Введение

Логопедическое обследование является неотъемлемой частью всей системы логопедической коррекции, поскольку выполняет несколько функций: определение наличия патологических отклонений в развитии речи и выяснения характера выявленного отклонения, что является основой для определения направлений и содержания последующей коррекционной работы.

Наличие в российской логопедии двух классификаций речевых нарушений, имеющих различные методологические основания, но используемых в практике организации логопедической работы как взаимодополняющие, накладывает определенное своеобразие на структуру и содержание логопедического обследования.

Психолого-педагогическая классификация строится на основе анализа состояния речевых средств и свойств речевого поведения (Р.Е.Левина, Г.В. Чиркина), клинико-педагогическая классификация – на основе учета специфических симптомов и синдромов. Кроме того, на темпы и характер формирования речевой деятельности влияют особенности речевого поведения, связанные со спецификой аффективно-волевой сферы ребенка.

Разновекторная направленность логопедического обследования, необходимость учета большого количества факторов (сенсорные, гностические, познавательные, эмоционально-волевые и проч.), препятствующих успешному становлению полноценной речевой деятельности ребенка, превращает обследование из рутинной процедуры в разряд искусства.

Попытки перевести логопедическое обследование на уровень рутинной процедуры зачастую превращается в механическое заполнение готовых протоколов, что выливается впоследствии в гипо- или гипердиагностику и столь же механический выбор программы коррекции. Учителя-логопеды в этом случае жестко следуют порядку направлений обследования, заложенному в речевых картах, речевому материалу, предлагаемому в них, не учитывая ни особенностей социального окружения ребенка, ни его возрастных особенностей.

Таким образом необходимо отметить, что при наличии некоторого параллелизма в направлениях обследования, зафиксированных в речевых картах и в методиках логопедического обследования, отсутствует полная идентичность в последовательности обследования разных сторон речи и их перечисления в речевых картах. Последовательность обследования различных сторон речи, уровня сформированности языковых единиц в рамках технологии обследования не фиксированная, наполнение речевым материалом может меняться в зависимости от возраста, интересов ребенка, уровня развития его речи, социального окружения и других факторов, влияющих на формирование речеязыковых единиц и набора дискурсивных сценариев.

Как уже было упомянуто выше, предметом исследования в процессе логопедического обследования являются: определение состояния речевых средств и свойств речевого поведения и выявление наличия симптомов и синдромов, обуславливающих патологическое течение процесса формирования этих речевых средств и этих свойств поведения.