Оценка коммуникативной деятельности
Развитие коммуникативной деятельности (КД) детей с НОДА протекает под воздействием ряда факторов, оказывающих существенное влияние на успешность обучения в раннем и дошкольном возрасте, что к началу школьного обучения становится причиной отсутствия равных стартовых возможностей для большинства обучающихся этой категории. На успешность школьного обучения обучающихся с НОДА значительное влияние оказывает соответствие коммуникативных умений стоящим перед ними учебным задачам.
Особенности коммуникативной деятельности обучающихся с НОДА обусловлены спецификой двигательных и речевых нарушений, наличием нарушений психического развития и ограниченностью социального опыта этой категории детей. Под воздействием этих факторов коммуникативная деятельность детей с НОДА не формируется спонтанно и может варьировать в широком диапазоне [7]. Структура и степень выраженности имеющихся у ребенка с НОДА нарушений развития определяют полноценность и темп формирования базовых аспектов коммуникативной деятельности, а также потребность в использовании доступных способов общения – устной и письменной речи, средств альтернативной дополнительной коммуникации (АДК).
Степень выраженности коммуникативных затруднений на начальных этапах развития ребенка с НОДА соотносится с тяжестью двигательных и речедвигательных нарушений. Однако, при организации квалифицированной психолого-педагогической помощи, возможно достижение уровня развития коммуникативной деятельности, достаточного для формирования учебной деятельности и обеспечения достижения личностных результатов (по вариантам 6.1., 6.2, 6.3) и возможных личностных результатов (по варианту 6.4) освоения АООП НОО.
Диагностический инструментарий для выявления особенностей и оценки уровня развития коммуникативной деятельности обучающихся с НОДА в настоящее время отсутствует. Потребность в обеспечении условий формирования универсальных / базовых учебных действий, проведении оценки достижения личностных результатов обучения и предупреждении школьной дезадаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата определили необходимость разработки методики изучения особенностей развития и степени сформированности коммуникативных действий (коммуникативных умений) этой категории обучающихся.
При разработке методики оценки коммуникативной деятельности автор опирался на:
- концепцию общения А.А. Леонтьева (1974, 1979), представляющую общение как особый вид деятельности и, одновременно с этим, как компонент и условие другой, некоммуникативной деятельности [9];
- современные представления о структуре коммуникативных универсальных учебных действий [5];
- критерии оценки коммуникативных умений, предложенных Б.Ф. Ломовым [10].
Модификация структуры коммуникативных умений, предложенной Б.Ф. Ломовым для диагностики уровня сформированности коммуникативной деятельности обучающихся с НОДА состояла в расширении диапазона исследуемых коммуникативных действий и показателей сформированности отдельных компонентов коммуникативных умений, оценке степени самостоятельности выполнения коммуникативного действия. Структура компонентов коммуникативных действий (коммуникативных умений) дополнена коммуникативными действиями, значимыми для обучающихся с НОДА в силу имеющихся у них ограничений и важными для оценки личностных результатов и возможных личностных результатов освоения АООП НОО.
Личностные результаты освоения АООП НОО, соответствующе ФГОС НОО [13], формирование которых зависит от динамики развития коммуникативной деятельности:
1) по вариантам программ 6.1 и 6.2:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
2) по варианту ПАООП 6.3:
- принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение умениями, используемыми в школьной жизни;
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- готовность к вхождению в социальную среду.
Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с НОДА (вариант 6.4 ПАООП), формирование которых зависит от динамики развития коммуникативной деятельности:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в школе;
- понимание собственных возможностей и ограничений, умение пользоваться личными техническими средствами в разных ситуациях;
- умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения;
- развитие самостоятельности;
- овладение общепринятыми правилами поведения.
Для исследования коммуникативной деятельности используется метод анкетирования. По результатам анкетирования заполняется Протокол оценки сформированности коммуникативной деятельности обучающихся с НОДА, который представлен в Приложении 1.
Протокол оценки сформированности коммуникативной деятельности обучающихся с НОДА включает в себя информацию о сформированности мотивов общения (Блок 1) и о специфике формирования групп коммуникативных действий (умений): информационно-коммуникативных (Блок 2), регулятивно-коммуникативных (Блок 3) и аффективно-коммуникативных (Блок 4) [6].
Структура описания показателей сформированности компонентов коммуникативной деятельности предусматривает переход от более простых к более сложным коммуникативным действиям (КД), выполнение которых возможно доступным для обучающегося коммуникативным способом. В анкете представлены 55 коммуникативных действия, включая мотивы общения. Каждое коммуникативное действие представлено в 4-х уровнях его сформированности (достаточном, недостаточном, минимальном, отсутствующем).
Коммуникативные действия (умения) оцениваются по двухмерной десятибалльной шкале, где достаточному уровню сформированности КД присваивается 10 баллов, недостаточному – 5 баллов, минимальному – 1 балл, отсутствие коммуникативного действия оценивается в 0 баллов. Под уровнями сформированности коммуникативных действий (умений) мы понимаем соответствие коммуникативных возможностей ребенка с НОДА конкретным задачам коммуникации, которые решают ее участники.
Характеристика уровней сформированности коммуникативной деятельности и представлена в Приложении 2. Наряду с уровнем сформированности КД оценивается наличие у обучающегося потребности в помощи для выполнения коммуникативного действия. Для этой цели разработана шкала балльной оценки (см. Рис. 1), позволяющая учесть степень самостоятельности при выполнении коммуникативного действия и, в дальнейшем, отследить динамику его освоения.
Рис.1.
Шкала балльной оценки
Уровень сформированности | Самостоятельность и потребность в помощи | |||||
реализует самостоятельно, в том числе с использованием средств АДК | использует помощь для преодоления речевых затруднений | использует помощь для преодоления двигательных затруднений | не использует помощь/помощь не влияет на качество взаимодействия | |||
достаточный | 10 | х | х | х | ||
недостаточный | 5 | 1 или 0 | 1 или 0 | х | ||
минимальный | 1 | 1 или 0 | 1 или 0 | х | ||
отсутствует | 0 | х | х | 0 |
Условные обозначения:
х – вариант ответа не предусмотрен.
Краткий алгоритм заполнения бланка Протокола оценки сформированности КД:
- Ознакомьтесь с описанием уровней сформированности коммуникативных действий (умений) (см. Приложение 2).
- По каждому из представленных коммуникативных действий (умений) каждого из четырех блоков выберите только один показатель, который, по вашему мнению, наиболее соответствует или близок к возможностям ребенка (выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, но, возможно, с использованием средств альтернативной дополнительной коммуникации) и оцените его в 10, 5, 1 или 0 баллов, то есть как достаточный для взаимодействия и построения коммуникации, недостаточный, минимальный или отсутствующий.
- В том случае, если коммуникативная деятельность ребенка улучшается при оказании ему помощи в преодолении двигательных и речевых затруднений отметьте это в соответствующей ячейке, оценив в 1 балл.
Время заполнения анкеты не ограничивается. Регулярная (не реже 1 раза в год) количественно-качественная оценка КД позволит проследить динамику становления коммуникативной компетентности обучающихся с НОДА в тех видах учебной деятельности, которые они осваивают.
Крайне важно оценивать коммуникативную деятельность ребенка и степень ее самостоятельности не с точки зрения ее соответствия возрастным нормативам, но исключительно с позиций определения качества ее реализации (коммуникативное действие понятно партнеру, взаимодействие не вызывает у него затруднений) при возможности выполнения коммуникативного акта с использованием средств АДК. Степень адекватности проявления коммуникативного действия в каждой ситуации общения должно рассматриваться и оцениваться с учетом того насколько оно понятно партнеру по взаимодействию и адекватно содержанию совместной деятельности, то есть не вызывает затруднений у обоих ее участников [6].
Как правило, наибольшие затруднения вызывает выявление компонентов коммуникативной деятельности обучающихся с тяжелыми двигательными нарушениями при детском церебральном параличе. С целью уточнения информации, а также для выявления уровня компетентности матери или другого ухаживающего за ребенком взрослого в вопросах организации и поддержания общения с ним целесообразно использовать представленную в Приложении 3 анкету для оценки коммуникативной компетентности родителей. Сведения, полученные путем анкетирования, послужат в дальнейшем основой при выборе приемов взаимодействия с семьей обучающегося и направлений коррекционно-развивающей помощи.
Анализ мотивационного и эмоционального компонентов общения, возможностей получения и передачи информации, ориентации на партнера по общению позволяют предварительно выделить четыре уровня сформированности коммуникативной деятельности детей с НОДА. Уровни сформированности КД и их характеристики представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Уровень | Характеристика | Баллы |
Высокий уровень сформированности коммуникативной деятельности | Полностью сформированы все группы коммуникативных действий и учебное сотрудничество.
Ребенок не испытывает затруднений в общении, участии в совместной деятельности доступным коммуникативным способом; умеет согласовывать и планировать выполнение совместных действий, аргументировать и отстаивать собственную позицию |
501-550 |
Достаточный уровень сформированности коммуникативной деятельности | Сформированы базовые коммуникативные действия, формируется учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками, ориентация на позицию партнера в общении, умение согласовывать усилия для выполнения совместной деятельности | 201-500 |
Недостаточный уровень сформированности коммуникативной деятельности | Сформированы мотивы коммуникации, формируются продуктивные формы взаимодействия и диалога с взрослыми и сверстниками | 54-200 |
Низкий уровень сформированности коммуникативной деятельности | Коммуникативная активность минимальна, коммуникативная деятельность отсутствует, взаимодействие осуществляется с помощью ухаживающего взрослого | 0-53 |