Глава 6. «Удобный ребенок»

 

В этой главе разговор пойдёт о группе детей, которые мало беспокоят своих родителей – они не устраивают истерики, мало капризничают, не конфликтны, не требовательны – и, оказывается, в этом кроется опасность.

Будем разбираться, чем опасно такое видимое «удобство» поведения ребенка.

Итак, какой он – «удобный ребёнок»?

  1. Он малоподвижный. С самого младенчества у ребенка проявляется задержка моторного развития. Иногда про такого малыша родители, педиатры и массажисты говорят, что «он ленится». Ребенок мало двигается, предпочитает не менять положение тела; движения его замедленные, недостаточно ловкие и скоординированные. Часто из-за малой подвижности, ребёнок имеет повышенный вес.
  2. Он спокойный. Его эмоциональные реакции – сглаженные, невыразительные, неяркие. Даже боль – ушиб или порез – не всегда вызывают у такого малыша плач. Не стоит делать вывод, что он нечувствителен. Переживания у ребёнка есть, но скрываются глубоко внутри его души.
  3. Он послушный. «Положишь – лежит, поставишь – стоит»: родители не нарадуются на такую покладистость их крохи. Когда ребёнок подрастает и начинает понимать речь, он старается во всем слушаться родителей, выполняет любую их просьбу.
  4. Он осторожный и нелюбопытный. В отличие от маленьких непосед, этот малыш крайне осторожен в перемещениях. Он не полезет в помойное ведро и розетку, т.к. довольствуется теми впечатлениями, которые у него есть; он остерегается всего незнакомого и не любит новые игрушки, помещения, людей. С этим связана узость его интересов: новое скорее пугает, чем привлекает такого ребёнка. Он консерватор, приверженец привычки.
  5. Он необщительный, избегает сверстников. Такому ребёнку не хочется общаться с другими детьми и, тем более, вступать с ними в бурные игры. Он предпочтёт одиночество или общество старших, иногда даже пожилых людей – бабушки, дедушки, с которыми он чувствует себя безопасно. Любит книжки и мультфильмы – те виды досуга, которые не требуют его активного участия в игре.
  6. Он не инициативен. Такой ребенок, скорее, пассивный зритель и слушатель. Он не проявляет свои желания и намерения, поэтому крайне трудно ему предложить поиграть во что-то.

Если в поведении ребенка отмечается больше двух черт из этого списка – необходимо обратиться к детскому неврологу и специалистам ранней помощи (психологу или дефектологу). Такое поведение ребенка может  проявляться по разным причинам, и некоторые из них весьма серьёзны.

Малая активность и малоподвижность ребенка проявляются уже в младенчестве, а в раннем возрасте становится ярко выраженным. Но родители не обращают внимание на эти проявления, пока малыш мал.  Иногда «олимпийское» спокойствие ребёнка становится предметом гордости его родителей,  показателем успешности их воспитания. И заметной проблема становится после того, как ребёнок отправляется в детский сад. На его особенности обращают внимание воспитатели, да и сами родители, сравнивая своего ребенка со сверстниками, обнаруживают отставание.

И оказывается, в достижениях «удобные» дети здорово отличаются от шалунов – сверстников: они хуже говорят, меньше знают, не включаются в общие игры, часто избегают воспитателей и других детей, и тихо играют сами по себе, не вовлекаясь в общие занятия. Позже становится очевидным, что ребенок не может усваивать программу в общем темпе, он очень медленно выполняет или не выполняет совсем задание воспитателя. Скатать шарик или отрезать полоску – часто невыполнимая задача для такого малыша. Он отказывается участвовать в танцах и спортивных занятиях с преподавателем. Воспитатели детского сада все чаще упоминают в общении с родителями формулировку «педагогическая запущенность». Спустя некоторое время ситуация ухудшается тем, что в группе детей у ребёнка появляются и закрепляются обидные характеристики: лентяй, тупица, «тюфяк» или «тормоз». В коллективе он также неуспешен: избегает оживлённого общения и особо конфликтов, – и как результат не имеет того опыта, в котором развиваются его навыки общения и эмоциональной регуляции. А позже, поняв свою неуспешность в этих областях, он будет избегать всякого коллектива. Часто такой ребенок вырастает неумелым: все навыки даются ему с трудом, выполняет он их медленно; родители и воспитатели в садике часто не выдерживают и предпочитают сделать все за него – найти вещи, натянуть штаны и куртку, застегнуть пуговицы, заправить рубашку. Сначала это проще взрослым, а потом и самому ребенку хочется, чтобы его обслуживали в быту другие.

Предотвратить такое развитие событий возможно, если ещё в раннем возрасте увидеть в ребёнке такие особенности и вместе со специалистами понять причину их появления. Вариантов может быть несколько.

Причина №1. Неврологические заболевания

Обычно первый специалисты, к которым обращаются родители это врач – детский невролог.  Специалист осмотрит малыша, оценит его нервно-психическое и моторное развитие, возможно, обнаружит задержку моторного развития или психоречевого развития. Такая заторможенность и трудности моторного развития могут быть проявлением особенностей или нарушений в работе центральной нервной системы. В этом случае, по назначению врача необходимо проводить курсы медикаментозного лечения, лечебной физкультуры и массажа, и вместе со специалистами ранней помощи внимательно следить за развитием ребёнка.

Причина №2: Формирование расстройства аутистического спектра (РДА)

Среди вышеперечисленных черт есть несколько, указывающих на риск  нарушения эмоционального развития ребёнка: его необщительность и отстранённость, а также консерватизм, проявляющийся в том, что ребёнок не принимает нового, предпочитает играть с любимым, подчас очень странным предметом, например,  поясом от маминого халата, пелёнкой, прихваткой или пузырьком от лекарства. Сочетания этих двух особенностей недостаточно для того, чтобы сделать однозначный вывод о том, что у ребёнка имеются расстройства аутистического спектра (РДА). Увидеть риск такого заболевания могут психолог или педагог ранней помощи, детский невролог, но поставить диагноз вправе только детский психиатр. При подтверждении диагноза необходимо как можно раньше и активнее включиться в реабилитационные и развивающие мероприятия, занятия с психологом, специалистом в области эмоциональных нарушений и РАС.

Причина №3. Индивидуальные особенности темперамента ребёнка

Малыш может быть совершенно здоров с неврологической и с психиатрической точки зрения, но по темпераменту он флегматик – спокойный, уравновешенный, немного «толстокожий». В индивидуальности такого ребёнка есть много сильных сторон: он упорен, вынослив и трудоспособен; он прекрасно выдерживает монотонную работу; и пусть его навыки и знания не формируются быстро, он овладевает ими очень глубоко и основательно.

Родители, обращаясь к специалисту психологу или дефектологу, часто просят «научить его выполнять задание побыстрее». Нужно понимать, что медлительного ребёнка невозможно сделать быстрым и любознательным; однако можно и нужно позаботиться о том, чтобы его медлительность не препятствовала благополучию его развития.

У медлительного и спокойного ребёнка есть несколько слабых мест, на которые родителям надо обратить особое внимание. Важно не пропустить проявления, которые говорят о прогрессе в развитии ребёнка, и которые могут «западать» у спокойного ребёнка–флегматика. Для каждого из этих проявлений есть особый возрастной период, когда мы ожидаем их появления. Если их нет в нормативном промежутке, то есть риск задержки в развитии, и родителям нужно приложить особые усилия, чтобы поддержать развитие ребёнка.

Четыре области, за появлением которых родителю надо следить и особым образом поддерживать и развивать в ребёнке:

  1. Эмоциональность. Начиная с первого месяца жизни, младенец способен эмоционально отвечать на обращение взрослого к нему: он улыбается и радуется, когда мама подходит, гладит его или берет его на ручки. Если к трем месяцам малыш не проявляет такой радости при виде мамы, на это стоит обратить внимание. Рекомендации специалиста ранней помощи будут такие: родителю надо научиться привлекать внимание ребенка, возможно, надо быть более ярким, выразительным и настойчивым при общении с ребенком, возможно, наоборот, научиться гибко подстраиваться к малышу и не проявлять много эмоций.
  2. Инициатива. Следующим коммуникативным умением ребенка становится проявление собственного желания пообщаться с мамой. Обнаружив маму, он активно начинает привлекать ее к общению, он следит за ней, ищет ее взгляд, тянется к ней, произносит протяжные звуки, активно движется. Такое поведение называется «комплексом оживления», и обычно появляется на втором-третьем месяце жизни. Но если его нет, стоит проанализировать свое общение с ребенком. Родителю надо научиться не опережать желания своего «спокойного ребёнка», и терпеливо ждать его слабой и неуверенной инициативы. Это умение понадобится родителю на весь период детства. Но такое умение будет лучшей профилактикой пассивного поведения ребенка.
  3. Интерес к окружающему миру. В норме к шести месяцам ребенок уже хочет и любит общаться с родителем, может поддержать с ним эмоциональный диалог, умеет сам привлекать внимание родителя. В это возрасте интерес ребенка постепенно переключается со взрослого на собственную активность в окружающем мире. Мир становится интересным: ребенок хочет все потрогать, достать, облизать, переложить из ручки в ручку. Особое внимание привлекают незнакомые, яркие, звучащие или мигающие предметы. Но для медлительного малыша такая стимуляция является избыточной и может только отпугнуть его. В этот период родителю важно научиться разбираться в том, что нравится, а что не нравится его малышу, придумывать новые игры со старыми игрушками, а новые игрушки вводить осторожно. До года должно появиться деловое сотрудничество ребенка со взрослым: это новая форма общения, в которой родитель становится для малыша авторитетом в области игры и источником интересного: он раскроет секреты всех вещей, всегда покажет что-то новенькое в игре. Замечено, что любознательность и любопытство ребенка развивает не только коммуникацию, но и двигательную сферу: ему хочется достать привлекательную игрушку, он ползет к ней, он молниеносно открывает шкафчики и вытаскивает из них все содержимое. Вот такую активность, которая доставляет много хлопот родителям медлительного ребёнка придется стимулировать: нужно специально создавать такие условия, чтобы ребенок проявил двигательную активность, подполз, встал, дотянулся, перевернулся, подтянулся…
  4. Умения ребёнка. Возраст от года до трех – это золотое время для овладения ребенком различными умениями позаботиться о себе в быту: научиться самому есть, пользоваться краном, мылом и полотенцем, ходить в туалет или на горшок, одеваться и раздеваться и т.д. У медлительного ребёнка есть большой риск не овладеть такими умениями в этот период: он все делает очень медленно, ему нужно больше времени и для того, чтобы вспомнить последовательность действий. Родителя, особенно, если он сам по темпераменту активный и подвижный, будут раздражать эти качества ребёнка. Он скорее и лучше сделает все за малыша, не даст созреть и проявиться его желанию. Родителю опять надо вспомнить про терпение, а также научиться оказывать ребёнку эмоциональную поддержку – видеть успехи ребёнка, подбадривать и добиваться самостоятельного достижения результата, фокусировать его внимание на том, что получилось. Для этого понадобится много времени, поэтому родителю стоит овладеть умением организовывать своё время и время ребёнка: собираться заранее, предоставлять ребёнку времени для выполнения дел в избытке. Также можно составить распорядок дня в фотографиях или в картинках, иллюстрирующих последовательность этих событий. Такому малышу будет проще, если уклад его жизни будет постоянным и стабильным, без неожиданностей и сюрпризов, с дозированной нагрузкой.

Кратко схематично риски в развитии «удобного» ребёнка описаны в таблице:

 

Таблица 1. Риски в развитии «удобного ребёнка»

 

Что наблюдаем? Когда? Что для этого нужно родителю?
Эмоциональное оживление в ответ на обращение взрослого 2 – 3 мес ·         Умение «заражать» ребёнка эмоционально, привлекать его внимание через эмоциональное обращение к нему

·         Умение подождать ответ ребёнка и, тем самым, поддержать диалог, обмен эмоциями

Инициативу 3 – 6 мес ·         Умение подождать и дать ребёнку выразить своё желание общаться, играть
Интерес к окружающему миру (и через это – двигательную активность) 6 –12 мес ·         Умение предъявлять игрушку

·         Умение показывать игровые способы действий

·         Умение вовлекать в совместные игры и дела

·         Умение создавать для ребенка двигательные задачи

Увеличение умений в самообслуживании 1,5 – 3 года ·         Умение заметить и поддержать достижения ребёнка

·         Умение подождать, организовать время так, чтобы ребёнку его хватало

 

 

Универсальное качество, которое понадобится родителю медлительного ребенка в любом возрасте – умение взять паузу и подождать, дождаться ответа, дождаться его неспешного результата. Это действительно то, что жизненно необходимо медлительному малышу: ситуация спешки является стрессом для него. Если медлительного малыша торопить, то ускорения результата не будет, а может проявиться агрессия, возмущение, обида или протест, отказ от выполнения.

Самое важное – нужно твёрдо помнить, что ребёнку необходимо внимание родителей, даже если он его не просит. Внимание и поддержка родных даёт ребёнку силы расти и развиваться. Родители возразят, что не всегда есть возможность проводить с ним больше времени. Для проявления внимания к ребенку не нужно много времени. Внимание родителя должно быть сосредоточено на качественном общении с ребёнком во время ежедневных будничных моментов: кормления и одевания, купания и прогулки. Привычка быть внимательным к внутреннему миру, к душе ребёнка изменит отношение родителя к нему, повысит терпимость к его медлительности.

 

Полезная литература:

 

  1. Баенская, Е.Р. и др. Научитесь общаться с младенцем: Пособие для родителей / Е.Р.Баенская, И.А.Выродова, Ю.А.Разенкова /Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Баенская, Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: методическое пособие / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2001
  3. Брамбринг, М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье / М. Брамбринг; пер. с нем. В.Т. Алтухова; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Академия, 2003
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Аст, 2008.
  5. Громова, О.Е. Путь к первым словам и фразам: пособие для родителей / О.Е. Громова. – М.: Просвещение, 2008
  6. Игры с детьми второго и третьего года жизни / Под ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная Книга, 2020.
  7. Игры с детьми младенческого возраста /Ю.А.Разенкова, И.А.Выродова. – 3 – е изд. перераб. и доп. – М.: Школьная книга. – Программа «Счастливый ребенок», 2017.
  8. Как развивается ваш малыш: Пособие для родителей / Е.Р.Баенская, О.Е.Громова, Ю.Ю.Коваленко, Т.П.Кудрина, Ю.А.Разенкова и др. / Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Просвещение, 2008.
  9. Кудрина, Т.П. Взаимодействие матери и слепого младенца: удовольствие от совместной игры [Электронный ресурс] / Т.П. Кудрина, Ю.А. Разенкова // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. –– 2017. – Вып. № 28. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-interaction-of-mother-and-blind-baby-great-fun
  10. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина // Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009.
  11. Лисина, М.И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни / М.И. Лисина // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.
  12. Мама + папа= Я. Ребенок от рождения до года: Книга для родителей / И.А.Выродова, Л.Г.Голубева, М.И.Лелюхина, М.Н.Лещенко, Ю.А.Разенкова и др. / Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Школьная Пресса, 2007.
  13. Никольская, О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение/ О.С. Никольская. – М.: МГППУ, 2008.
  14. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом // Детская и подростковая психотерапия: учебник для бакалавриата и магистратуры/под ред. Е.В. Филипповой. – М.: Юрайт, 2018.
  15. Петрановская Л.В. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка / Л.В Петрановская. – М: Аст, 2015.
  16. Разенкова, Ю.А. Трудности развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: выявление, предупреждение и коррекция. Монография / Ю.А.Разенкова. – М.: Полиграф Сервис, 2017.
  17. Разенкова Ю.А., Кудрина Т.П., Одинокова Г.Ю., Теплюк С.Н. Лепим, рисуем, творим…; под ред. Разенковой Ю.А. – М.: Школьная Пресса, 2010.
  18. Ребёнок 2-3 лет. Советы родителям и воспитателям от ведущих специалистов страны / Под ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная Книга, 2020.
  19. Ребенок от года до двух: Пособие для родителей и педагогов / Н.Н.Авдеева, И.А.Выродова, Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева, Г.М.Лямина, Ю.А.Разенкова и др. / Под ред. С.Н.Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  20. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  21. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: Пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2008.
  22. Циммер Р. Компетентный малыш. Руководство для родителей с многочисленными примерами увлекательных подвижных игр. От рождения до трех лет / Р. Циммер. – М.: Теревинф, 2019.

 

 

Электронное методическое пособие

 

 

Павлова А.В. Воспитание детей раннего возраста с ОВЗ. О детях с трудностями поведения: электронное методическое пособие /А.В.Павлова. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2021. – 51 с. + Приложение [Информационные материалы в части образования и психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ, в том числе в удаленных и труднодоступных территориях, в том числе силами НКО].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФГБНУ «ИКП РАО»

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д.8, корп.1

+7(499)-245-04-52

www.ikp-rao.ru