия образования для всех» // Народное образование. – Москва. № 9. – 2010. – С.35-39. EDN: MZIVZN
  4. Лапп, Е.А. Модульный подход в проектировании учебного плана бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»: теоретические основания и проблемы реализации // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 1.2. Педагогика. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. - 2012. – С.145-150.   EDN: OZNOKN
  5. Лапп, Е.А. Специфика мотивации учебной деятельности студентов - будущих дефектологов // Специальное образование: научно-методический журнал/ ФГБОУ ВПО «Урал.гос.пед.ун-т», Ин-т спец.образования. – Екатеринбург, 2012. - № 1. – 187 с. – С. 89-97. EDN: OPJTED
  6. Лапп, Е.А. Формирование методических компетенций будущих дефектологов в условиях учебно-педагогических практик // Сибирский педагогический журнал / Новосибирск, 2012. - № 7. – С. 205-210. EDN: PVWPQF
  7. Лапп, Е.А. Формирование исследовательской компетентности будущих дефектологов // Вестник ЧГПУ / ФГБОУ ВПО «Челяб.гос.пе.ун-т». – Челябинск, 2012. - № 4. – С.94-103. EDN: OYSGAH
  8. Лапп, Е.А., Ярикова, С.Г. Концепция освоения курса «Подготовка специалистов для работы с детьми С ЗПР в контексте современных ФГОС» с использованием дистанционных технологий //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С.172. EDN: UDWVSF
  9. Лапп, Е.А. Паспорт специальной профессиональной компетенции в области коррекционно-педагогической деятельности студентов-дефектологов // Бизнес. Право. Образование, 2015 № - 3 (32) – С.266-270. EDN: UGTLNP
  10. Лапп, Е.А. Педагогическая технология развития мотивации и ценностно-смысловых ориентиров у будущего учителя детей с ЗПР // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/123-17535. EDN: TYSKXP
  11. Лапп, Е.А., Ярикова С.Г. Актуальные проблемы профессионального образования дефектологов // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. – С.185. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25131. EDN: WWVHTN
  12. Лапп, Е.А., Ярикова С.Г. Правовой абрис концепции подготовки педагога к содержательно-процессуальной деятельности с детьми с ЗПР в условиях стандартизации образования // Современные наукоемкие технологии, 2016. - № 9-3. - С. 525-529. EDN: WNEVCH
  13. Лапп, Е.А., Ярикова, С.Г. Подходы к проектированию паспорта и программы формирования компетенций по магистерским программам направления 44.04.03 "Специальное (дефектологическое) образование" // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 3. - С. 365-371. EDN: VSYBKP
  14. Лапп, Е.А. Подготовка педагогов к работе с детьми с задержкой психического развития в исторической ретроспективе // Дефектология, 2017. - № 4. - С 68-78. EDN: ZDBJLF
  15. Лапп, Е.А., Ярикова, С.Г. Школа-интернат как научно-методический центр поддержки субъектов интегрированного и инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 4 (41). С. 362-366. EDN: ZVKFLR
  16. Лапп, Е.А., Ярикова, С.Г. Готовность педагогов общей и коррекционной практики к работе в условиях образовательной инклюзии // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 4 (40). - С. 335-350. EDN: QWTXUV13.
  17. Ускова, К.С., Лапп, Е.А. Теоретико-методологические основы проектирования модели сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 444-448. EDN: YYDWST
  18. Лапп, Е.А. Проект модульной программы подготовки учителя-дефектолога (бакалавра) для работы с детьми с задержкой психического развития // Дефектология. - № 3. – 2021. - С. 61-73. EDN: BRXQNY
  19. Лапп, Е.А., Шипилова, Е.В. Проблемы и возможности подготовки специалистов для работы с детьми с задержкой психического развития в системе высшего образования // Образование и саморазвитие. - 2022. - Том: 17 - 4 . - С. 199-217. DOI: 10.26907/esd.17.4.15
  20. Лапп, Е.А., Соловьева, Т.А. Научно-методическое обеспечение формирования иноязычной компетенции у обучающихся с задержкой психического развития // Известия ВГПУ. Сер. "Педагогические науки". - 2023. - № 2 (175). - С. 125-132. EDN: NLTFYS
  21. Лапп, Е.А. Навигационная карта как инструмент проектирования содержания подготовки дефектологов для работы с детьми с задержкой психического развития // Дефектология. - 2023. - № 6. - С. 57-67. EDN: PCZZXT
  22. Лапп, Е.А. Использование электронного систематизатора в работе с родителями дошкольников с задержкой психического развития // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 5-1. – С. 167-172. EDN: AENWZY
  23. Лапп, Е.А., Кочеткова Е.О. Педагогическая помощь обучающимся с инвалидностью, обусловленной соматическими заболеваниями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. - № 5. – С. 63-69. EDN: EIDDQL
  24. Лапп, Е.А., Быстрова, Ю.А. Специфика эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ЗПР в условиях инклюзивной образовательной практики // Специальное образование. – 2024. - № 2(74). – С.129-146. EDN: VCKDDT
  25. Лапп, Е.А. Расширение содержания профильной подготовки кадров для работы с детьми с ЗПР на основе требований профессионального стандарта // Современный ученый. – 2024. – №5. – С. 279 – 285. DOI: 10.58224/2541-8459-2024-5-279-285
  26. Лапп, Е.А., Резанова, Е.В. Содержание обучения старшеклассников в классах коррекционно-педагогического профиля, созданных в новых субъектах РФ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – №8. – С. 170-176. DOI 10.17513/snt.40131
  27. Лапп, Е.А., Петривная, О.В., Резанова, Е.В. Опыт проектирования образовательной программы двухпрофильного бакалавриата «Дошкольное образование. Коррекционная педагогика» с учетом региональных требований // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 4(69). С. 413—418. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.69.1145.
  28. Лапп, Е.А., Криулина, К.С., Резанова, Е.В. Потребности педагогов вновь присоединившихся территорий в освоении умений по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Лапп, К.С. Криулина, Е.В. Резанова // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 10. – С. 171-176. DOI 10.17513/snt.40190