26 ноября 2025 года в Российской академии образования состоялась научно-практическая конференция «Мир детства Александра Запорожца: классика настоящего и будущего».
Конференция проводилась в целях развития научных идей и практических разработок в области общей и детской психологии Александра Владимировича Запорожца, доктора педагогических наук (по психологии), профессора, действительного члена АПН СССР. Имя А.В. Запорожца тесно связано с развитием отечественной психологии. На протяжении многих лет он являлся ведущим психологом страны в области изучения дошкольного детства, сумевшим обеспечить широкую реализацию психологических идей в практике обучения и воспитания детей. Через всю жизнь Александр Владимирович пронес глубокое уважение к своему учителю – Льву Семеновичу Выготскому. Научные идеи Л.С. Выготского легли в основу исследовательской работы А.В. Запорожца, проводившейся в тесном сотрудничестве с А.Н Леонтьевым, А.Р. Лурией, П.И. Зинченко, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и другими. А.В.Запорожец создал теорию сенсорного и умственного развития ребенка, которая способствует решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Ввел в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребенка за счет оптимального использования специфически детских видов деятельности. Впервые разработал такие важнейшие проблемы и определил такие важные понятия психологии, как аффективные действия ребенка, внутренняя форма движения. Обосновал специфичные возрастные периоды развития психики ребенка.
Модераторами конференции выступили В.С. Басюк, д.пс.н., профессор, академик РАО, вице-президент Российской академии образования, и С.Б. Малых, д.пс.н., профессор, академик РАО, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась О.Ю. Васильева, д.ист.н., профессор, академик РАО, президент Российской академии образования.
В рамках конференции обсуждались следующие вопросы: роль А.В. Запорожца в развитии истоков дошкольного образования; вклад А.В. Запорожца в решение методологических вопросов общей и детской психологии; исследования А.В. Запорожца и Н.Н. Поддьякова; идеи А.В. Запорожца как основа новых исследовательских трендов и практик; проблема возрастного и функционального развития в трудах А.В. Запорожца и П.Я.Гальперина; концепция амплификации А.В. Запорожца в свете представлений о становлении ребенка в системе взаимодействия и привязанности с близким взрослым и др.
Институт коррекционной педагогики на конференции был представлен двумя докладами.
Доклад С.Б. Лазуренко, д.п.н., академика РАО, руководителя Центра развития инклюзивного образования РАО, главного научного сотрудника лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП, был посвящен научным идеям А.В. Запорожца, реализованным в практической деятельности детского психолога в медицинском стационаре.
Ю.А. Разенкова, д.п.н., зав.лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ИКП, в своем выступлении представила развитие идей А.В. Запорожца и М.И. Лисиной в исследованиях Института по преодолению трудностей в общении матери и ребенка первых лет жизни с ОВЗ.
Запись видеотрансляции конференции доступна по ссылке.