12 ноября 2025 года в Институте детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» прошел Всероссийский круглый стол «У истоков развития тифлопедагогики в мире», приуроченный ко дню рождения В. Гаюи и Международному дню слепых. Организаторами встречи выступили: кафедра тифлопедагогики дефектологического факультета МПГУ; Экспертный совет по образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию; лаборатория проблем образования инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья Российской академия образования; лаборатория образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».
Работа круглого стола была направлена на обсуждение научного наследия известных российских и зарубежных тифлологов, роли этого наследия в современной тифлопедагогической науке и практике.
К участию в заседании были приглашены педагоги, учителя-дефектологи образовательных организаций, психологи, профессорско-преподавательский состав организаций высшего профессионального образования, студенты, аспиранты, специалисты в области развития детей с нарушениями зрения, педагогические работники образовательных организаций Российской Федерации.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратились директор Института детства МПГУ, заведующий кафедрой логопедии, д.п.н., профессор А.А. Алмазова и заведующий кафедрой тифлопедагогики Института детства МПГУ, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Российской Федерации, д.ф.н., академик Российской академии образования, почетный профессор МПГУ О.Н. Смолин.
В работе круглого стола приняли участие представители разных субъектов Российской Федерации и ближнего зарубежья: г. Москва, и Московская область; г. Санкт-Петербург; г. Усть-Каменогорск (Республика Казахстан); г. Саратов, г. о. Самара; г. Махачкала (Республика Дагестан); г. Михайловка (Волгоградская область); г. Оренбург; г. Псков; г. Рязань, г. Нижний-Новгород, г. Уфа (Республика Башкирия); г. Краснодар, г. Армавир; г. Йошкар-Ола (Республика Марий Эл); Верхняя Пышма (Свердловская область); г. Черняховск (Калининградская область); г. Томск, г. Владимир; г. Новосибирск (Новосибирская область); г. Владимир; г. Красноярск.
Широкая география участников круглого стола показывает актуальность и интерес к обсуждаемым вопросам. С докладами выступили преподаватели кафедр тифлопедагогики и дошкольной дефектологии МПГУ, преподаватели кафедры тифлопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) и представители других вузов России, осуществляющих подготовку учителей-дефектологов. Опыт работы с детьми с нарушениями зрения представили практики (учителя-дефектологи, тифлопедагоги, воспитатели) из более 20-ти образовательных организаций разного уровня и представители благотворительного фонда.
Активное участие в заседании приняли сотрудники Института коррекционной педагогики.
Заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения, к.п.н. О.Г. Болдинова выступила с сообщением на тему «Особенности развития компенсаторных способов действия обучающихся с нарушениями зрения».
Заведующий лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи, д.п.н. Ю.А. Разенкова в своем выступлении рассказала о вариантах развития общения у слепых детей первых трех лет жизни.
В рамках круглого стола прозвучали доклады сотрудников лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи. Ведущий научный сотрудник, д.пс.н. Е.Б. Айвазян осветила вопросы понимания личности слепого ребенка в современной тифлопсихологии раннего возраста. Старший научный сотрудник, к.п.н. Т.П. Кудрина раскрыла проблему кризиса научной парадигмы в тифлопсихологии и тифлопедагогике раннего возраста. Научный сотрудник Т.Ю. Корниенко выступила с докладом «Динамика субъективной картины материнства: кризисные и ресурсные события на «Линии жизни» матерей, воспитывающих детей с нарушением зрения».