Лаборатория образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями была создана в 2020 году.
Основные направления исследовательской деятельности и научные интересы сотрудников лаборатории лежат в области изучения, обучения, воспитания и абилитации детей с двигательной патологией и детей с комплексными нарушениями развития.
В лаборатории проводятся научные исследования и осуществляется разработка содержательных и организационных аспектов образования и психолого-педагогической реабилитации детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата в рамках методологических подходов научной школы доктора медицинских наук профессора К.А. Семеновой и ее учеников (И.Ю. Левченко, Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько и др.).
Реализуется научно-исследовательская работа в области комплексного изучения детей с множественными нарушениями развития, которая базируется на теоретических основаниях и методологии научной школы основоположника отечественной тифлосурдопедагогики И.А. Соколянского и его ученика и соратника А.И. Мещерякова. Данное научное направление развивается в ИКП с 30-х годов XX века.
Важной частью научно-исследовательской работы являются теоретические и прикладные разработки в области образования и реабилитации детей с двигательной патологией и детей с сенсорными нарушениями в структуре комплексного нарушения развития, начало которым было положено во второй половине ХХ века, когда на базе Института функционировали лаборатория воспитания и обучения слепоглухонемых детей под руководством А.И. Мещерякова (с 1961 г.) и лаборатория обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата школьного возраста под руководством М.В. Ипполитовой (1973 - 1991 гг.).
В лаборатории М.В. Ипполитовой было развернуто комплексное клиническое и психолого-педагогическое изучение состава учащихся специальных школ для детей с двигательной патологией, разрабатывалось содержание и методы обучения младших школьников с НОДА по основным предметам учебного плана, были намечены пути коррекционно-воспитательной работы и взаимодействия с родителями.
В разное время в лаборатории работали такие выдающиеся ученые как Р.Д. Бабенкова, В.Л. Защепин, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, Н.В. Симонова, Л.Б. Халилова и др.
Сегодня, открытая после 28-летнего перерыва, лаборатория образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития продолжает заложенные нашими учителями традиции.
Изучение клинико-психолого-педагогических особенностей детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
изучение клинико-психолого-педагогических особенностей современного ребенка с сенсорными нарушениями в структуре тяжелых множественных нарушений развития;
выявление особых образовательных потребностей и организация специальных образовательных условий для обучающихся с НОДА разных нозологических групп;
современные методологические основы общего образования обучающихся с двигательными нарушениями;
разработка подходов к оценке индивидуальной динамики освоения личностных результатов обучающимися с НОДА на уровне основного общего образования;
определение структуры речевых и коммуникативных нарушений обучающихся с НОДА на уровне начального общего и основного общего образования и разработка подходов к реализации целей их обучения и комплексного психолого-педагогического сопровождения, соответствующих их речевым, коммуникативным возможностям и образовательному потенциалу.
Реализация широкомасштабного клинико-психолого-педагогического исследования современной популяции детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата (впервые за 40 лет);
разработка типологических вариантов развития детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
разработка и внедрение методических подходов и диагностических инструментов для оценки академических достижений и жизненных компетенций младших школьников с двигательной патологией;
разработка методических подходов к адаптации системы оценивания образовательных результатов обучающихся с НОДА на уровне основного общего образования;
разработка методических инструментов педагогического сопровождения дошкольников с ТМНР, в том числе интерактивного конструктора индивидуальной программы коррекционной работы для дошкольников со сложными сенсорными нарушениями.