С 13 по 15 ноября 2025 года в Москве проходила II Международная научно-практическая конференция «Зейгарниковские чтения. Клиническая психология в современном мире: вызовы и ресурсы». Организаторами мероприятия выступили ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» (Беларусь), Армянский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовяна (Армения), Союз охраны психического здоровья, при поддержке Федерального Медико-биологического агентства, Российской Академии образования.
Событие приурочено к 125-летию со дня рождения Блюмы Вульфовны Зейгарник, ближайшей соратницы Л.С. Выготского, основательницы культурно-исторического направления в клинической психологии.
Целью конференции являлось как рассмотрение теоретических вопросов, связанных с осмыслением вклада Б.В. Зейгарник в развитие клинической психологии на современном этапе, так и решение практических задач, поставленных перед специалистами в области психического здоровья вследствие значимых изменений в современной жизни – ее цифровизации, глобальных катаклизмов, информационных перегрузок и др.
В ходе мероприятия прозвучали доклады, посвященные методологии клинической психологии, проблемам диагностики и психотерапии, интеграции клинической психологии в медицину, психологическим факторам психических расстройств, этическим аспектам психологической помощи, инновационным подходам к психосоциальной реабилитации, проблемам подготовки клинических психологов и многим другим.
Одним из сопредседателей конференции выступил И.А. Коробейников, д.пс.н., профессор, заместитель директора Института коррекционной педагогики по научной работе, главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития.
В рамках круглого стола «Связь развития, образования и здоровья с позиций культурно-исторической психологии», одним из ведущих которого выступала директор ИКП Т.А. Соловьева, д.п.н., член-корреспондент РАО, прозвучало 2 доклада от сотрудников Института. С совместным докладом «Системный подход к организации инклюзивного образования: анализ опыта» выступили Т.А. Соловьева и А.Я. Абкович, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития, к.п.н. Ведущий научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Е.Б. Айвазян, д.пс.н., представила сообщение на тему «Метафора «социального вывиха» – ключ к пониманию хода психического развития ребенка».
На секции «Психодиагностика и психотерапия в детской психиатрии: роль медицинских психологов» с докладом «Патопсихологические основы эмоционально-смыслового подхода к психологической помощи при аутизме» выступили главные научные сотрудники лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП – Е.Р. Баенская, д.пс.н., и О.С. Никольская, д.пс.н., профессор.
В работе секции «Психологическая помощь детям с жизнеугрожающими заболеваниями и их семьям» приняла участие С.Б. Лазуренко, главный научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП, д.п.н., академик РАО, в числе ведущих секции. Совместно с коллегами из ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» МЗ РФ Светлана Борисовна представила доклад «Теория и практика психолого-педагогической помощи в педиатрии».
Подробнее о конференции на официальном сайте по ссылке.