Глава 1. Родителю об особенностях ребенка с ЗПР
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников с ЗПР
Что такое «задержка психического развития»?
Категория школьников с задержкой психического развития признается как самая неоднородная группа [1, 6, 8, 9, 16, 18]. Это связано с тем, что нарушение может проявляться в легкой форме, а может иметь выраженный вариант. Важно отметить, что все обучающиеся этой группы имеют характерные особенности, которые препятствуют благоприятному обучению в школе.
Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой и подчеркивал временный характер нарушения, которое при создании специальных условий и проведении коррекционной работы может быть преодолено или ослаблено. Дети данной категории в условиях специального обучения способны осваивать образовательную программу, сопоставимую по результатам с общепринятыми требованиями.
Задержка психического развития возникает по причине недостаточности функционирования центральной нервной системы (ЦНС). Нарушение проявляется в замедлении темпа психического развития и своеобразии познавательных способностей ребенка или неравномерном становлении познавательной деятельности. В связи с этим у ребенка с ЗПР определяют особые образовательные потребности[1].
Какая современная типология используется на практике?
Существующая в настоящее время психолого-педагогическая типология (классификация) задержки психического развития (Н.В. Бабкина, И.А. Коробейников) выделяет три группы детей внутри данной категории. Данная типология позволяет сделать оптимальный выбор образовательного маршрута и определить основные направления коррекционно-педагогической помощи с учетом особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР [19, 20].
К первой группе относятся дети с легкой ЗПР. У таких детей нет грубых нарушений познавательного развития. Вместе с тем без специальной помощи успешно усваивать образовательную программу они не могут. Трудности обучения проявляются в недостаточности функций регуляции (ребенку тяжело включаться в целенаправленную продуктивную деятельность и поддерживать ее, выполнять планомерно действия, он не может следовать инструкции и удерживать цель без контроля со стороны взрослого), неустойчивой работоспособности, неравномерности результата (может выполнить задание хорошо или очень слабо). При общем уровне психофизического развития, близкого к возрастным показателям, у ребенка отмечаются отдельные дефициты в сферах зрительно-моторной координации, пространственно-временных представлений, фонетико-фонематического развития, логического мышления.
Ко второй группе относятся дети с умеренной ЗПР. Для них характерны более выраженные дефициты развития познавательных процессов, регуляторных функций, отмечается некоторое снижение способности к усвоению нового материала (обучаемость), общая социально-эмоциональная незрелость (в поведении преобладают черты, характерные для более младшего возраста). Для этой группы детей с ЗПР характерно снижение темпов развития учебно-познавательной деятельности по отношению к показателям возраста.
В учебной деятельности школьники этой группы не могут усваивать программный материал в общем темпе, у них затруднено формирование учебных навыков, они с запозданием овладевают чтением, письмом, устным счетом и т.п.
К третьей группе относятся дети с выраженной ЗПР. У них обнаруживаются проявления нарушений, пограничные с легкой степенью умственной отсталости. Познавательные способности данной группы детей выраженно снижены, возможности заметно ограничены. Мышление характеризуется конкретностью; им малодоступно выполнение логических операций. Отмечаются нарушения памяти, внимания, значительно снижен темп развития речи, выражена недостаточность развития мелкой моторики, координации движений, пространственных представлений. Школьники этой группы испытывают значительные трудности освоения школьной программы. В связи с трудностями понимания и соблюдения социальных правил и норм у них могут отмечаться признаки отклоняющегося поведения.
Следует учитывать тот факт, что тяжесть проявления состояния имеет изменяемый характер. При правильном выборе образовательного маршрута и коррекционно-педагогического воздействия оно может улучшаться, или наоборот ухудшаться – при отсутствии своевременной помощи.
Что отличает детей с ЗПР от сверстников без особенностей развития?
Для всех детей с ЗПР характерны типологические особенности, которые позволяют определять у них данное нарушение [4, 8, 9, 12, 16, 17, 21, 23]. Рассмотрим их более подробно.
В связи с тем, что при задержке психического развития отмечается недостаточность функций центральной нервной системы, которая возникает по причине минимального поражения отдельных участков головного мозга или их функциональной незрелости, общим для детей данной категории является более позднее формирование познавательных процессов, моторики и речи. В поведении и эмоциях у них проявляются черты, характерные для детей более младшего возраста. В этих случаях принято говорить о «незрелости» ребенка, которая в младшем школьном возрасте выражается в нестабильных эмоциях, неспособности к волевому усилию, трудностях регулирования своего поведения при соблюдении правил и норм, преобладании игровых интересов над учебными, невозможности организации учебной работы без контроля со стороны взрослого. На уроках дети с ЗПР многократно отвлекаются, затрудняются удерживать требуемую последовательность учебных действий, не могут руководствуются образцом, часто не доводят выполнение задания до конца без поддержки взрослого.
Особенности функционирования ЦНС оказывают влияние на их работоспособность, темп деятельности и общий тонус активности. Дети с ЗПР быстро истощаются, теряют интерес к работе. Они быстро устают при умственной нагрузке. При наступлении утомления, не могут сосредоточено работать, могут проявлять излишнее двигательное беспокойство. Работоспособность ребенка с ЗПР неустойчивая, при этом, на пике – дети сосредоточены и продуктивны, на спаде – допускают много ошибок, с трудом осмысливают учебный материал. Темп деятельности у детей с ЗПР чаще пониженный, им требуется дополнительное время при ответе, для восприятия и переработки информации, выполнения задания.
Важная для школьного обучения функция регуляции собственных действий и поведения оказывается у детей с ЗПР также недостаточной. Это проявляется в том, что они импульсивны, совершают действие не подумав, не замечают ошибок, даже если полученный результат не сходится с образцом. Школьникам трудно спланировать свою деятельность, придерживаться плана последовательных действий, они отвлекаются, переключаются на внешние раздражители, теряют ход выполнения задания, его цель. Интерес к заданию быстро угасает, особенно когда возникают трудности. Они проявляют низкую способность к волевому усилию, не стремятся преодолевать затруднения. Им также часто трудно сдерживать эмоции, соблюдать правила и школьные требования дисциплины без напоминания.
Затрудняют процесс обучения у детей с ЗПР особенности мотивационной сферы. У них долгое время не формируются собственно учебные мотивы, а преобладают игровые интересы. Они редко проявляют познавательный интерес, не стремятся улучшить свой результат и осмыслить задание, понять причины ошибок. Снижение познавательной активности приводит к тому, что ребенок мало любознателен, не стремится узнать новое.
Особенности познавательной деятельности
Особое влияние на успешность обучения оказывает уровень сфомированности психофизических функций и познавательных процессов, таких как графомоторные функции, скоординированность движений руки, восприятие, внимание, память, мышление, пространственно-временные представления, речь ребенка. Рассмотрим особенности этих процессов более подробно.
В обучении важное значение имеет насколько ребенок может направлять и удерживать свое внимание на учебном материале или задании. У детей с ЗПР оно неустойчивое, быстро отвлекаемое, дети часто не могут сосредоточиться, если есть внешние раздражители, например, речь или посторонний звук. Школьники не могут удерживать в поле внимания несколько объектов одновременно, что указывает на снижение его объема. Также они затрудняются распределять свое внимание и переключать его.
Важным процессом для познания окружающей действительности является восприятие. У школьников с ЗПР отсутствуют нарушения зрения, слуха или кожной чувствительности. Вместе с тем восприятие детей недостаточно и не обеспечивает полноту информации. Оно характеризуется фрагментарностью, отсутствием целостности. Школьники могут затрудняться в распознавании предмета, который расположен в непривычном ракурсе, могут не узнать предмет по его части. Детям нужно более длительное время для восприятия и переработки информации, построения целостного образа. Недостатки в восприятии приводят к тому, что школьник может не замечать часть из того, что демонстрирует ему учитель, фрагментарно воспринимать окружающий мир, не иметь целостности представлений и образов.
От способности ребенка к запоминанию и сохранению в памяти информации, возможности ее точно воспроизводить зависит прочность усваиваемых знаний и формируемых школьных умений. У детей с ЗПР отмечаются недостатки как в непроизвольном запоминании, так и в произвольной памяти (то, что выполняется намеренно и с усилием). Обучающиеся слабо запоминают материал, нуждаются в многократном его повторении и закреплении. Отмечается неточность его сохранения и воспроизведения. Школьники могут привносить другие слова или придумывать что-то от себя, когда их просят повторить или рассказать, что они запоминали. При этом они могут назвать всего несколько запомнившихся слов и считают задачу выполненной, не стремятся припомнить больше.
Слабая способность к сохранению информации может быть связана у ребенка с ЗПР с трудностью осознания того, что значит запомнить. Они часто самостоятельно не используют приемы заучивания, например, проговаривание вслух, повторное осмысленное повторение и др. Продуктивность запоминания может снижаться по причине недостаточно устойчивого внимания, из-за того, что дети часто отвлекаются во время заучивания. Особенностью памяти детей с ЗПР является то, что наглядно подкрепленный материал они запоминают гораздо лучше, чем тот же по содержанию в словесной форме.
Наиболее затрудняет процесс обучения данной категории детей с ОВЗ специфичное развитие их мыслительной деятельности. Мышление детей с ЗПР более конкретно, чем у сверстников, им трудно обобщать, понимать скрытый смысл сюжета, текста, пословиц и поговорок. При анализе объекта они не могут выделить все признаки, часто не обращают внимание на малозаметные, но существенные детали. Поэтому приходят к неверному выводу. Также детям с ЗПР бывает сложно проводить синтез объекта, осмысливать его целостность. Трудности аналитико-синтетической деятельности затрудняют установление причинно-следственных связей. Школьники с ЗПР не всегда правильно могут определить последовательность событий, затрудняются назвать причину природного явления или его следствие и т.д. Существенные затруднения возникают у детей с ЗПР при обобщении. У них долгое время остается недостаточным словарь обобщающих понятий, им сложно увидеть закономерность в частных случаях одного явления и обобщить информацию, сделать правильный вывод. По этой причине им бывает трудно усвоить учебное понятие, понять правило. Операции сравнения и классификация затруднены по причине сложности выделения существенных признаков предмета для проведения сопоставления или группировки. Детям с ЗПР бывает сложно самостоятельно найти основание для группировки, а в ее процессе они могут «соскользнуть» и заменить его. Следует отметить, что все эти особенности наиболее выражено проявляются на словесно-логическом материале. Наглядно-образный и наглядно-действенный планы мышления более приближены к показателям нормы. Поэтому дети с ЗПР значительно продуктивнее выполняют задания, если они визуализируются или подкрепляются действием.
Развитие мелкой моторики. У детей с ЗПР как правило нет нарушений в общем моторном развитии. Вместе с тем для моторики характерна недостаточная скоординированность движений и прочность межанализаторных связей. Отмечается также замедленность становления моторных функций мелкой моторики, что негативно сказывается на формирование навыка письма, затрудняет графомоторные функции.
Речь. Речевое развитие ребенка тесно связано с мышлением, поэтому имеющиеся у обучающихся с ЗПР нарушения в речевом развитии относят к категории системного недоразвития речи. У детей с ЗПР в разной степени проявляются такие недостатки речевого развития, как нарушение звукопроизношения, несформированность фонематического слуха (способность выделять и различать звуки), обедненность фразовой речи и словарного запаса, присутствие в речи ошибок на согласование, неточное употребление слов. Школьникам с ЗПР также сложно пересказать прочитанный или прослушанный текст своими словами, построить собственное речевое высказывание. В речи они используют упрощенные предложения. Определенные затруднения испытываю школьники, когда их просят дать словесный отчет о совершаемом действии. Они не могут сформулировать мысль, сделать вывод, словесно обобщить выполняемые действия. Дефициты устной речи сказываются на формировании навыков письма и чтения. На письме ребенку бывает сложно сопоставить звук с образом буквы и запомнить графему, провести звуковой анализ слова (правильно выделить последовательность звуков) и записать его, дети часто допускают ошибки на пропуски букв, заменяют буквы, пишут слитно слова. При чтении дети с ЗПР трудно переходят на слогослияние и чтение целыми словами, читают по догадке, заменяют слова. Значительные трудности связаны с пониманием прочитанного.
Коммуникативные навыки
Важным моментом для успешной адаптации в школе является коммуникация, то как ребенок может установить и поддержать контакт, гибко реагировать на ситуацию общения, учитывать ее контекст, понимать происходящее, слушать и слышать собеседника, понимать, что чувствует собеседник. Дети с ЗПР в целом активны в общении, легко вступают в контакт, стремятся найти друзей.
Вместе с тем, общение ребенка с ЗПР характеризуется недостаточной гибкостью, ему бывает трудно принять позицию собеседника, уступить, при этом дети часто ориентированы на себя и свои желания. Коммуникативные средства, такие как умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, понимать состояние собеседника по жестам и мимике и др., сформированы не в полном объеме. Дети с ЗПР часто решают спор конфликтом, не могут концентрировать внимание на партнере по общению, учитывать и уважать мнение собеседника. Они редко используют навыки конструктивного общения, затрудняются в коллективном сотрудничестве.
Перечисленные особенности негативным образом оказывают влияние на процесс усвоения знаний. Школьники с ЗПР испытывают специфические трудности формирования учебных компетенций, умений и навыков. Рассмотрим более подробно специфику процесса освоения программного материала.
1.2. Почему им трудно учиться?
Готовность к обучению в школе
Одной из существенных причин трудностей обучения детей с ЗПР является сниженная готовность к школьному обучению [3, 7, 9]. При поступлении в школу даже при условии предшествующей коррекционной работы дошкольники с ЗПР показывают недостаточную готовность к обучению, связанную со спецификой развития.
У поступающих в первый класс детей с ЗПР долгое время сохраняется поведение дошкольника. Им трудно выполнять общешкольные требования и регулировать себя в соответствии с ними. Они чаще ведут себя, следуя эмоциональному порыву, не соблюдают правил. Преобладание игровых интересов замедляет формирование начальных навыков учебной работы и учебной мотивации. Дети с ЗПР не стремятся к получению новых знаний, неусидчивы, быстро теряют интерес к заданию.
Недостаточная готовность к обучению проявляется в сниженной способности к организованной и целенаправленной деятельности. Дети действуют непоследовательно, не знают, как приступить к работе, перескакивают с одного действия на другое, не завершая при этом задание.
На момент начала школьного обучения запас знаний и представлений об окружающем мире остается ограниченным. Сниженная познавательная активность приводит к тому, что дети с ЗПР оказываются плохо осведомлены даже о тех жизненных явлениях, которые хорошо знакомы им из повседневной жизни: сезонная последовательность, различия признаков конкретных предметов, знание признаков изменений в природе и др.
В мышлении трудности проявляются в том, что даже в наглядно-образном плане им тяжело провести планомерный анализ, выделить признаки предмета, сделать обобщение, сравнение. Мыслительные процессы характеризуются снижением познавательных интересов, замедленностью.
Неустойчивость концентрации внимания и снижение его объема приводят к тому, что дети не замечают и не выделяют значимые детали, ориентируются на бросающиеся в глаза признаки, поверхностно воспринимают демонстрируемый материал. У них замедлено восприятие, им нужно дополнительное время, чтобы рассмотреть объект.
Значимые для школьного обучения графомоторные функции недостаточны, что проявляется в недоразвитии мелких мышц руки, точности и тонкости движений кисти рук, зрительно-моторных навыков. Дети не видят границы клетки в тетради, не могут выполнить точные графические узоры с соблюдением разметки, могут игнорировать часть листа.
Осложняют формирование первоначальных учебных навыков и пространственно-временные трудности. Дети путают лево и право, плохо ориентируются на поверхности листа, не могут правильно употреблять пространственные предлоги.
К началу обучения к школе у будущих первоклассников с ЗПР недостаточно формируются предпосылки к усвоению программного материала. Обучение грамоте затрудняется низкой способностью ребенка правильно определять последовательность звуков в слове, выделять заданный звук в словах, различать звонкие и глухие звуки, синтезировать отдельные звуки в слова. У детей с ЗПР оказывается недостаточным речевой опыт для успешного овладения грамотой. Обучение математике затрудняется слабыми представлениями о количестве и числовой последовательности, форме предметов; неточностью усвоение математических понятий «столько же», «больше/меньше на», «поровну» и др.; слабым владением элементарных математических навыков – уравнивание предметов по количеству, сравнение множества предметов, объединение предметов и др.
При дальнейшем обучении у детей с ЗПР могут возникать различные трудности освоения знаний, связанные со специфическими особенностями формирования учебных навыков и компетенций.
Особенности усвоения учебных знаний
Специфические трудности формирования учебных знаний возникают у детей с ЗПР на уровне понимания и осознания учебного материала [12, 18, 21, 23]. В первую очередь это связано с бедностью словарного запаса ребенка с ЗПР. Многие слова дети либо не понимают совсем, либо понимают неточно. Также трудными для восприятия ребенка с ЗПР являются длинные речевые инструкции и слова со стечением согласных (труднопроизносимые).
Моторные трудности значительно замедляют навык письма. Дети с ЗПР долгое время не запоминают образ буквы, не овладевают навыками плавного письма, часто подчерк у них бывает небрежным.
У младших школьников с ЗПР затруднено усвоение орфографических правил. Ребенок затрудняется как при запоминании самого правила, так и при его применении. Определенную трудность вызывает поиск в слове орфограммы. Как правило они не замечают опасные для написания места, не понимают, где следует сделать проверку. Кроме того, школьники испытывают сложности подбора проверочных слов. Трудности словообразования и словоизменения приводят к тому, что дети не могут правильно согласовать части речи в словосочетаниях и предложениях, неверно образуют новые слова.
Вычислительные навыки у детей с ЗПР формируются с запозданием. Им трудно дается запоминание состава числа, устный счет. При этом механическое запоминание числовой последовательности не нарушено. Усвоение алгоритмов письменных вычислений требует многократных повторений и закреплений.
При решение арифметических задач дети с ЗПР плохо ориентируются в условии задачи. Они не выделяют в них существенные связи и представленные предметно-количественные отношения. Довольно часто решают задачу случайным образом, не вникнув в ее содержание. Большие трудности вызывает решение составных задач.
При усвоении устных предметов отмечаются сложности в понимании смысла и формирования учебных понятий, установления логических зависимостей между ними и причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями.
Таким образом, перечисленные особенности определяют необходимость специальной поддержки обучающихся с ЗПР. Получение образования становится возможным в условиях адекватных особым образовательным потребностям как общим для всех категорий с ОВЗ, так и специфичным для детей с ЗПР.
Различия в том, как проявляется нарушение и степень его выраженности при задержки психического развития учитываются при выборе варианта программы на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Специалисты комиссии определяют по какому варианту следует обучать ребенка, дают рекомендации по созданию специальных образовательных условий исходя из особых образовательных потребностей ребенка. Рассмотрим в следующей главе в каких условиях обучения нуждаются школьники с ЗПР.
[1] Особые образовательные потребности детей с ОВЗ - потребности, обусловленные особенностями развития обучающихся, которые существенно затрудняют (или делают невозможным) усвоение основной образовательной программы без создания специальных образовательных условий.