В Астане(Республика Казахстан) 4-6 октября 2022 г. прошел VII Съезд учителей и работников образования государств-участников СНГ.В этом году его ключевыми темами стали вопросы образования на пространстве Содружества Независимых Государств в условиях новой реальности и трансформация образовательного процесса в постпандемийный период. В работе форума приняли участие министры и заместители министров образования государств-участников СНГ, педагоги, воспитатели, руководители и представители органов управления образованием, а также образовательных организаций из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также представители Исполнительного комитета СНГ.
В приветственном обращении к участникам, гостям и организаторам Съезда Министр образования и науки Республики Казахстан Асхат Аймагамбетов отметил, что в постпандемийный период цифровизация в образовании укрепилась, и теперь важно найти баланс между технологиями и реальным учителем с его традиционным видением мира: «Учителям важно понимать, что цифровые образовательные технологии – это уже нисколько не их конкуренты, а союзники». Министр подчеркнул, что неизменным остается одно – это роль педагога и учителя в воспитании подрастающего поколения: «Учитель выполняет миссию просветителя и пользуется особым уважением в обществе. В нашей стране по поручению Главы государства проводится большая комплексная системная работа по повышению статуса педагога. Благодаря поддержке Президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева был принят закон о статусе педагога, который позволил реально улучшить условия труда учителей. Это увеличение заработной платы казахстанских педагогов, освобождение их от несвойственных функций, от излишней отчетности».
Председатель Исполнительного комитета, исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств Сергей Лебедев, отмечая важность и высокий уровень проведения Съезда в Казахстане, подчеркнул: «Съезд стал не только знаменательным событием в жизни учительского и преподавательского сообщества, но и своеобразной визитной карточкой Содружества. Нынешний VII Съезд собрал в Астане научную и образовательную элиту стран СНГ, которой предстоит коллегиально оценить результаты совместной деятельности и определить возможные траектории развития общего образовательного пространства Содружества в «постпандемийную» эпоху».
На 9 секциях и 2 диалоговых площадках форума состоялись профессиональные дискуссии по вопросам содержания образования, цифровой трансформации, социальной и образовательной инклюзии, функциональной грамотности, воспитания и развития личности обучающихся и подготовки молодых профессионалов.
В рамках Съезда прошел II Международный фестиваль педагогического мастерства учителей и работников сферы образования стран СНГ. Педагоги из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана продемонстрировали мастер-классы по трём номинациям: учитель, воспитатель и психолог/социальный педагог. В состав жюри Конкурса от Российской Федерации вошла Наталия Бабкина, доктор психологических наук, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».
Подводя итоги очной части Конкурса и поздравляя победителей, Наталия Викторовна обратила внимание участников съезда на роль Института коррекционной педагогики Российской академии образования (ранее – институт Дефектологии) в развитии системы помощи детям с особыми образовательными потребностями: «В нашем Институте работали такие всемирно известные ученые, как Лев Семенович Выготский, Александр Романович Лурия, Роза Евгеньевна Левина и многие другие. В ученом совете Института защищали свои кандидатские и докторские диссертации исследователи из национальных республик, возглавившие в настоящее время направление помощи особым детям в странах Содружества». Наталия Бабкина отдельно отметила конкурсантов, профессиональная деятельность которых связана с детьми с особыми образовательными потребностями, и вручила им от Института коррекционной педагогики и Издательства «Школьная Пресса» сертификаты на годовую подписку на журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» и «Дефектология».
После завершения конкурсных испытаний Н.В. Бабкина по просьбе делегатов съезда рассказалао современных тенденциях в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, о научно-просветительских проектах Института коррекционной педагогики РАО, продемонстрировала открытые ресурсы, направленные на методическую и практическую помощь педагогам, работающим с детьми с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования. Особый интерес участников вызвал реализуемый ИКП РАО проект «Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей», позволяющий любому родителю, вне зависимости от региона и страны проживания, получить в удобной для него форме бесплатную консультацию (диспетчерское консультирование по горячей линии, индивидуальное очное или онлайн-консультирование, видео консультацию на ресурсе сайта ИКП РАО).
Завершилась 3-х дневная работа Съезда принятием Резолюции, в которой были предложены новые идеи и инициативы по дальнейшему развитию сотрудничества в сфере образования на пространстве Содружества Независимых Государств.
Благодарим за предоставленные фотографии Национальную академию образования имени Ибрая Алтынсарина.
Министр образования и науки Республики Казахстан
Пленарное заседание
Наталия Викторовна Бабкина подводит итоги Конкурса
Участники Конкурса педагогического мастерства
Награждение участников Конкурса Сертификатами
С коллегами из Национальной академии