Четвертый день Недели Института коррекционной педагогики в Республике Татарстан «Детство равных возможностей» проходил сразу на нескольких площадках.
В Институте развития образования РТ состоялась профессионально-экспертная сессия «Актуальные вопросы организации образования обучающихся с ОВЗ в Республике Татарстан». Здесь обсуждались современные подходы к психолого-педагогическому обследованию ребенка, актуальные вопросы деятельность ПМПК и ППк в части определения оптимального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ, деятельность ППМС-центров, проходил оживленный обмен опытом. Был широко представлен опыт региона в вопросах оказания ранней помощи детям с РАС, организации и деятельности стажировочных площадок ИРО в комплексном сопровождении детей с ОВЗ.
Представители ИКП ознакомили участников сессии с результатами научных исследований института, проводимых по трем направлениям. Так, и.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения О.Г. Болдинова рассказала об основных результатах клинико-психолого-педагогического исследования ребенка с нарушениями зрения. Она представила анализ данных исследования компенсаторных способов действия, произвольного поведения, уровня личностного развития ребенка с нарушением зрения.
Заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП Е.Л. Ворошилова рассказала о методических подходах к организации логопедической скрининг-диагностики на основе дискурсивного подхода и системного анализа, предложив практические рекомендации по организации такого скрининга. А заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и МНР А.Я. Абкович представила особенности диагностического инструментария и оценки результатов диагностики в организации обследования детей с комплексными нарушениями развития на ПМПК.
Работа сессии «Консультирование и сопровождения семьи особого ребенка» проходила на площадке Казанского инновационного университета им.В.Г. Тимирясова. На ней обсуждался опыт региона в вопросах организации помощи родителям, воспитывающим ребенка с ОВЗ. В частности, начальник управления общего образования Минобрнауки РТ Т.Г. Алексеева рассказала о мероприятиях по созданию консультационных центров в республике, заведующая МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №16» г.Казани Е.В. Шайдуллина проинформировала об особенностях работы консультационного семейного центра, а президент Ассоциации кадрового менеджмента А.С. Ганеева – о непрерывном сопровождении лиц с инвалидность в трудовой занятости.
В свою очередь, заместитель директора ИКП Д.А. Карпова рассказала о консультативной деятельности института в рамках ФП «Современная школа». Она продемонстрировала возможности портала «Растимдетей.рф» в вопросах помощи родителям, рассказала о «Горячей линии», проектах «Родительские недели», «Важные встречи» и других открытых для родительского сообщества страны инициативах и продуктах института.. Затем научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи института А.В. Павлова выступила с сообщением на тему «Дистанционное консультирование семьи ребенка с ОВЗ: опыт ИКП», сделав особый акцент на структуру и задачи дистанционного приема и консультирования.
Во второй половине дня представители ИКП провели ряд встреч с родительской общественностью, в том числе с руководителями автономных некоммерческих организаций, работающих с детьми с нарушениями слуха, ментальными нарушениями, детьми с РАС.
В завершение четвертого дня Недели ИКП в Республике Татарстан ведущие ученые ИКП выступили с публичными лекциями. Так, Е.Л. Ворошилова прочла лекцию «Современные представления о формировании речемыслительной деятельности в развитии ребенка», а доктор психологических наук О.С. Никольская выступила с лекцией «Понимание растройств аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи».