Второй день Недели Института коррекционной педагогики в Свердловской области «Детство равных возможностей» проходил в формате профессиональных экспертных сессий. Работа была организована на площадке Технопарка универсальных педагогических компетенций ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет».
На сессии 1 «Актуальные вопросы консультирования семей и сопровождение деятельности ППМС-центров» обсуждались технологии и региональный компонент ПМП-обследований детей, психолого-педагогическое сопровождение семьи в дошкольном образовании и др. Сотрудники ИКП рассказали о результатах научных исследований. Зав. лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Юлия Анатольевна Разенкова раскрыла содержание и специфику потребностей и ресурсов современной семьи ребенка с ОВ3 как основы для развития деятельности ППМС-центров, представив результаты опроса, проведенного в регионах РФ в конце 2021 года. Она особо отметила, что сегодня актуальны методики, технологии, программы, ориентированные не только на родителей ребенка с ОВЗ, но и на его ближайшее окружение.
Заместитель директора Дарья Андреевна Карпова рассказала о всем спектре проектов по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям – «горячей линии», портале «Растимдетей.рф», Родительских неделях и др. Она подробно осветила результаты мониторинга востребованности услуг, в том числе в вопросах тематики и в отношении цифровых показателей, программы переподготовки, предлагаемые институтом, а также новые двучастные курсы повышения квалификации, предполагающие этап супервизии.
Участники сессии 2 «Современные векторы развития образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью» обсудили современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению ребенка в различных образовательных средах, организационные условия обследования ребенка с выраженными нарушениями развития. Представители четырех ресурсных центров Свердловской области поделились своим опытом работы с детьми с ТМНР, НОДА и РАС, обратив особое внимание на формы мероприятий для педагогов, сетевое взаимодействие, сотрудничество с общественностью, методическое сопровождение, профориентацию и др.
Ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП Ольга Евгеньевна Грибова рассказала об организации и особенностях интегрированного подхода в процессе логопедического обследования. Старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Ирина Дмитриевна Антонова ознакомила слушателей с результатами практико-ориентированных исследований детей с РАС, а зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и МНР Алла Яковлевна Абкович в своем докладе остановилась на вопросах организации обследования ребенка с комплексными нарушениями развития на ПМПК.
Во второй половине дня сотрудники института ознакомились с практическим опытом региона, посетив ряд образовательных учреждений Екатеринбурга. Так, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Игорь Анатольевич Костин провел встречу с сотрудниками ГБОУ СО «Речевой центр», а Ольга Евгеньевна Грибова ознакомилась с практикой работы коллектива ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 13».
Также в этот день состоялся методологический семинар «Научная коллаборация по вопросам подготовки кадров высшей квалификации сферы специального (дефектологического) образования». В ходе мероприятия Татьяна Александровна Соловьева выступила с сообщением «Кадровое обеспечение системы педагогического образования лиц с ОВЗ, с инвалидностью», а зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Наталия Викторовна Бабкина осветила актуальные вопросы подготовки кадров высшей квалификации: подготовка к защите диссертационных исследований в сфере специального (дефектологического) образования.