Введение

 

Изучение развития речи детей раннего возраста связана в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике с именами Архиповой Е.Ф., Бельтюкова В.И., Винарской Е.Н., Выготского Л.С., Гвоздева А.Н., Грибовой О.Е., Громовой О.Е., Исениной Е.И., Мастюковой Е.М., Новоторцевой Н.В., Разенковой Ю.А., Цейтлин С.Н.,    Чиркиной Г.В. и других. Первоначальный предмет изучения касался выявления последовательности формирования речевой функции у детей. Период раннего возраста в исследованиях не выделялся отдельно, но был достаточно подробно описан в силу значимости количественных и качественных изменений речи в нем. Отдельные исследования подробно освещали различные аспекты развития речеязыковой системы, такие как формирование фонетической стороны речи, формирования лексикона и грамматических обобщений, исследовался доречевой период. Дополняли изучение речевого онтогенеза исследования, ориентированные на специфику формирования речи у детей с выраженными нарушениями развития, такими, как нарушения слуха и ДЦП. При этом, логопедическая помощь детям раннего возраста и их семьям в период проведения данных исследований не была приоритетом государственной политики и оказывалась ситуативно, часто в связи с коррекцией или компенсацией основного заболевания или нарушения развития. Ситуация в сфере психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста принципиально изменилась в связи с принятием в 2016 году Концепции ранней помощи. В настоящее время дети с риском развития речевого нарушения и семьи, в которых они воспитываются, могут получать профессиональную консультативную, методическую и психолого-педагогическую помощь, в том числе логопедическую, в соответствии с положениями данной концепции.

Развитие современной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) связано с разработкой организационных и методических проблем ранней комплексной помощи этим детям, как одного из значимых направлений. Исследования Баенской Е.Р., Лазуренко С.Б., Малофеева Н.Н., Мухамедрахимова Р.Ж., Николаевой Т.В., Никольской О.С., Пелымской Т.В., Приходько О.Г., Разенковой Ю.А., Стребелевой Е.А., Шматко Н.Д.  и др. в рамках развития системы ранней помощи доказали возможность более эффективной коррекции отклонений в развитии ребенка и предупреждения дальнейшего неблагополучия в развитии при условии раннего начала коррекционной работы (Баенская Е.Р., Выродова И.А., Громова О.Е., Кудрина Т.П.,  Лазуренко С.Б., Леонгард Э.И., Мишина Г.А., Мухамедрахимов Р.Ж., Николаева Т.В., Никольская О.С., Одинокова Г.Ю., Пелымская Т.В., Приходько О.Г., Разенкова Ю.А., Сатаева А.И., Стребелева Е.А., Тюрина Н.Ш., Чиркина Г.В., Шматко Н.Д., Шереметьева Е.В. и др.).

Рассматривая развитие ребенка раннего возраста в контексте его социально-коммуникативной адаптации в микросоциуме семьи и, шире, в социуме в целом, система ранней помощи определяет возможность внедрения практик коррекционного воздействия на основе активизации, оптимизации или коррекции процесса взаимодействия между ребенком раннего возраста и его близкими взрослыми.

Значимость общения ребенка с близким человеком для его благополучного психического развития обоснована в самых разных областях психологии и смежных науках. В отечественной психологии общение рассматривается как важнейшее условие психического развития человека (Выготский Л.С, 1956, 1960; Запорожец А.В., 1960; Леонтьев А.Н., 1972, 1975; Лисина М.И., Эльконин Д.Б., и др.). Исследования влияния дефицита общения или его формализации в младенчестве и раннем возрасте позволили описать искаженные отношения ребенка с миром, нарушения активности и адаптации, отставание в психическом развитии ребенка (Авдеева Н.Н., Бардышевская М.К., Галигузова Л.Н., Кистяковская М.Ю., Коробейников И.А., Лебединский В.В., Лисина М.И., Мещерякова С.Ю., Михайлова Ю.А., Никольская О.С., Прихожан С.М., Разенкова Ю.А, Сохина Т.В. и др.).

Исследования отечественной коррекционной педагогики развивают представления о принципиально важной роли общения ребенка с близким взрослым для психического развития ребенка раннего возраста с ОВЗ, в том числе его речевого развития.  (Браткова М.В., Головчиц Л.И., Громова О.Е., Кобрина Л.М., Лазуренко С.Б., Николаева Т.В., Пелымская Т.В., Приходько О.Г., Стребелева Е.А., Чиркина Г.В., Шматко Н.Д., Шереметьева Е.В. и др.). В практике работы отечественной логопедии развитие системы ранней помощи привело к появлению ряда исследований, направленных на осмысление закономерностей онтогенеза речи детей с риском возникновения нарушений речи, выявляющих как последовательность и специфичность этапов речевого развития детей с различными вариантами речевых нарушений, так и специфику их коммуникативной деятельности (Архипова Е. Ф., Грибова О. Е., Григоренко Н. Ю., Громова О. Е., Приходько О. Г., Чиркина Г. В., Шереметьева Е. В. и др.). Исследования семейной коммуникативной среды детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста и анализ анамнестических данных часто говорят о формировании ряда предикторов речевых нарушений уже в раннем возрасте. Исследования авторов, указанных выше, затрагивают, в том числе и вопросы ранней диагностики риска развития речевых нарушений (Архипова Е.Ф., Грибова О.Е., Громова О. Е., Григоренко Н.Ю., Кошечкина Т.В., Чиркина Г.В. и др.). Вместе с тем, продолжает оставаться актуальной разработка и внедрение практико-ориентированных алгоритмов оптимизации и коррекции коммуникативной среды семьи, а также конкретных методических приемов речевого развития детей раннего возраста, в том числе на доречевом этапе.