ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

3.1. Подходы к вовлечению родителей подростков с ЗПР в деятельность психологической службы

3.2. Направления психологической поддержки учителей, работающих с подростками с ЗПР

 

3.1. Подходы к вовлечению родителей подростков с ЗПР в деятельность психологической службы

 

Частой и острой проблемой в работе с родителями психолога в образовательной организации является - вовлечение. Родители часто не готовы обращаться к психологу в школе. Есть несколько причин, почему это происходит: (1) недоверие компетентности психолога в образовательной организации; (2) сомнение в конфиденциальности работы психолога, восприятие его как части школьного "педагогического контроля"; (3) непонимание его функционала, задач, в рамках которых можно обращаться к психологу за помощью, отсутствие запроса; (4) отсутствие готовности вовлекаться во взаимодействие с педагогическим коллективом, в более осознанное взаимодействие со своим ребенком.

Внешними проявлениями отсутствия готовности взаимодействовать с психологом является пассивность во время встреч, избегание контактов с педагогическим коллективом школы в целом, ссылки на отсутствие возможности посещать встречи.

Исходя из этого, первой задачей педагога-психолога в образовательной организации является вовлечение родителей во взаимодействие с помощью педагогического маркетинга, направленного на формирование доверия к компетентности психолога, повышение психологической грамотности родителей, формирование позитивных ожиданий и готовности к взаимодействию.

Задачи, которые необходимо решать педагогу-психологу в образовательной организации для вовлечения родителей подростков с ЗПР в конструктивное взаимодействие:

  1. Организация психологического просвещения родителей в области психологии особенного развития, психологической поддержки.
  2. Формирование доверия к компетентности педагога-психолога и готовности к вовлечению во взаимодействие.
  3. Расширение форм и видов сотрудничества с родителями, повышение доступности психолого-педагогической помощи в образовательной организации.
  4. Создание условий для становления мотивации к развитию компетенций осознанного родительства.

Таким образом, при планировании работы с родителями педагогу-психологу необходимо исходить из ключевых направлений психологической помощи: консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа. Формат этой деятельности может быть как очным, так и дистанционным. Формы также могут быть довольно разнообразными. Приведем примеры таких форм.

 

Формы работы педагога-психолога с родителями подростков с ЗПР:

  1. Консультации (дистанционные - очные): индивидуальные, парные, групповые.
  2. Просвещение: родительский лекторий, семинары-практикумы, родительский круглый стол, родительское собрание.
  3. Коррекционно-развивающая работа: родительский тренинг, родительский ринг, родительские чтения (читательский клуб), родительские циклы занятий (он-лайн); родительские вечера, родительские спектакли (привязанные к школьным традиционным событиям).

 

Психологическое консультирование родителей подростков с ЗПР

Целью консультативной работы с подростками и детско-родительскими парами может являться овладение навыками эмоционально-волевой саморегуляции. Перечень таких навыков для родителей может быть точно таким же, как и для подростков (о чем говорилось выше:

  1. Способность осознавать свои переживания (телесные ощущения, эмоции, чувства, желания, мысли, убеждения, возникающие образы воображения и памяти и пр.) в текущем времени. Умение внимательно смотреть и замечать; быть по-матерински чувствительным к самому себе.
  2. Умение говорить о своих переживаниях – эмоциональная грамотность, навыки ментализации (символизации).
  3. Способность выдерживать те эмоциональные состояния, которые разворачиваются внутри. Не пытаться отвернуться, приказать себе - не чувствовать и тому подобное. Но и не проваливаться в чувства, теряя контроль над собой.
  4. Способность «регулировать аффект». Утешать себя: просто быть рядом, поговорить с собой, увести из «горячей точки», чтобы прийти в себя.
  5. Способность выражать эмоции и чувства адресно. Причем говорить именно о своих чувствах и потребностях. Говорить так, чтобы тот, к кому они обращены, мог их выдержать, в свою очередь.

 

Психологическое консультирование подростков с ЗПР и их родителей может включать несколько основных блоков, которые соответствуют задачам психологического сопровождения:

  1. Диагностика.
  2. Индивидуальное и парное консультирование.
  3. Просвещение.

Особенностью психологического консультирования детско-родительских пар является необходимость во время встречи предлагать родителям и подросткам варианты психологических задач, упражнений и игр. Это бывает необходимо делать, поскольку уровень осознавания своих переживаний в отношениях настолько низок, что мотивации обсуждать свои переживания в отношениях - нет. Методические и дидактические игры позволяют обнаружить и осознать тот материал, который может затем стать предметом обсуждения во время встречи и соотношения с тем, что происходит в аналогичных жизненных ситуациях.

Например, во время обсуждения конфликтной ситуации в отношениях с родителем, подросток оказывается ригидным - он некритично настаивает на своей позиции и отказывается воспринимать слова взрослого. Также это усугубляется особенностью развития подростка с ЗПР: сниженная способность понимать другого человека, со-переживать ему. Поэтому для разрешения конфликта в отношениях и развития способности к пониманию других людей можно предложить подростку игру «Отгадай, что думает собеседник».

 

Игра «Отгадай, что думает собеседник»

Цель: развитие межличностного восприятия, понимания и сопереживания в детско-родительской паре.

Суть игры состоит в том, что прежде, чем ответить на реплику собеседника необходимо высказать предположение, что чувствует и чего хочет собеседник, когда говорит такие слова. Участвуют два человека: родитель (или родительская пара) и подросток.

Первую реплику говорит родитель. Подросток сначала высказывает предположение о том, что чувствует и чего хочет родитель, когда говорит такие слова. Родитель подтверждает или опровергает верность предположения и говорит, что на самом деле с ним происходит. Далее подросток говорит свою реплику (она может быть ответом на первую реплику взрослого). Теперь уже родитель должен предположить, что чувствует и чего хочет подросток. Далее последовательность действий повторяется.

Игра продолжается столько, сколько посчитает нужным психолог или до возникновения серьезного затруднения в понимании друг друга из-за возникновения сильных чувств.

 

Игра «Я знаю, что ты любишь...»

Цель: восстановление переживания близости в отношениях в детско-родительской паре, осознание трудностей во взаимопонимании родителя и подростка.

Родитель и подросток получают задание, написать 5 вариантов завершения фразы: «Я знаю, что ты любишь...», адресованной своему партнеру. Затем родитель и подросток по очереди зачитывают свои фразы друг другу и обсуждают степень точности высказываний.

Например, родитель может написать ребенку: «Я знаю, что ты любишь общаться со своей лучшей подругой Ритой в мессенджере в телефоне». Подросток может уточнить или возразить, если это не так. Задача психолога удерживать максимально возможную конкретность высказываний; просить участников устно уточнять детали; обсуждать возникающие в процессе чтения высказываний эмоции (соответственно, наблюдать их невербальные проявления).

Можно предлагать уточнять вопрос, чтобы усложнять задачу. Например: «я знаю, что ты любишь мечтать о...", или "я знаю, что ты любишь слушать...». В обсуждении высказываний можно обращать внимание участников на то, о какой области жизни идет речь чаще всего, насколько точно определена потребность или о том, какие чувства вызывают слова партнера.

 

Упражнение «Нарисуй, что ты чувствуешь»

Цель: развитие способности к символизации переживания, развитие личностной осознанности.

Так же можно предлагать участникам пары задания на символизацию своего переживания в настоящем времени и затем сравнивать возникающие образы.

  1. Сначала необходимо попросить родителя и подростка занять удобную позу, последить за своим дыханием, сфокусироваться на телесных ощущениях (методика фокусирования Ю. Джендлина[1]).
  2. Затем предлагается прислушаться к смутным телесным ощущениям и чувствам; попробовать понаблюдать за ним, представить это состояние - ощущение в виде какого-то образа и нарисовать его на листе бумаги цветными карандашами.
  3. После того, как партнеры нарисовали каждый свое состояние, нужно попросить их по очереди рассмотреть рисунок партнера и рассказать, что они чувствуют, когда смотрят на этот рисунок. После рассказа об отклике, автор рисунка рассказывает, что именно им нарисовано, как этот образ «живет» у него внутри, как его можно было бы назвать и с чем сравнить.

 

Просвещение родителей

Следующим аспектом организации психологической помощи родителям подростков с ЗПР в рамках работы психологической службы образовательной организации является психологическое просвещение. Эта задача оказывается актуальной – поскольку уровень психологической грамотности участников не всегда достаточный для совместного продвижения в задачах развития.

Содержание просветительской работы с родителями подростков с ЗПР

Задачи:

  1. формирование научных представлений о закономерностях психического развития человека, в частности, об особенностях подросткового возраста и специфике его переживания подростками с ЗПР в условиях инклюзивного образования;
  2. информирование о задачах психологической службы образовательного учреждения, видах, формах, режиме работы и опыте решения задач психологической помощи родителям и учащимся;
  3. валидация и нормализация сложных переживаний подростков с ЗПР и их родителей;
  4. формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития.

 

Возможная тематика просветительской работы с родителями

В просвещении родителей важно исходить из самых актуальных психологических запросов родителей. Способность психолога говорить на языке клиентов – родителей и о том, что беспокоит родителей подростков – важный фактор вовлечения родителей в психологическое просвещение. Ниже приведены возможные темы для просветительских встреч, родительских собраний, родительского лектория:

  1. Стратегии передачи самостоятельности подростку (договор, пробы самостоятельности, открытый диалог про планы на будущее, включаться - выключаться, право на спонтанность).
  2. Про сложные чувства подростков с задержкой развития и сложности в их осознании - обида, вина, гнев, печаль. Про сложные чувства родителей: страх, беспомощность, злость и стыд, про то, как сложно выдерживать эти чувства и почему.
  3. Стресс: саморегуляция - техники управления своим состоянием, родительская осознанность.
  4. Особенности агрессивного поведения (психологические причины) и вообще про злость в отношениях, конфликты. Нарушения правил взаимодействия подростков с задержкой психического развития: причины, способы поддержки и коррекции.
  5. Самоповреждающее поведение и суицидальные наклонности подростков: аутоагрессия, ее причины и коррекция.
  6. Подростки с ЗПР и соцсети - правила безопасности.
  7. Внешность подростка: дисформофобии, подростковая мода, стремление к экспериментированию с внешностью.
  8. Гендерные пробы: экспериментирование с гендерными отношениями.
  9. Детско-родительские отношения и асоциальное поведение подростка.
  10. Вранье, воровство, хулиганские действия. Выстраивание границ с подростками склонными к риску.
  11. Особенности развития детей с задержкой психического развития в подростковом возрасте, стратегии родительской поддержки.

В современном обществе интерес к теме родительства высок. Для родителей подростков с задержкой психического развития очень важна поддержка родительского сообщества в школе, классе. В ситуации инклюзивного образования напряженность в отношениях нормотипичных и особенных подростков может быть высокой и провоцировать такую-же напряженность в родительском сообществе (особенно это актуально для младшего подросткового возраста – 5-7 классы). Отсюда важной задачей работы с родителями в условиях инклюзивного образования является - создание условий для формирования поддерживающего родительского сообщества.

Пример организации просвещения родителей: родительский ринг.

Родительский ринг

Метод проведения родительского ринга - групповая дискуссия. Цель проведения родительского ринга: повышение родительской осознанности, формирование мотивации к рефлексии своих педагогических позиций, мотивация к повышению осведомленности в области психического развития человека. Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем для участия в ринге уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании.

Возможна разная методика проведения дискуссии во время родительского ринга. Довольно интересным форматом может оказаться формат «аквариума»: когда две группы по 2-3 человека готовятся защищать противоположные точки зрения, а остальные участники присоединяются к той или иной позиции уже во время обсуждения.

Экспертами во время родительского ринга могут быть молодые педагоги, классный руководитель, социальный педагог и даже сами ученики. Можно приглашать профильного специалиста по обсуждаемому вопросу.

Полезность таких встреч с родителями состоит еще и в том, что она позволяет снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

Возможные проблемные вопросы для родительского ринга:

  1. Компьютерные игры: ограничивать подростка в продолжительности или нет?
  2. Успешность обучения - залог человеческого счастья?
  3. Со-переживание другому человеку в подростковом возрасте - возможно?
  4. Рамки или свобода: что важнее?
  5. Является ли подростковый бунт показателем верности стиля воспитания?
  6. Ученики с ОВЗ в классе - ужасная помеха или прекрасная возможность?
  7. Вредные привычки - наследственность или социум?

 

Активные формы взаимодействия родительского сообщества позволяют родителям получить опыт позитивного увлекательного общения, осмысления своих родительских стратегий взаимодействия, получить групповую поддержку. Важно, чтобы родители чувствовали себя не гостями в школе, а важными участниками педагогического сообщества. Родитель, который при взаимодействии с педагогическим коллективом чувствует себя в позиции провинившегося ученика, вряд ли будет хотеть возобновить взаимодействие. Позиция родителя как партнера педагога в решении задач воспитания и обучения его ребенка – важное условие вовлеченности его во взаимодействие со школьным сообществом.

3.2 Направления психологической поддержки учителей, работающих с подростками с ЗПР

Условия инклюзивного образования предъявляют более высокие требования к психологической компетентности учителя. Учителю необходимо не только организовывать педагогический процесс для учеников с разными образовательными потребностями, но и быть способным устанавливать поддерживающие отношения, демонстрировать эталонные модели взаимоотношений и эмоциональной регуляции, - воспитывать учеников, в том числе, на примере собственного поведения.  То есть, с началом работы в условиях инклюзивного образования профессиональные задачи учителя становятся сложнее и требования предъявляются выше. Соответственно и психологическая поддержка учителя, которая оказывается в психологической службе школы, должна быть более качественной. Дальше предлагается возможное содержание такой поддержки: тематика просветительских мероприятий, возможное содержание развивающих занятий.

 

Типичные трудности учителей, работающих с подростками с ЗПР в условиях инклюзивного образования:

Трудности организации и вовлечения в учебный процесс

  • Разный темп усвоения учебного содержания учениками; разная скорость решения предметных заданий и учебных задач учениками с ЗПР и нормотипичными.
  • Отсутствие технологий дифференциации обучения, не владение специальными технологиями обучения учеников с ЗПР.
  • Сложности в вовлечении и контроле подростков с ЗПР в процесс учебной работы (решения учебной задачи).
  • Медленный темп усвоения знаний у подростков с ЗПР и, как следствие, чувство профессиональной беспомощности и сомнения в своей компетентности у учителя.

Трудности во взаимодействии с подростками

  • Высокий уровень конфликтности у подростков в целом и у подростков с ЗПР в частности: необходимость разрешения конфликтов и трудных ситуациях в отношениях подростков в классе.
  • Сложности в эмоциональной регуляции состояний у подростков с ЗПР - неадаптивные реакции на стресс и трудные ситуации во взаимодействии.
  • Негативное отношение родителей как нормально развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ОУ.

 

В современной общественной культуре вопросы к эмоциональной компетентности и психологической осведомленности специалиста являются очень актуальными. Трудности, с которыми встречается педагог, работающий с подростками ЗПР в условиях инклюзивного образования важно обсуждать в контексте развития психологической компетентности специалиста - учителя. Основной "инструмент" преодоления этих трудностей - личностные ресурсы и навыки самого учителя. Очень важно понимать, что требования к компетентности учителя совершенно не отменяют необходимости во внешней психологической поддержке в педагогическом сообществе. Требования к развитию психологической компетентности дополняются осознанием необходимости практики «заботы о себе».

Направления психологической поддержки учителя:

  1. Развитие психологической компетентности учителя (просвещение и обучение).
  2. Практика «заботы о себе»: организация жизни, индивидуальная психологическая помощь, группы психологической поддержки (например: балинтовские группы, психолого-педагогическая и методическая интервизия).

Содержание психологической компетентности учителя, работающего с подростками с ЗПР:

  1. Способность и готовность к диалогу и понимающей коммуникации с учениками, в том числе в эмоционально напряженной ситуации.
  2. Готовность и способность к конструктивной медиации и разрешению конфликтного взаимодействия между подростками и взрослыми.
  3. Готовность и способность управлять групповыми процессами (в том числе конфликтами), влиять на процесс изменения групповых норм и ценностей.
  4. Готовность и способность к эмоциональной саморегуляции в напряженной ситуации взаимодействия: осознание собственных переживаний, способность выдержать их, успокоить себя и подобрать наиболее оптимальный способ выражения своих чувств в контакте с партнером по взаимодействию.
  5. Способность и готовность к продуктивному переживанию трудного жизненного опыта, самопринятию и поддержанию чувства самоценности и самоуважения.

 

Данные компетенции могут выступать в качестве целей мероприятий психологической службы школы, направленных на психологическую поддержку учителей. Формат таких мероприятий может быть разным: от информационных выступлений, до циклов тренинговых занятий и встреч групп психологической поддержки учителей. Приведем ниже примерную тематику подобных мероприятий. При проектировании содержания и организации этих мероприятий очень важно исходить из актуальных запросов учителей. Мотивация участия учителей в подобных событиях напрямую влияет на их продуктивность.

 

Тематика мероприятий для учителей с целью их психологической поддержки

  1. Учитель и проблемы дисциплины: как установить и удержать нормы взаимодействия во время урока.
  2. Учитель и проблемы дисциплины: навыки педагогической поддержки подростков.
  3. Имеет ли учитель право на злость? Как выражать негативные чувства в общении с учениками, родителями и коллегами.
  4. Учительская беспомощность: осознать, выдержать, пережить. Навыки эмоциональной саморегуляции.
  5. Любить нельзя воспитывать: свобода / дисциплина и личная тревога в педагогическом процессе.
  6. Противостояние манипуляциям: как осознать, остановить и перейти к диалогу в общении с подростком.
  7. Подростковые провокации: как выдержать и пережить.
  8. Нелюбимый класс: что я чувствую с этими людьми, почему и как с этим быть.
  9. Трудный ученик: как исправить отношения (практикум по разрешению кейсов).
  10. Практики педагогической осознанности: навыки осознавания собственных переживаний как в контакте с другими, так и в контакте с самим собой.
  11. Мой внутренний критик и я как тот, кто критикует (оценивает) других: как из надсмотрщика сделать наставником. Навыки самоподдержки.
  12. Открытые уроки: педагогический перфекционизм, стыд и урок как часть естественной жизни.
  13. Эмоциональное выгорание педагога: симптомы, причины, способы восстановления.
  14. Тайм-менеджмент и жизненный баланс учителя.
  15. Можно ли принимать других не принимая самого себя? Дискуссионный клуб для учителей.
  16. Самоценность: как почувствовать, вернуть, укрепить.
  17. Личный бренд педагога: как развить личную харизму и влиять на окружающих.

 

Эти темы являются самыми популярными, но это только примерная тематика. Ориентируясь на частые трудности и запросы учителей, с одной стороны, и необходимые навыки в рамках психологической компетентности, с другой стороны, - можно предлагать учителям разные темы и форматы встреч. Психолог, который организует работу по психологической поддержке учителей, должен заботиться о мотивации участия и продумывать средства вовлечения учителей так же, как в работе с родителями.

 

Примеры упражнений для педагогов, которые можно использовать в рамках их психологической поддержки.

 

Разминка (моделирование конфликта)

Сядьте в парах с сидящим рядом. Возьмите за края чистый лист бумаги и попытайтесь за 1 минуту убедить друг друга, что данный лист нужнее каждому из вас (нужен именно вам).

Вопросы для обсуждения: какие чувства вы испытывали во время разговора; чего вам хотелось больше всего и почему; есть ли у вас представление о том, как должны вести себя люди в таких ситуациях?

 

Составление коллажа

Инструкция: Коллаж – это приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Шаблон у Вас белый, картинки выбираем глянцевые, по цвету разные, которые вам нравятся, выражают вас сегодняшних, ваши  эмоции, настроение. Вот какую букву создала я буквально за пять минут до нашей встречи (ведущий показывает и немного рассказывает о себе).

А кто вы? Давайте знакомиться! Для этого мы быстро объединимся в группы по семь человек, так будет комфортнее работать. Кто рядом посчитались до семи, соединили столы в один большой, сами все расселись по периметру. На это всего минутка. На  каждый стол я выкладываю шаблоны, ножницы, клей, и журналы. Ваша задача: выполнить самопрезентацию, путём создания коллажа на шаблоне буквы «Я».

Девиз вашей работы: заполни «Я» своим смыслом!

Инструкция короткая пошаговая:

  1. Выберите себе журнал.
  2. Вырежьте из журнала листы с картинками или текстом, которые как-то можно соотнести с вами.
  3. Передайте журнал соседу. Получите от своего соседа другой журнал и проделайте то же самое.
  4. Рассмотрите то, что вы выбрали. Вырежьте нужное.
  5. С помощью клея-карандаш (он один на двоих, так же как ножницы, поэтому договаривайтесь о своих действиях с соседом) монтируем изображения на шаблоне «Я».

На всю работу у вас 18 минут!

Итак, у вас получились замечательные коллажи! Всё лишнее убираем в центр стола. А вы подпишите свою букву с обратной стороны своим именем, так, как вам нравится, когда к вам обращаются: Машенька, Мишель... И самый смелый в каждой группе начнёт рассказывать о себе, комментируя изображения на своей «Я», первоначально назвав своё имя. Итак, все представятся по ходу часовой стрелки от смельчака.

Девиз этого этапа работы: Если ты не знаешь, что о себе сказать, то,  что же о тебе могут сказать люди? На всю работу – 10 минут.

Технику составления коллажей можно использовать с разными целями и темами.

Возможные темы для коллажей

  • Подросток с ОВЗ – это...
  • Когда ученики в хорошем настроении...
  • Мой класс...
  • Мир, в котором я живу.
  • Моя школа...
  • Женщина – учитель...
  • Такой я / реклама себе.
  • Таким меня видят другие люди.
  • Таким (ой) я хочу быть.
  • Моя карьера (мои цели в жизни).
  • Такой я в группе.
  • Я глазами своих детей.
  • Я – отец. / Я – мать.
  • Я – профессионал... (психолог, врач, учитель...)
  • Я для самой (ого) себя - это...
  • Мои успехи и неудачи за эту четверть...

 

Время на составление коллажа занимает от 20 минут до одного часа в групповом режиме. Время, выделенное на составление коллажей, зависит от темы коллажа, размера основы для коллажа и возраста участников группы, составляющих коллаж. Лучше всего не ограничивать участников во времени. Однако спустя часа работы возникает, как правило, пресыщение этой деятельностью и приятная усталость в случае, если работа подходит к завершению.

При выполнении коллажа можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов. Музыка создает очень благоприятную для творчества атмосферу.

После изготовления коллажей участники вывешивают свои работы на стену и начинается обсуждение в следующем порядке:

  1. Каждый участник (или представитель от группы, если это групповой коллаж) представляет свою работу.
  2. Комментирует, что именно он хотел отразить этим коллажем, озвучивает свою идею (идею группы).
  3. Озвучивает свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату.
  4. Отмечается, какая часть коллажа особенно привлекательна, чем; какая часть коллажа вызывает отрицательные эмоции, что не нравится, отталкивает в коллаже.
  5. Устанавливается, какие выводы сделал для себя участник в процессе изготовления коллажа.[2]

 

Упражнение: «Метафора моей жизни»

Цель: развитие креативности и эмпатии.

Материалы: листы бумаги, ручки.

Тема: «Жизнь – это...»

Участники 15 минут погружаются в воспоминание о своей жизни, прислушиваются к своим чувствам, пытаются представить их на бумаге в виде образа. Затем в тройках обсуждают метафоры жизни друг с другом. Задача обсуждения: обнаружить общие смыслы в восприятии жизни и то, что отличается. Попробовать понять, с чем связаны различия, почему они возникли и как они будут влиять на восприятие собственной жизни в дальнейшем.

 

Упражнение «Решение проблемы»

Цель: развитие навыков работы с проблемой, поиска решения.

Форма работы – индивидуальная или групповая.

Инструкция «Пользуясь алгоритмом решения проблемы, решите самостоятельно актуальную для вас проблему, вызывающую негативные эмоции:

  1. Выявление целей: «Что вы хотите получить в результате решения проблемы?». Цель сформулируйте конкретно (наблюдаемое измеряемое поведение) и позитивно;
  2. Выявление интересов (потребностей): «В чем заключаются ваши главные интересы, потребности? Чего бы вы добились, если бы ваша проблема решилась? Что вам это даст? Какие выгоды вы получите? Что может случиться, если проблема не будет решена?».
  3. Выявление нескольких возможных вариантов решения проблемы: «Какие варианты решения вы предлагаете? А еще какие варианты могут быть? Насколько каждое решение удовлетворяет ваши интересы? Каковы будут последствия каждого решения? Какие могут быть трудности и препятствия на пути к достижению цели? Как вы их будете преодолевать?».
  4. Выявление способов достижение целей, которые зависят от вас: «Что вы сами можете сделать для достижения этой цели?». Действия, которые вы предпримите, формулируются конкретно и позитивно.
  5. Обсудите возможные способы решения вашей проблемы в группе: «Какие еще могут быть способы?» Участники по очереди предлагают другие способы разрешения проблемы. Если члены группы утверждают, что выхода из ситуации не существует и проблема не решаема, необходимо использовать метод мозгового штурма. Оцените каждое предложенное решение: «Каковы будут следствия каждого из этих решений? Какие могут быть трудности и препятствия на пути к достижению цели? Как их можно преодолеть?». Выберите оптимальный вариант.
  6. Заключите с собой письменный договор, описывающий ваши действия (наблюдаемые, проверяемые, позитивно сформулированные) и сроки их реализации. (Гришина, 2000)[3]

 

Упражнение "Совладание"

Цель: развитие навыков когнитивной переинтерпретации проблемы.

Форма работы – индивидуальная или групповая.

Инструкция: «Назовите и опишите свои затруднительные жизненные ситуации. Если практические действия в них невозможны, то можно заменить их словесными способами поведения. Проработайте каждую из названных проблем словесно с помощью следующих стратегий:

  1. «Сравнение, идущее вниз». Сравните себя с другими людьми, находящимися в худшем положении относительно вас.
  2. Использование контрафактов. Придумайте альтернативный сценарий события, по которому ваше нынешнее положение будет восприниматься как относительно хорошее, так как могло бы быть хуже.
  3. «Сравнение, идущее вверх». Вспомните о своих успехах в других областях.
  4. «Предвосхищение». Представьте и опишите во всех подробностях будущие возможные проблемные ситуации – все более угрожающие сцены вплоть до самых страшных. Найдите и опишите способы их решения.
  5. «Изменение сознательного контекста». Ответьте на вопросы: «Для кого из других людей данное событие может быть положительным? Могу ли я пережить все это ради него?».
  6. «Изменение восприятия намерения». Убедите себя в отсутствии у вашего оппонента злого умысла и найдите у него более одобряемые мотивы.
  7. «Справедливая плата». Рассмотрите негативное событие как справедливую плату за то, что вы сделали или собираетесь сделать (Васильев Н.Н., 2002[4]).

 

Упражнение «За и против»

Цель: разрешение внутриличностного конфликта.

Форма работы – индивидуальная или групповая.

Инструкция: Назовите свой внутриличностный конфликт и кратко опишите его суть, называя альтернативы, из которых необходимо осуществить выбор. Далее доска или лист бумаги расчерчивается на 4 столбца:

  1. Приобретения, плюсы первой альтернативы.
  2. Потери, минусы первой альтернативы.
  3. Приобретения, плюсы второй альтернативы.
  4. Потери, минусы второй альтернативы.

В каждый столбец под номерами записываются аргументы. Далее сравниваются между собой приобретения от первой и второй альтернатив, затем – потери от первой и второй альтернатив. Можно также оценить перечисленные выгоды и утраты по шкале от 0 до 10 баллов. Суммировать баллы, начисленные преимуществам первой альтернативы и вычесть из них сумму 50 баллов за минусы этой же альтернативы. Таким же образом рассчитать оценку в баллах второй альтернативы. Сравнить полученные оценки в баллах первой и второй альтернатив. И, наконец, делается выбор, принимается решение, и прорабатывается стратегия его реализации. (Саенко Ю.В.[5], )

 

Упражнение «Отражение чувств»

Цель: научить участников принимать и отражать чувства партнера.

Люди часто отвергают или игнорируют чужие неприятные, нежелательные эмоциональные переживания. Самые распространенные реакции на эмоциональные проявления других людей: "Не переживай", «Не волнуйся», «Не грусти», «Не радуйся раньше времени», «Не нервничай», «Не расстраивайся, подумай лучше о чем-нибудь приятном», «Успокойся» и т.д. В этих советах обнаруживается запрет другому человеку чувствовать и переживать. В результате не выраженные эмоции могут разрядиться в ситуациях и по отношению к людям, которые никак с ними не связаны. Например, человек, вынесший с работы не выраженное раздражение, будет вести себя дома озлобленно, набрасываясь на близких.

Причины запрещения другому человеку чувствовать и выражать свои эмоции:

  • страх заразиться ими, особенно если это табуированные эмоции гнева, печали, страха;
  • нежелание сочувствовать и сопереживать, тратить на это свое время;
  • неумение помочь партнеру, находящемуся в эмоциональном состоянии, особенно, если оно доходит до уровня аффекта, и незнание того, как это сделать.

Часть 1. Инструкция «Вспомните какой-нибудь случай из своей жизни, когда вы испытывали какое-то значимое для вас чувство, а окружающие утешали вас словами, игнорирующими ваше состояние. Какие слова вы хотели бы услышать на самом деле? Переделайте фразы, запрещающие эмоциональные переживания  на фразы, отражающие чувства партнера:

«Не волнуйся».

«Не переживай».

«Успокойся».

«Не беспокойся».

«Все будет хорошо».

«Плюнь».

«Забудь».

«Не расстраивайся».

«Не обращай внимание».

«Не принимай близко к сердцу»..

Пример: «Мне кажется, тебя что-то тревожит. Чем я могу тебе помочь?» «Я вижу, ты чем-то взволнован. Расскажи мне, что произошло». «По-моему, ты сердишься. Поделись со мной своей проблемой».

Часть 2. Инструкция первому участнику «Представьте, что вы испытываете сейчас какое-то значимое для вас чувство. Расскажите партнеру о недавнем эмоциогенном событии из вашей жизни, которое породило это чувство». Инструкция второму участнику «Отразите чувства партнера таким образом, чтобы он получил возможность отреагировать их и испытал облегчение». (Саенко Ю.В.[6], )

 

Упражнение "Фокусинг"[7]

Цель: развитие способности к осознанию своих переживаний и их осмыслению.

Инструкция: сядъте поудобнее. Попробуйте обратить внимание на то, как ваше тело чувствует себя прямо сейчас. Прислушайтесь к тому, как вы дышите. Если вы почувствуете, что хотите изменить позу - сделайте это. Поерзайте на стуле, диване, чтобы найти более удобную позу. Чувствуете ли вы как ваша спина опирается на спинку стула, обратите внимание на то, как ваши ступни опираются на пол... Сейчас мы начнем погружаться в те ощущения, которые "живут в вашем теле". Не пытайтесь контролировать процесс, просто позволяйте происходить всему тому, что происходит внутри вас прямо сейчас...

  1. Освобождение места

"Как поживаешь? Что мешает тебе чувствовать себя отлично?"

Не отвечай, пусть ответ даст то, что произойдет из нашего тела.

Не погружайся и во что.

Мысли, которые появляются, откладывайте их в сторону, рядом с собой.

"Помимо этого, все хорошо?"

  1. Осязаемое чувство

Выберите одну проблему для фокусинга.

Не идите в глубь проблемы.

Что вы чувствуете в своем теле, когда вы вспоминаете всю проблему целиком?

Ощутите все это, ощущайте всю эту вещь, туманный дискомфорт или неясное телесное ощущение этого.

  1. Трактовка

Каковы свойства осязаемого чувства?

Какие слово, фраза, образ исходят от осязаемого чувства?

Какое прилагательное лучше всего подойдет?

  1. Резонанс

Сличайте слово (или образ) с осязаемым чувством. Подходит?

Если подходит, убедитесь в этом несколько раз.

Если осязаемое чувство меняется, следуйте за этими изменениями.

Когда вы достигнете идеального совпадения, слова (образы) будут точно соответствовать чувствам, побудьте с этим минуту.

  1. Вопрос

"Что во всей этой проблеме заставляет меня быть таким?"

Если вы застряли, задавайте вопросы:

"Что самое плохое в этом чувстве?"

"Что действительно плохо в этой ситуации?"

"Что нужно для этого?"

"Что должно произойти?

Не отвечайте, дождитесь, когда чувство сдвинется и даст вам ответ.

Как это будет ощущаться, если все будет хорошо?

Позвольте ответить телу: что препятствует этому?

  1. Получение

Приветствуйте то, что к вам пришло. Будьте благодарны, что оно заговорило.

Это только один шаг в этой проблеме, но не последний.

Теперь, когда вы знаете, где это, вы можете вернуться к этому позже.

Защищайте это от критических голосов, которые вмешиваются.

Хочет ли ваше тело еще один раунд фокусинга, или сейчас в самый раз остановиться?

 

Такие образом, мы привели несколько приемов, которые можно использовать для психологической помощи учителям, работающим с подростками с задержкой психического развития. Педагогическая деятельность в условиях инклюзии является психологически трудной, требующей способности выдерживать напряжение, и высокий уровень психологической компетентности педагога. В данном пособии приведены только отдельные примеры упражнений, которые можно использовать для психологической поддержки, но эта тема будет развернута в наших последующих работах.

[1] Джендлин Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями/Пер. с англ. А.С. Ригина. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. — 448 с.

[2] Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.

[3] Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000

[4] Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. СПб.: Речь, 2005.

[5] Саенко Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю. В. Саенко. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 222, [1] с.

[6] Саенко Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю. В. Саенко. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 222, [1] с.

[7] Джендлин Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями/Пер. с англ. А.С. Ригина. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. — 448 с.