22 октября 2025 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Преодоление заикания у детей и взрослых: вызовы и решения». Организаторами конференции выступили Российская академия образования, ГБУЗ города Москвы «Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».

Основная цель конференции – профессиональное обсуждение актуального состояния специализированной помощи детям, подросткам и взрослым с заиканием, возможностей объединения традиций и инноваций при разработке новых медико-психолого-педагогических технологий. Событие приурочено ко Всемирному дню психического здоровья и Международному дню распространения информации о заикании.

Программа мероприятия включала проведение пленарного заседания, работу тематических секций, мастер-классы для обсуждения актуальных и инновационных исследований, клинических, психолого-педагогических практик в области профилактики, диагностики и коррекции заикания, определения перспектив развития теории и практики заикания у детей, подростков и взрослых.

ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» на конференции представляла Е.Л. Ворошилова, к.п.н., зав. лабораторией образования и комплексной реабилитации детей с нарушениями речи.

В рамках пленарного доклада «Перспективы развития научных исследований феномена заикания» Елена Леонидовна на основе ретроспективного анализа научных исследований по проблеме заикания обозначила лакуны в исследовательских поисках. Она отметила необходимость в условиях глобальных изменений определения к изучению заикания иных общефилософских подходов, выдвигающих приоритетом традиционные ценности

Елена Леонидовна обратила внимание на антрополо-дискурсивный подход, центрирующийся на самом человеке и позволяющем представить динамику человека в образовании на всех его уровнях: духовном, душевном и телесном. Такой подход, по мнению ученого, требует рассмотрения заикания с позиции глубины всех происходящих процессов и взаимосвязей, в совокупности социокультурных, психологических и других факторов. Елена Леонидовна отметила, что при сопоставлении с подходами к коррекции заикания антрополого-дискурсивный подход наиболее органично в прагматическом аспекте сочетается с подходом, разработанным Р.Е. Левиной и определяющем заикание как расстройство преимущественно коммуникативной функции речи.

В качестве ключевых направлений развития научных исследований феномена заикания Елена Леонидовна обозначила изучение семьи ребенка с заиканием и ее роли как участника коррекционного реабилитационного процесса, исследование специфических особенностей внеречевых процессов и их влияние на эффективность коррекции заикания. Также Е.Л. Ворошилова обратила внимание, что особого внимание заслуживает в плане исследования период манифестации заикания у детей.

 

Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52