ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с задержкой психического развития (ЗПР) оказывается ведущей задачей в деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. Это связано с частотой подобных вариантов развития, а также тем, что такие нарушения всегда сопряжены с учебными и поведенческими трудностями учеников. Учителя, сталкиваясь с необходимостью обучать подростков с задержкой развития, оказываются в ситуации, когда они должны обеспечивать качество образования, но не понимают каким образом это делать, – начинают испытывать состояние собственной профессиональной беспомощности.

Психологам школьных психологических служб приходится самостоятельно подбирать диагностические комплексы, проектировать индивидуальные коррекционно-развивающие программы, разрабатывать содержание просветительских событий для педагогического коллектива и родителей подростков. К сожалению, методической литературы, помогающей специалистам в решении этих задач, недостаточно. Данное пособие – одно из цикла пособий, разработанных в Лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики РАО. Рекомендации, данные в этом пособии, содержательно продолжают научную школу культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и базируется на современных исследованиях в рамках культурно-деятельностного подхода в области психологии образования и развития.

Цель данного пособия – дать рекомендации психологам образования о том, каким образом можно организовать психолого-педагогическое сопровождение подростков с задержкой психического развития.

Пособие состоит из трех глав. Первая глава посвящена описанию особенностей подростков с задержкой психического развития и рекомендаций по организации их диагностики. Описаны особенности психосоциального развития подростков с ЗПР: интеллектуальные особенности, значимые в процессе обучения; особенности эмоциональной сферы, особенности саморегуляции, влияющие на достижение обучающимся планируемых образовательных результатов. Далее, представлены принципы составления диагностических комплексов, которые определяются с позиции особенностей поведения подростков в процессе психолого-педагогической диагностики, «мишени» диагностики. Также во второй главе приведено примерное содержание диагностических комплексов, позволяющих проводить мониторинг личностных образовательных результатов подростков с ЗПР в младшем и старшем подростковом возрасте.

Во второй главе приводятся рекомендации по организации развивающего взаимодействия в зоне ближайшего развития подростка с ЗПР; описываются критерии психолого-педагогического наблюдения, отражающие качество взаимодействия обучающегося с педагогом и одноклассниками. Приводятся принципы групповой работы с подростками ЗПР в условиях инклюзии; предлагаются тематика и методика проведения образовательных событий, цель которых – преодоление стигматизации подростков с учебной и социальной неуспешностью. В данной главе описывается алгоритм разработки программы индивидуальных занятий коррекционно-развивающей направленности для подростков в соответствии с планируемыми личностными образовательными результатами; приводятся рекомендации по подбору методов и приемов работы педагога-психолога; описывается процесс разработки авторских упражнений для коррекционных программ. В заключениях ПМПК часто пишется рекомендация – развивать коммуникативные способности подростков с ЗПР. В пособии предлагается вариант тематического плана такой программы, приводятся примерные упражнения и методические приемы для формирования эмоциональной саморегуляции подростков с ЗПР. Отдельная трудность психологов образования и учителей, работающих с подростками с ЗПР – учебные трудности. В пособии приводятся психологические рекомендации по помощи подросткам с ЗПР в преодолении учебных трудностей, базирующиеся на системно-деятельностном подходе В.К. Зарецкого. Реализация рекомендаций требует от психолога не только навыков психолого-педагогической коррекции, но и навыков консультационной работы.

В последней, третьей части пособия приводятся примеры форм работы педагога-психолога с родителями подростков с ЗПР; описана тематика родительских собраний. Анализируются типичные методические трудности и переживания педагогов, работающих в условиях инклюзии. Предлагается тематика просветительских мероприятий для учителей.

Пособие носит практическую направленность и ориентировано на деятельность педагога-психолога, работающего в рамках психологической службы в образовании. Рекомендуется для психологов общеобразовательных организаций и специалистов в области психолого-педагогического сопровождения подростков.