Глава 4. Что ожидать от основной школы родителю ребенка с ЗПР
Как было уже сказано ранее, результатом обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ЗПР в начальной школе (по вариантам программ 7.1 и 7.2.) является достижение детьми с ЗПР тех же образовательных результатов, как и у их нормотипичных сверстников. Для перевода на следующий уровень образования, у ребенка не должно быть академической задолженности, по всем предметам школьной программы он должен быть положительно аттестован. Но является ли это гарантией того, что обучение в средней школе будет проходить легко и специальной помощи ребенку больше не потребуется?
Чтобы ответить на этот вопрос, родителю необходимо обсудить успехи и затруднения ребенка с педагогами школы. Это может происходить на психолого-педагогическом консилиуме во втором полугодие 4 класса, а может и в личной беседе с каждым специалистом и учителем. Только совместно принятое решение является гарантией успешного обучения ребенка с ЗПР в средней школе.
Часто бывает, что программа освоена, но у ребенка продолжают сохраняться особые образовательные потребности, он по-прежнему нуждается в сопровождении специалистов и адаптации образовательного процесса. Тогда семье предстоит повторное обращение в психолого-медико-педагогическую комиссию. Алгоритм ее прохождения при смене уровня образования аналогичен алгоритму прохождения перед первым классом. В случае принятия членами комиссии положительного решения о необходимости создания специальных условий получения образования, данное заключение предоставляется родителями в образовательную организацию.
В чем же заключаются специальные условия образования в 5–9 классах?
Адаптированная программа обучающихся с ЗПР должна быть направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся, реализацию их особых образовательных потребностей. Ее разработка происходит на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В образовательной программе обязательно предусматривается программа коррекционной работы, по которой с ребенком занимаются специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог (в соответствии с заключением ПМПК). Обязательно происходит и адаптация хода самого урока и материалов, которые предъявляются обучающемуся. По-прежнему в образовательном процессе используются различные алгоритмы и памятки. Из календарного планирования исключаются темы данные для ознакомления, или материалы повышенного уровня сложности. Увеличивается количество часов на изучение сложных для понимания тем. Изучение абстрактных терминов и понятий на уроках физики и химии максимально подкрепляется примерами из реальной жизни и привычного обихода ребенка с ЗПР.
Те ученики, которые обучались в 5–9 классах по адаптированной программе для обучающихся с ЗПР и допущены к прохождению государственной итоговой аттестации, т. е. не имеют академической задолженности, имеют право на специальные условия прохождения ГИА-9. В чем же заключаются эти специальные условия? Ответ на этот вопрос также содержится в заключении ПМПК, куда следует обратиться накануне итоговой аттестации. Заключение ПМПК о создании специальных условий прохождения государственной итоговой аттестации за уровень основного общего образования может содержать рекомендации:
- на сдачу экзамена только по одному обязательному учебному предмету по выбору обучающегося (по русскому языку или математике);
- на проведение экзамена в форме государственного выпускного экзамена (в форме контрольной работы или изложения);
- на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа;
- на организацию питания и перерывов для проведения необходимых мероприятий (чаше всего лечебных и профилактических) во время проведения экзамена;
- на беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также пребывание обучающихся в указанных помещениях.