Глава 1. Уровень дошкольного образования
1.1. Обобщенные особые образовательные потребности детей с НОДА на уровне дошкольного образования
Особые образовательные потребности дошкольников с двигательными нарушениями определяются особенностями их возраста и психофизического развития и включают:
- потребность ребенка с НОДА в психолого-медико-педагогической помощи с момента постановки ему диагноза через систему комплексной абилитации/реабилитации;
- потребность в создании особой образовательной среды, включающей в себя специальную пространственную и временную организацию образовательного процесса;
- потребность в создании безбарьерной архитектурной среды;
- потребность в непрерывности коррекционно-образовательного процесса, которая обеспечивается содержанием адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с НОДА и различными формами организации коррекционно-развивающего процесса: фронтальная, групповая, индивидуальная, при необходимости дистанционная;
- потребность в индивидуализации коррекционной работы по развитию двигательных, познавательных, речевых и социально-личностных нарушений;
- потребность в специальной организации образовательного процесса с учетом определения режима двигательных и образовательных нагрузок на основании рекомендаций медицинских специалистов и / или ПМПК;
- потребность в использовании в коррекционно-образовательном процессе специальных методов, приёмов и средств обучения, включая современные цифровые и ассистивные технологии;
- потребность в работе с родителями, воспитывающими детей с НОДА, по разным направлениям их психологической поддержки, по обучению взаимодействию со своим ребенком в социально-бытовых, образовательных и других жизненных ситуациях;
- потребность в расширении образовательного пространства за пределы дошкольной образовательной организации из-за двигательной депривации воспитанников с НОДА.
1.2. Перечень специальных образовательных условий на уровне дошкольного образования
1.2.1. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение
Создание команды психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с НОДА, включающей в себя таких специалистов, как учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель, тьютор, ассистент-помощник. Данные специалисты включаются в психолого-педагогический консилиум образовательной организации;
реализация комплексного подхода к развитию ребенка с НОДА осуществляется на всем протяжении дошкольного уровня образования через разработку индивидуального образовательного маршрута и использование сетевого взаимодействия со специалистами из других организаций, например, взаимодействие с лечащими ребенка врачами, с инструктором по лечебной физкультуре и другими специалистами, отсутствующими в образовательной организации, которую посещает воспитанник с НОДА.
реализация комплексной коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с НОДА, в ходе которой психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на основе восстановительного лечения (медикаментозная терапия, физиотерапевтические процедуры, кинезотерапия и др.);
разработка адаптированной образовательной программы на основе примерной адаптированной общей образовательной программы дошкольного образования детей с НОДА с учетом рекомендаций ПМПК;
разработка и реализация индивидуальных программ коррекционной работы всеми специалистами психолого-педагогического сопровождениями, указанными в заключении ПМПК;
осуществление психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с НОДА специалистами команды сопровождения.
1.2.2. Организация пространственно-временной среды
Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса для дошкольников с НОДА с учетом текущих СанПиНов;
соблюдение правил пожарной и электробезопасности с учетом потребностей дошкольников с НОДА;
возможности для беспрепятственного доступа дошкольника с НОДА к объектам инфраструктуры образовательной организации;
соблюдение социально-бытовых условий с учетом индивидуальных потребностей ребенка с НОДА в данной организации (наличие доступного безбарьерного пространства организации, рабочего места ребенка и т.д.);
оснащение организации специальным оборудованием (примерный перечень необходимого оборудования представлен в Приложении 1);
создание предметно-развивающей среды, доступной для детей дошкольного возраста с НОДА;
устройство игровых зон, обеспечивающих удобное и комфортное позиционирование ребенка в пространстве, с правильно подобранным освещением и минимальным количеством предметов в поле зрения;
оснащение специальными приспособлениями для закрепления предметов на поверхности стола и др.
соблюдение ортопедического режима и охранительного педагогического режима с учетом особенностей развития дошкольников с НОДА.
1.2.3. Специальные приемы обучения и воспитания. Адаптация системы оценивания образовательных достижений
Дифференцированное использование словесных, наглядных и практических методов обучения детей дошкольного возраста с НОДА с учетом двигательного, речевого, познавательного развития ребенка, а также с учетом развития зрительной и слуховой функции;
необходимость использования приемов совместной предметно-практической деятельности взрослого с ребенком с НОДА с выраженной двигательной патологией;
необходимость подкрепления словесных методов обучения дошкольников с НОДА наглядными пособиями (реальными, изобразительными, мультимедийными) из-за выраженных ограничений взаимодействия детей данной категории с окружающим миром;
необходимость использования современных цифровых и ассистивных технологий в образовательном процессе, облегчающих получение информации об окружающей действительности, формирование речевых, познавательных и социальных умений и навыков дошкольника с НОДА;
необходимость обучения дошкольников с НОДА в случаях тяжелых речевых нарушений навыкам коммуникации с использованием современных технологий дополнительной альтернативной коммуникации;
необходимость в использовании разных форм обучения и воспитания дошкольников с НОДА: фронтальных, групповых и индивидуальных. При этом психолого-педагогический консилиум дает рекомендации о наиболее предпочтительных образовательных формах с учетом тяжести структуры нарушения у каждого дошкольника с двигательными нарушениями;
обязательное обучение родителей, воспитывающих ребенка с НОДА, специальным приемам формирования социально-бытовых умений и двигательных, речевых и других навыков в условиях семейного воспитания;
необходимость в реализации программы по адаптивной физкультуре с учетом двигательных возможностей каждого дошкольника с двигательными нарушениями;
при оценке образовательных достижений дошкольников с НОДА необходимо учитывать, что ряд показателей развития ребёнка на дошкольном этапе может отличаться от возрастных нормативов в связи со сложной структурой нарушения, сочетающей в себе двигательные, психические, речевые, сенсорные и другие нарушения в сочетании с разной динамикой развития детей с НОДА. Целевые ориентиры для дошкольников с НОДА определяются индивидуально с учетом структуры его нарушения. Дети с двигательными нарушениями могут иметь качественно неоднородные уровни двигательного, речевого, познавательного и социального развития личности. Исходя из этого, образовательные достижения должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.