В период с 5 по 6 марта сотрудники Института коррекционной педагогики РАО приняли участие в международной конференции «Образование детей с особыми потребностями», состоявшейся в г. Таллин (Эстония). В ходе мероприятия обсуждались вопросы организации обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также состояние и перспективы развития системы подготовки кадров для работы с данной категорией обучающихся.
На открытии конференции министр образования и науки Эстонии Майлис Репс отметила, что «поддержка детей с особыми образовательными потребностями очень важна для нашей системы образования. Мне очень приятно, что в сотрудничестве с Россией мы смогли предложить нашим специалистам, работающим с русскоязычными детьми, возможность для профессионального развития» и добавила, что образование детей с особыми потребностями - это сфера, в которой сотрудничество между Россией и Эстонией определенно продолжится, так как Россия, как страна с сильной академической школой и современными методиками, может предложить спецпедагогам из Эстонии много ценных знаний. «Сегодня потребность в этом велика, и мы планируем продолжать работу в этом направлении, организуя подобные конференции и дополнительное обучение для наших специалистов», - сказала Репс. Важность продолжения и развития практического сотрудничества двух стран в области образования подчеркнул в своем приветственном слове Посол России в Эстонии А.М.Петров.
В работе конференции приняли участие более 150 специалистов из России и Эстонии. Начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Минпросвещения России Ю.М. Сачко проинформировала собравшихся о государственной политике страны в сфере образования обучающихся с особыми образовательными потребностями, обозначила ключевые направления её развития. Заместитель директора Института коррекционной педагогики РАО Д.А. Карпова рассказала о традициях и современных тенденциях развития дефектологии в России, а заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Е.Л. Ворошилова выступила с докладом «Инновации в системе дополнительного профессионального образования специалистов дефектологического профиля». Научные сотрудники лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи представили вниманию участников доклады, касающиеся организации дошкольного образования детей с речевыми нарушениями и организации образования детей с сенсорными нарушениями в Российской Федерации.
Большой и живой интерес вызвали мастер-классы, проведенные сотрудниками ИКП РАО. Так, старший научный сотрудник Института О.Е. Грибова провела мастер-класс, посвященный диагностике речевых нарушений, позволивший актуализировать и дополнить знания, касающиеся подходов, принципов и методик логопедического обследования. Мастер-класс старшего научного сотрудника Т.В. Кошечкиной «Организация образовательной среды для слабовидящих обучающихся» позволил освоить приемы адаптации образовательного пространства для учеников с нарушениями зрения. Е.Л. Ворошилова представила участникам мастер-класс, посвященный процессам формирования готовности к школе детей с особыми образовательными потребностями.
На книжной выставке, организованной Институтом в рамках мероприятия, были представлены лучшие научные исследования, методические пособия и рекомендации, отразившие опыт российской дефектологической науки за последние тридцать лет. Особый интерес представителей эстонской стороны вызвали последние разработки Института, а также материалы его уникального проекта «Золотая библиотека дефектолога».
6 марта участники конференции посетили образовательные организации Эстонии, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, где их тепло встречали специалисты и ученики. Завершением рабочей программы стала встреча представителей министерств России и Эстонии в сфере образования, Института коррекционной педагогики РАО и посольства России в Эстонии. В рамках переговоров обсуждались возможные
-
форматы сотрудничества в сфере подготовки и повышения квалификации специалистов Эстонии, работающих с русскоговорящими детьми с особыми образовательными потребностями.