Сотрудники Института коррекционной педагогики разработали и запатентовали методику оценки психического развития детей коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Институтом были получены два патента на изобретение: «Способ диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера» и «Набор для диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера». Авторами стали: главный научный сотрудник, д.пед.н., профессор, член-корреспондент РАО Лазуренко С.Б.; научный сотрудник Медведева Е.А.; зав. лабораторией, д.т.н. Голубчикова А.В.; директор, д.пед.н., профессор, член-корреспондент РАО Соловьева Т.А. и заместитель директора по общим вопросам Беликова А.И.
Запатентованная методика позволяет провести психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста КМНС в родной социокультурной среде и может быть использована в ДОО, реализующих обучение, в частности, в кочевой форме и на психолого-медико-педагогических консилиумах.
На основе патентов сформирован комплект для обследования детей КМНС, состоящий из набора игрового и дидактического инструментария для оценки познавательного, речевого, двигательного и социально-коммуникативного развития детей в возрасте от 1 года до 7 лет и методического пособия для специалистов. Набор содержит не только классические игрушки, но и специально разработанные авторами предметы и фигурки животных, обитающих в зоне проживания КМНС, а также национальные игрушки. В методическом пособии описывается последовательность проведения оценки, а также действия специалиста (педагога-дефектолога, специального/клинического психолога) при анализе данных с целью определения соответствия психического развития ребенка показателям возрастной нормы и разработки рекомендаций по организации процесса воспитания и обучения в семье и общественной системе образования.
При разработке методики авторами использовался этнокультурный подход, учитывающий особенности жизненного уклада и традиций семейного воспитания КМНС. Это позволило приблизить условия и ситуацию психолого-педагогического обследования к родной социокультурной среде и получить более объективные данные о состоянии психического развития ребенка в качестве основания для выбора образовательного маршрута в традициях кочевой культуры.
Актуальность данного направления подтверждается вступившими в силу с 1 марта 2024 г. изменениями в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» о возможности получать детьми КМНС, ведущими кочевой и (или) полукочевой образ жизни, дошкольное и начальное общее образование в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. До этого времени в рамках регионального образовательного проекта «Кочевое образование» реализовывались различные модели кочевых практик, в том числе круглогодичное дошкольное обучение в кочевой форме в чуме, общеразвивающие «кочевые» группы кратковременного пребывания, дошкольные группы в школах–интернатах, благодаря чему возможен был индивидуальный подход в обучении и воспитании детей.