Совместно с издательством «Русское слово» Институт коррекционной педагогики разработал диагностический набор «Северный край» для оценки психического и интеллектуального здоровья детей-дошкольников коренных народов Севера.
Необходимость создания подобного диагностического набора возникла после проведения выездных мероприятий в рамках Недели Института коррекционной педагогики в Ямало-Ненецком автономном округе. По данным ИКП в Арктической зоне проживает более 2000 дошкольников, которые вместе с родителями ведут кочевой образ жизни. Специфика жизненного уклада, национальные традиции, удаленность, труднодоступность населенных пунктов определяет особенности развития и обучения этих детей, что требует создания специфических условий обучения.
В качестве методической базы набора были выбраны наиболее известные методики диагностики. Для определения требований к оценке психического развития детей с учетом социальной ситуации, характеризующейся кочевым образом жизни и особой культурой этноса, был рассмотрен ряд исследований, в частности по изучению познавательной деятельности детей северных народов. На основании изученных работ сотрудниками Института были составлены этнокультурные требования к диагностике.
Набор состоит из 7 блоков для каждого возраста от года до семи лет. В рамках разработанной диагностики предлагаются задания по всем сферам развития ребенка: двигательной, социально-коммуникативной, познавательной и речевой. Для этого применяются методические материалы, связанные с культурой и бытом кочевых народов: национальные игрушки и пособия. Например, юла, которую северные народы называют «пэсько», деревянные фигурки северных животных, конструктор для создания игрушечного чума, специальные иллюстративные пособия-карточки. В качестве диагностического инструментария также используются классические игрушки, такие как мячик, кукла и кубик. При этом специалистами Института были выделены такие инструменты диагностики и подготовлены задания, которые подойдут для всех народов Севера.
Все материалы, входящие в состав набора «Северный край», уложены в эргономичный кейс, что позволяет специалисту легко перевозить его. Диагностическое обследование может проводиться в чуме и занимает не более 25-35 минут, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Пробные образцы комплектов уже направлены на апробацию в Ямало-Ненецкий автономный округ. В дальнейшем Институт коррекционной педагогики планирует разработку комплектов для всех детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни.