Лаборатория образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития

Абкович Алла Яковлевна

Абкович

Алла Яковлевна

заведующий лабораторией,
ведущий научный сотрудник

Кандидат педагогических наук

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1005379

AUTHOR ID В ELIBRARY 1005379

ORCID ID 0000-0003-1791-8128

Сфера научных интересов

изучение клинико-психолого-педагогических особенностей современного ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата; особые образовательные потребности и специальные условия обучения школьников с двигательной патологией; содержание и организация школьного обучения детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уровне начального и основного общего образования; комплексная реабилитация (абилитация) детей и подростков с детским церебральным параличом.

Научная деятельность

Проведение научных исследований в области изучения современной популяции детей и подростков с двигательными нарушениями, разработка и систематизация диагностических инструментов для изучения клинико-психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата; изучение и совершенствование системы школьного обучения детей с НОДА;

организация и проведение научных исследований в сфере общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработка программно-методического обеспечения реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с НОДА.

Научно-организационная деятельность

Член Экспертного совета по образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию; заместитель председателя Рабочей группы по  вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата при Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов); член  Научно-методического совета по контрольным измерительным материалам для участников государственной итоговой аттестации с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья ФГБНУ «ФИПИ»; председатель  Учебно-методического совета по вопросам  основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГБНУ «ИКП»; член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России», член жюри Всероссийской олимпиады «Я-Профессионал» по направлению «Дефектологическое образование»; член редакционной коллегии журнала «Дефектология».

Кандидатская диссертация

«Психолого-педагогические условия инклюзии младших школьников с двигательными нарушениями»

2017 г. Москва, МПГУ

Подготовлено

  • 1 монография,
  • 3 главы в коллективных монографиях,
  • 4 методических пособия
  • 49 публикаций различного типа
  • В журналах из списка ВАК – 27 статей, общий список публикаций в РИНЦ – 46 Индекс Хирша по данным РИНЦ - 12

Основные публикации

  1. Abkovich, A.Y. (2024). Current Scientific Image of Children with Motor Impairments: Clinical, Psychological, and Pedagogical Peculiarities and Special Educational Needs. In: Solovyova, T.A., Arinushkina, A.A., Kochetova, E.A. (eds) Educational Management and Special Educational Needs. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-57970-7_9 (Scopus).
  2. Абкович А. Я., Сдобняков В. В. Представления педагогов об особенностях оценки образовательных результатов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физики и математики // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12, No 3. С. 10. DOI: 10.26795/2307-1281-2024-12-3-10.
  3. Крутякова Е.Н., Абкович А.Я., Свисткова В.В. Структура речевых нарушений у подростков с двигательной патологией // Дефектология. 2024. №5. С.47-56. DOI: 10.47639/0130-3074_2024_5_47
  4. Абкович А.Я., Сыроваткина-Сидорина К.Б. Профессиональные позиции педагогов в отношении промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ, осваивающих адаптированные основные образовательные программы на уровне основного общего образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2024. №4. 4. С. 58–68.DOI: 10.47639/2074-4986_2024_4_58
  5. Абкович А.Я. Представления педагогов о формировании социально-бытовых навыков как части сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дефектология. 2024. No 2. С. 41. DOI: 10.47639/0130-3074_2024_2_41
  6. Абкович, А.Я. Дифференцированные психолого-педагогические условия обучения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: монография / А.Я. Абкович. – М.: Парадигма, 2023 - 180 с.
  7. Соловьева Т.А., Абкович А.Я. К вопросу об оценке образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023. № 8. С. 7-17. DOI: 10.47639/2074-4986_2023_8_7
  8. Абкович А.Я., Сальникова Д.А. Семья ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата: ресурсы и источники поддержки. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023. № 6. С. 50-61. DOI: 10.47639/2074-4986_2023_6_50
  9. Абкович А.Я., Переверзева Е.Е. Психолого–педагогическое изучение особенностей развития подростков с мышечной дистрофией Дюшена // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2023 №1. С.20- 33.
  10. Субботина Е.И., Абкович А.Я. К вопросу об использовании Международной классификации функционирования в психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ и с инвалидностью. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023. № 3. С. 73-79. DOI: 10.47639/2074-4986_2023_3_73
  11. Абкович А.Я., Хохлова А.Ю. Клинико-психолого-педагогические особенности детей с двигательной патологией в структуре тяжелых множественных нарушений развития // Дефектология. 2023 №1. С.31-43. DOI: 10.47639/0130-3074_2023_1_31
  12. Abkovich, A.Y. (2022). Modern Tendencies in Development of Educational System of Children and Teenagers with Motor Impairments. In: Arinushkina, A.A., Korobeynikov, I.A. (eds) Education of Children with Special Needs . Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-13646-7_19 (Scopus)
  13. Titova, O.V., Abkovich, A.Y. (2022). Educational Results of Learners with Motor Impairments Obtained During the Implementation of the New Law on Education. In: Arinushkina, A.A., Korobeynikov, I.A. (eds) Education of Children with Special Needs . Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-13646-7_33 (Scopus)
  14. Абкович А.Я, Сальникова Д.А. Особенности формирования социально значимых бытовых навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата младшего школьного возраста. // Дефектология. 2022 №4. С.50-59.
  15. Соловьева Т.А., Абкович А.Я. Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог» как основа профессиональной подготовки студентов дефектологических вузов. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2022. № 5. С. 15-23. DOI: 10.47639/2074-4986_2022_5_15
  16. Абкович, А.Я. Адаптивная физическая культура в системе общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: специальные условия реализации учебной дисциплины // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2022. № 4. С. 12-18. 
  17. Абкович А.Я. Современные представления о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата (к юбилею И.Ю. Левченко) /А.Я. Абкович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021. № 7. С. 73-75.
  18. Абкович, А.Я. К вопросу об оценке сферы жизненной̆ компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата /А.Я. Абкович // Дефектология. - 2021. № 3. С. 37–48.
  19. Абкович, А.Я., Титова О.В. Специфика реализации программ основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата / О.В. Титова, А.Я. Абкович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 8. С. 48-56.
  20. Абкович, А.Я. К проблеме школьного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на современном этапе / А.Я. Абкович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2020. №4. С. 27-33
  21. Абкович, А.Я., Субботина Е.И. К проблеме изучения и формирования сенсорно-перцептивной сферы детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Проблемы современного педагогического образования. – сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2019. – вып. 62. – ч. 1. – c. 7-11
  22. Абкович, А.Я., Левченко, И.Ю. Особенности комплексного обследования детей с двигательными нарушениями в условиях психолого-медико-педагогической комиссии / И.Ю. Левченко, А.Я. Абкович // Современное педагогическое образование. - 2019.-№1.
  23. Абкович А.Я., Субботина Е.И. Сенсорное воспитание детей со сложными нарушениями развития / А.Я. Абкович, Е.И. Субботина // Специальное образование. - 2019.- № 1. – с. 64-74.
  24. Левченко, И.Ю., Абкович, А.Я.. Диагностика особенностей развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для построения индивидуальной образовательной траектории // Методическое пособие. – М.: Парадигма, 2019. – 26 с

Дополнительная информация

Медаль Л.С. Выготского, приказ Минпросвещения России от 25 мая 2020 г. №303/н