Оценка коммуникативной деятельности

 

Развитие коммуникативной деятельности (КД) детей с НОДА протекает под воздействием ряда факторов, оказывающих существенное влияние на успешность обучения в раннем и дошкольном возрасте, что к началу школьного обучения становится причиной отсутствия равных стартовых возможностей для большинства обучающихся этой категории. На успешность школьного обучения обучающихся с НОДА значительное влияние оказывает соответствие коммуникативных умений стоящим перед ними учебным задачам.

Особенности коммуникативной деятельности обучающихся с НОДА обусловлены спецификой двигательных и речевых нарушений, наличием нарушений психического развития и ограниченностью социального опыта этой категории детей. Под воздействием этих факторов коммуникативная деятельность детей с НОДА не формируется спонтанно и может варьировать в широком диапазоне [7]. Структура и степень выраженности имеющихся у ребенка с НОДА нарушений развития определяют полноценность и темп формирования базовых аспектов коммуникативной деятельности, а также потребность в использовании доступных способов общения – устной и письменной речи, средств альтернативной дополнительной коммуникации (АДК).

Степень выраженности коммуникативных затруднений на начальных этапах развития ребенка с НОДА соотносится с тяжестью двигательных и речедвигательных нарушений. Однако, при организации квалифицированной психолого-педагогической помощи, возможно достижение уровня развития коммуникативной деятельности, достаточного для формирования учебной деятельности и обеспечения достижения личностных результатов (по вариантам 6.1., 6.2, 6.3) и возможных личностных результатов (по варианту 6.4) освоения АООП НОО.

Диагностический инструментарий для выявления особенностей и оценки уровня развития коммуникативной деятельности обучающихся с НОДА в настоящее время отсутствует. Потребность в обеспечении условий формирования универсальных / базовых учебных действий, проведении оценки достижения личностных результатов обучения и предупреждении школьной дезадаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата определили необходимость разработки методики изучения особенностей развития и степени сформированности коммуникативных действий (коммуникативных умений) этой категории обучающихся.

При разработке методики оценки коммуникативной деятельности автор опирался на:

  • концепцию общения А.А. Леонтьева (1974, 1979), представляющую общение как особый вид деятельности и, одновременно с этим, как компонент и условие другой, некоммуникативной деятельности [9];
  • современные представления о структуре коммуникативных универсальных учебных действий [5];
  • критерии оценки коммуникативных умений, предложенных Б.Ф. Ломовым [10].

Модификация структуры коммуникативных умений, предложенной Б.Ф. Ломовым для диагностики уровня сформированности коммуникативной деятельности обучающихся с НОДА состояла в расширении диапазона исследуемых коммуникативных действий и показателей сформированности отдельных компонентов коммуникативных умений, оценке степени самостоятельности выполнения коммуникативного действия. Структура компонентов коммуникативных действий (коммуникативных умений) дополнена коммуникативными действиями, значимыми для обучающихся с НОДА в силу имеющихся у них ограничений и важными для оценки личностных результатов и возможных личностных результатов освоения АООП НОО.

Личностные результаты освоения АООП НОО, соответствующе ФГОС НОО [13], формирование которых зависит от динамики развития коммуникативной деятельности:

1) по вариантам программ 6.1 и 6.2:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

2) по варианту ПАООП 6.3:

  • принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
  • развитие мотивации к обучению;
  • развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение умениями, используемыми в школьной жизни;
  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • готовность к вхождению в социальную среду.

Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с НОДА (вариант 6.4 ПАООП), формирование которых зависит от динамики развития коммуникативной деятельности:

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в школе;
  • понимание собственных возможностей и ограничений, умение пользоваться личными техническими средствами в разных ситуациях;
  • умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения;
  • развитие самостоятельности;
  • овладение общепринятыми правилами поведения.

Для исследования коммуникативной деятельности используется метод анкетирования. По результатам анкетирования заполняется Протокол оценки сформированности коммуникативной деятельности обучающихся с НОДА, который представлен в Приложении 1.

Протокол оценки сформированности коммуникативной деятельности обучающихся с НОДА включает в себя информацию о сформированности мотивов общения (Блок 1) и о специфике формирования групп коммуникативных действий (умений): информационно-коммуникативных (Блок 2), регулятивно-коммуникативных (Блок 3) и аффективно-коммуникативных (Блок 4) [6].

Структура описания показателей сформированности компонентов коммуникативной деятельности предусматривает переход от более простых к более сложным коммуникативным действиям (КД), выполнение которых возможно доступным для обучающегося коммуникативным способом. В анкете представлены 55 коммуникативных действия, включая мотивы общения. Каждое коммуникативное действие представлено в 4-х уровнях его сформированности (достаточном, недостаточном, минимальном, отсутствующем).

Коммуникативные действия (умения) оцениваются по двухмерной десятибалльной шкале, где достаточному уровню сформированности КД присваивается 10 баллов, недостаточному – 5 баллов, минимальному – 1 балл, отсутствие коммуникативного действия оценивается в 0 баллов. Под уровнями сформированности коммуникативных действий (умений) мы понимаем соответствие коммуникативных возможностей ребенка с НОДА конкретным задачам коммуникации, которые решают ее участники.

Характеристика уровней сформированности коммуникативной деятельности и представлена в Приложении 2. Наряду с уровнем сформированности КД оценивается наличие у обучающегося потребности в помощи для выполнения коммуникативного действия. Для этой цели разработана шкала балльной оценки (см. Рис. 1), позволяющая учесть степень самостоятельности при выполнении коммуникативного действия и, в дальнейшем, отследить динамику его освоения.

Рис.1.

Шкала балльной оценки

Уровень сформированности Самостоятельность и потребность в помощи
  реализует самостоятельно, в том числе с использованием средств АДК использует помощь для преодоления речевых затруднений использует помощь для преодоления  двигательных затруднений не использует помощь/помощь не влияет на качество взаимодействия
достаточный 10 х х х
недостаточный 5 1 или 0 1 или 0 х
минимальный 1 1 или 0 1 или 0 х
отсутствует 0 х х 0

 

Условные обозначения:

х – вариант ответа не предусмотрен.

Краткий алгоритм заполнения бланка Протокола оценки сформированности КД:

  1. Ознакомьтесь с описанием уровней сформированности коммуникативных действий (умений) (см. Приложение 2).
  2. По каждому из представленных коммуникативных действий (умений) каждого из четырех блоков выберите только один показатель, который, по вашему мнению, наиболее соответствует или близок к возможностям ребенка (выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, но, возможно, с использованием средств альтернативной дополнительной коммуникации) и оцените его в 10, 5, 1 или 0 баллов, то есть как достаточный для взаимодействия и построения коммуникации, недостаточный, минимальный или отсутствующий.
  3. В том случае, если коммуникативная деятельность ребенка улучшается при оказании ему помощи в преодолении двигательных и речевых затруднений отметьте это в соответствующей ячейке, оценив в 1 балл.

Время заполнения анкеты не ограничивается. Регулярная (не реже 1 раза в год) количественно-качественная оценка КД позволит проследить динамику становления коммуникативной компетентности обучающихся с НОДА в тех видах учебной деятельности, которые они осваивают.

Крайне важно оценивать коммуникативную деятельность ребенка и степень ее самостоятельности не с точки зрения ее соответствия возрастным нормативам, но исключительно с позиций определения качества ее реализации (коммуникативное действие понятно партнеру, взаимодействие не вызывает у него затруднений) при возможности выполнения коммуникативного акта с использованием средств АДК. Степень адекватности проявления коммуникативного действия в каждой ситуации общения должно рассматриваться и оцениваться с учетом того насколько оно понятно партнеру по взаимодействию и адекватно содержанию совместной деятельности, то есть не вызывает затруднений у обоих ее участников [6].

Как правило, наибольшие затруднения вызывает выявление компонентов коммуникативной деятельности обучающихся с тяжелыми двигательными нарушениями при детском церебральном параличе. С целью уточнения информации, а также для выявления уровня компетентности матери или другого ухаживающего за ребенком взрослого в вопросах организации и поддержания общения с ним целесообразно использовать представленную в Приложении 3 анкету для оценки коммуникативной компетентности родителей. Сведения, полученные путем анкетирования, послужат в дальнейшем основой при выборе приемов взаимодействия с семьей обучающегося и направлений коррекционно-развивающей помощи.

Анализ мотивационного и эмоционального компонентов общения, возможностей получения и передачи информации, ориентации на партнера по общению позволяют предварительно выделить четыре уровня сформированности коммуникативной деятельности детей с НОДА. Уровни сформированности КД и их характеристики представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Уровень Характеристика Баллы
Высокий уровень сформированности коммуникативной деятельности Полностью сформированы все группы коммуникативных действий и учебное сотрудничество.

Ребенок не испытывает затруднений в общении, участии в совместной деятельности доступным коммуникативным способом; умеет согласовывать и планировать выполнение совместных действий, аргументировать и отстаивать собственную позицию

501-550
Достаточный уровень сформированности коммуникативной деятельности Сформированы базовые коммуникативные действия, формируется учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками, ориентация на позицию партнера в общении, умение согласовывать усилия для выполнения совместной деятельности 201-500
Недостаточный уровень сформированности коммуникативной деятельности Сформированы мотивы коммуникации, формируются продуктивные формы взаимодействия и диалога с взрослыми и сверстниками 54-200
Низкий уровень сформированности коммуникативной деятельности Коммуникативная активность минимальна, коммуникативная деятельность отсутствует, взаимодействие осуществляется с помощью ухаживающего взрослого 0-53