1.2. Немного о терминах: нарушения чтения и письма, дислексия и дисграфия

«Нарушения чтения и письма» - это логопедическое заключение, которое широко используется как в логопедической литературе, так и в нормативно-правовых документах РФ в области образования.
В качестве синонима в специальной литературе также часто встречается формулировка «нарушения письменной речи», так как чтение и письмо являются формами письменной речи (в отличие от форм устной речи: аудирования и говорения).
Когда логопед говорит о том, что у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом выявлены «нарушения (несформированность, недостаточная сформированность) чтения и письма», то он, прежде всего, руководствуется психолого-педагогической классификацией речевых нарушений. Данная классификация была создана на основании схожести проявлений речевых нарушений для удобства организации процесса коррекционно-развивающего обучения.
Если основной причиной нарушений чтения и письма явились недостаточная сформированность звукопроизношения и “звукоразличения” (правильнее - фонематического восприятия), то в своем заключении логопед указывает на то, что нарушения чтения и письма обусловлены фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Если логопедическая диагностика показала, что в основе нарушений чтения и письма лежит несформированность всех компонентов речевой системы (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи, связная речь), то в заключении будет указание на то, что нарушения чтения и письма обусловлены общим недоразвитием речи (ОНР).
Наряду с психолого-педагогической существует клинико-педагогическая классификация, в которой нарушения чтения обозначаются как дислексия, а нарушения письма как дисграфия. Так как в своей работе логопед пользуется и этой классификацией, то логопед может использовать в заключении и эти формулировки. В логопедической литературе существует различные определения понятий “дислексия” и “дисграфия”, в качестве примера приведем следующие:
Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Следует отметить, что проблемой нарушений чтения и письма обеспокоены не только логопеды, но и медицинские работники. Так, “специфическое расстройство чтения” и “специфическое расстройство письма” являются самостоятельными подразделами в списках Международной классификации болезней (МКБ 10). В данной классификации упомянутые нарушения наряду со “специфическим расстройством счета” (дискалькулией) объединяются одним общим термином: “специфические расстройства развития учебных навыков”.