ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Актуальность вопросов сопровождения подростков с ЗПР определяется несколькими исходными положениями. Во-первых, эта категория оказалась в поле активного внимания педагогической общественности не так давно. Это связано с изначальным представлением о том, что задержка психического развития корректируется к концу младшего школьного возраста и дальше не требует специального рассмотрения. Тем не менее, такие дети, вырастая, оказывались среди подростков с трудностями поведения и обучения. Фактически психолого-педагогическая поддержка оказывалась лишенной понимания причин и закономерностей развития таких подростков. Отсюда, в настоящее время необходимость продолжения психологического сопровождения именно подростков с ЗПР начинает осознаваться.

Во-вторых, при подготовке психологов образования вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии не уделяется достаточного внимания. Начиная работать в образовательном учреждении, психолог в первую очередь сталкивается с необходимостью сопровождения детей и подростков с задержкой психического развития. От психолога требуется разработка диагностических комплексов и программ индивидуальных занятий для подростков с задержкой развития. Рекомендаций о том, как можно решать такие задачи – явно недостаточно.

В третьих, вопросы психолого-педагогического сопровождения подростков с задержкой психического развития часто остаются в частном опыте психологов образования, не получая дополнительного обобщения и развития. Эти технологии зачастую дублируют программы и подходы, которые используются в работе с нормативно развивающимися подростками. Важно отметить, что это действительно так – развитие имеет общие закономерности. Но, с другой стороны, сопровождение особого развития требует особых методических подходов. Рекомендации, предложенные в данном пособии, разработаны на основе принципов культурно-деятельностного подхода и являются практическим продолжением идей о взаимодействии значимых взрослых и сверстников и подростка в зоне ближайшего развития.

При использовании данных рекомендаций в деятельности психолога образования требуется достаточно высокий уровень развития таких профессиональных компетенций:

  • владение навыками консультативной беседы, диалогическая поддержка процесса решения задач подростком;
  • способность организовывать развивающее взаимодействие и оценивать его эффективность;
  • владение навыками психолого-педагогического наблюдения;
  • способность управлять групповой динамикой подростковых групп в процессе активного социально-психологического обучения;
  • способность разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса (учителей и родителей), работающих с различными категориями обучающихся.
  • способность применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры;
  • владение навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций.

Данное пособие подготовлено на основе опыта практической деятельности авторов по реализации психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с задержкой психического развития; научного и методического сопровождения педагогов-психологов в образовательных учреждениях.

Мы планируем продолжать говорить о проблемах психолого-педагогического сопровождения подростков; вопросах профессиональной компетентности педагогов, вовлеченных в эту практику. Данная тематика требует более детального описания как в практическом, так и в научно-методическом аспектах. В частности более глубокого рассмотрения требуют темы эмоциональной саморегуляции педагогов, работающих с подростками с ЗПР; вопросы разработки методических рекомендаций помощи в социальной адаптации подростков, развития навыков конструктивного взаимодействия с другими на основе просоциальных норм.