Оценка повседневных социально-бытовых навыков обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Проблемы при формировании повседневных социально-бытовых навыков отмечаются у половины дошкольников и младших школьников с двигательными нарушениями.  Типичные  трудности детей с НОДА в этой области связаны со спецификой их жизнедеятельности (ограничение самостоятельного передвижения, недостаток предметно-практической деятельности, недостаточная самостоятельность в быту) [1].

Общепринятый диагностический инструментарий для оценки повседневных социально-бытовых навыков детей и подростков с НОДА отсутствуют. Наиболее интересные разработки в этом направлении были сделаны И.Ю. Левченко (Шкала навыков, необходимых для социальной и бытовой адаптации) и О.В. Щекочихиной (Анкета исследования социально-бытовых умений и навыков у детей с ОВЗ) [8, 14].

С учетом выше названых разработок, ориентированных на обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, была разработана методика оценки повседневных житейских навыков, которые обеспечивают функциональную независимость ребенка в типичных бытовых ситуациях в домашней обстановке, во время учебы в школе или на улице.

В основе методики лежит метод анкетирования. Разработанная анкета включает 40 социально-бытовых навыков, которые обеспечивают самостоятельность человека в обыденной жизни. Все анализируемые навыки распределены по 7 группам, относящимся к определенным сферам жизнедеятельности ребенка (навыки собственного жизнеобеспечения, хозяйственные навыки, информационная и технологическая грамотность, бытовые   финансовые навыки, навыки проведения досуга, навыки передвижения вне дома). Каждая группа соотносится с конкретными личностными результатами образования, которые отражены  в ПАООП НОО НОДА. Примерное соотнесение разделов с личностными результатами представлено в Таблице 1.

Таблица 1. Связь  «повседневных житейских навыков» с личностными результатами образования младших школьников с НОДА

 

Личностный результат

 

Повседневные житейские навыки
 

Группа навыков

 

Примеры навыков

представления  о насущно необходимом жизнеобеспечении

 

навыки собственного жизнеобеспечения умение определять время,

навыки ухода за собой,

соблюдение основных правила безопасного поведения дома и др.

овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни хозяйственные навыки

 

навыки ухода за своими вещами,

приготовление пищи, умение пользоваться бытовыми приборами,  накрывать на стол и др.

 

владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия информационная и технологическая грамотность

 

способность обратиться за помощью,

владение современными информационно-коммуникационными технологиями и др.

готовность к вхождению обучающегося в социальную среду бытовые   финансовые навыки понимание значения денег и умение ими пользоваться и др.
навыки проведения досуга наличие хобби и увлечений и др.
школьные навыки готовность  к урокам, поведение в школе и  общественных местах и др.
осознание собственных возможностей и ограничений навыки передвижения вне дома

 

способность самостоятельно передвигаться в своем населённом пункте и др.

Представленное в таблице распределение является примерным. Некоторые указанные в анкете навыки могут отражать личностные результаты по нескольким направлениям. Например, способность попросить о помощи в случае необходимости можно рассматривать у ребенка с НОДА и как представление о необходимом жизнеобеспечении и как овладение элементарными навыками коммуникации.

Перечень навыков в анкете не является исчерпывающим. Он может быть расширен и дополнен, но это неизбежно приведет к утяжелению использования методики и обработки результатов. Для предлагаемой анкеты выбраны навыки, которые, по мнению автора, в наибольшей степени определяют функциональную независимость ребенка и способствуют успешной социальной адаптации. Также приоритет отдавался тем навыкам, оценка которых не вызывает затруднений при визуальном оценивании и не требует узкоспециализированных знаний.

В основе методики лежит деятельностный подход. Диагностика осуществляется в результате наблюдений за ребенком в процессе практической деятельности.

Методика не имеет ограничений по уровню психофизического развития ребенка с НОДА, она может быть использована вне зависимости от варианта АООП, по которой ребенок обучается.

Методика предполагает количественно-качественную оценку каждого навыка (0-6 баллов). Сформированность навыка определяется на основе качественных характеристик навыка и условий, при которых навык может быть реализован (объем необходимой помощи). Сформированным  навык может считаться в том случае, если он демонстрируется спонтанно и устойчиво.

Оценивание осуществляется экспертной группой в составе учителя, специалистов сопровождения с привлечением родителей ребенка (коллегиальная экспертная оценка), в том числе на основе наблюдения за ребенком в рутинных бытовых ситуациях (в школе,  на прогулке, во время внешкольных мероприятий и др.). Привлечение родителей обязательно для понимания уровня сформированности  хозяйственно-бытовых, финансовых навыков и др.  В связи  с этим важно отметить, что критерии оценивания должны быть понятными для всех участников экспертной группы.

Регулярная диагностика (1 раз в 6-12 месяцев) позволит фиксировать динамику развития повседневных житейских навыков у обучающихся с двигательными нарушениями. Ее использование позволяет определить те направления коррекционно-образовательной работы, которые могут быть взяты за основу  при формировании ЖК в части  социальных и бытовых умений и навыков.

Подробное описание методики, цели, возрастной диапазон применения, процедура диагностики, критерии и подход к интерпретации результатов, а также бланк для фиксации результатов представлены в Приложении 4 к данному методическому пособию.