1 декабря 2024 года в рамках проведения мероприятий ежегодных «Усовских педагогических чтений» на базе МБОУ ДПО «Центр развития образования города Челябинска» и МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) №127 города Челябинска» состоялся практико-ориентированный семинар «Единство процессов обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ, реализуемых совместно с семьей и образовательной организацией».
В семинаре участвовали представители образовательных учреждений Челябинска: заместители директоров по воспитательной работе, педагоги-психологи, специалисты по специальному и инклюзивному образованию, учителя-логопеды, учителя-дефектологи дошкольных образовательных организаций и центров психолого-педагогической медицинской и социальной помощи, а также магистранты ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».
От ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» в мероприятии приняла участие О.Г. Болдинова, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения, к.пед.н.
В своем выступлении Ольга Геннадьевна осветила вопросы создания тифлопедагогических условий при обучении физике слепых и слабовидящих учащихся на уровне основного общего образования, ознакомила участников с комплектом рабочих программ для школ, где обучаются дети с нарушенным зрением на уровнях основной и средней школы. О.Г. Болдинова представила научно-методическую разработку Института коррекционной педагогики – «Тифло-чек-диагностика компенсаторных способов действия и произвольного поведения у обучающихся с нарушениями зрения». Данная интерактивная диагностическая карта предназначена для специалистов, учителей начальных классов, педагогов сопровождения обучающихся с нарушениями зрения 1 года обучения на уровне начального общего образования, реализующих варианты: 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 ФАОП НОО. Она позволяет провести диагностику оценки компенсаторных способов действия и произвольного поведения, на ее основе создаются направления индивидуальной коррекционной работы, которые возможно включить в содержание образовательного процесса для достижения личностных результатов. Встроенный диагностический материал дифференцируется исходя из зрительных возможностей ребенка, особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями зрения, включает методические рекомендации и содержание заданий (текстовое, визуальное), готовые показатели оценки показывают графический индивидуальный профиль личностных достижений, и автоматически формирует задачи направлений коррекционной работы по развитию компенсаторных способов действия и произвольного поведения.
Также спикер ИКП рассказала о реализуемом Институтом проекте «База знаний, я – родитель», в рамках которого специалисты консультируют родительское сообщество и образовательные организации по вопросам построения гармоничных семейных отношений, профилактики детских психологических травм, профилактики трудного поведения детей и их подготовки к самостоятельной жизни.