Глава 3. Уровень основного общего образования
Отношения в сфере образования на уровне основного общего образования (ООО) регулируются требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ООО [1].
Требования к образованию обучающихся с нарушениями слуха на уровне ООО конкретизированы в примерных АООП ООО.
АООП ООО представлена нескользкими вариантами:
- вариант 1.1 адресован глухим, слабослышащим, позднооглохшим и КИ обучающимся, которыми освоены ООП или АООП (в т.ч. варианты 1.1 и 1.2) НОО. Сроки обучения не пролонгируются;
- вариант 1.2 адресован глухим обучающимся, освоившим вариант 1.2 АООП НОО. Сроки обучения на уровне ООО пролонгируются на 1 год (5–10 классы);
- вариант 2.2.1 адресован слабослышащим, позднооглохшим, КИ обучающимся, которые освоили ООП/АООП НОО (в т.ч. варианты 2.1 и 2.2.1). Сроки обучения не пролонгируются;
- вариант 2.2.2 адресован слабослышащим, позднооглохшим, КИ обучающимся, которые освоили АООП НОО по варианту 2.2. Сроки обучения на уровне ООО пролонгируются на 1 год (5-10 классы).
Допускается обучение глухих обучающихся по вариантам 2.2.1 и 2.2.2 АООП ООО при достижении ими уровня общего и слухоречевого развития, личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих требованиям, отраженным в АООП НОО (вариант 2.2).
Установление варианта АООП ООО осуществляется с учетом готовности к ее освоению глухим обучающимся, желанием обучающегося и его семьи к получению образования совместно со слабослышащими, позднооглохшими и КИ обучающимися.
Каждый из указанных выше вариантов АООП ООО подготовлен и требует реализации с учетом ООП обучающихся с нарушениями слуха.
3.1. Обобщенные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха на уровне основного общего образования
Обучающиеся с нарушениями слуха (глухие, позднооглохшие, с КИ), представляя собой гетерогенную группу, имеют ООП, степень проявления которых может быть различной, что обусловлено уровнем общего и речевого развития, учебными достижениями, достигнутыми на предыдущем уровне образования – НОО.
К числу ООП обучающихся, осваивающих ООО, могут быть отнесены следующие:
– пролонгация сроков образования на 1 год (по вариантам 1.2 и 2.2.2 АООП ООО);
– сокращение численного состава класса;
– включение в учебный план специального предмета «Развитие речи» (варианты 1.2, 2.2.1 и 2.2.2 АООП ООО), а также коррекционных курсов, предназначенных для реализации по ПКР;
– исключение из учебного плана дисциплины «Музыка» (варианты 1.2, 2.2.1 и 2.2.2 АООП ООО),
– перераспределение учебных часов (варианты 1.2, 2.2.2 АООП ООО) на освоение предметов разных образовательных областей, в т.ч. иностранного языка (с 8 класса по варианту 1.2 и с 6 класса по варианту 2.2.2);
– изменение (в т.ч. частичная редукция) содержания отдельных дисциплин в соответствии с особенностями и возможностями обучающихся с нарушениями слуха;
– реализация в ходе образовательного процесса различных подходов. В их числе личностно-ориентированный, индивидуально-дифференцированный;
– создание в образовательном процессе деловой и эмоционально комфортной атмосферы, содействующей качественному образованию, личностному развитию, познавательной активности, успешной профориентации и социализации обучающихся;
– непрерывность образовательно-коррекционного процесса не только за счет содержания образовательных областей, но и ВД, включая коррекционно-развивающие курсы по ПКР;
– использование сурдопедагогических приемов обучения, средств коррекционного воздействия; активное применение современных образовательных средств и технологий, включая ИКТ, для обеспечения понимания обучающимися учебного материала, его успешного освоения на уровне ООО;
– особая организация образовательной среды, включая создание слухоречевой среды, что, помимо прочего, предполагает регулярное пользование обучающимися ИСА, а также применение в ходе уроков и в рамках ВД (при фронтальных формах работы) ЗУА коллективного пользования – стационарной (в т.ч. при необходимости с дополнительной комплектацией вибраторами) или беспроводной, например, FM-системы; создание условий для обеспечения мотивированной вербальной коммуникации обучающихся;
– развитие у обучающихся (систематическое и целенаправленное) словесной речи в устной и письменной формах, включая восприятие и воспроизведение устной речи;
– применение в качестве вспомогательного средства У/Д предъявления речевого материала либо воспроизведение материала с помощью ЖР при условии обязательного повторного воспроизведения этого материала устно либо письменно; развитие у обучающихся (в ходе уроков, во ВД, в т.ч. в процессе коррекционных курсов) слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, восприятия неречевых звучаний, произносительной стороны речи посредством сурдопедагогических методических приемов и средств; обеспечение преемственности в работе по развитию восприятия и воспроизведения устной речи;
– создание условий для использования обучающимися в ходе межличностного общения вербальных и невербальных средств коммуникации (при учете желания и владения данными средствами партнерами по коммуникации); оказание обучающимся (в случае необходимости и с учетом их желания) специализированной персонифицируемой помощи в развитии навыков ЖР – русского жестового языка и его использования в межличностном общении лиц с нарушениями слуха, а также калькирующей ЖР при организации ВД на основе согласованного решении участников образовательных отношений;
– учет специфики восприятия обучающимися и переработки информации, освоения учебного материала в целом;
– оказание обучающимся помощи, ориентированной на осмысление, речевое опосредствование их индивидуального жизненного опыта;
– развитие у обучающихся принципиально важных для полноценной жизнедеятельности социальных компетенций, в т.ч. за счет расширения образовательного пространства, активизации сотрудничества и личностного общения с окружающими людьми, включая слышащих;
– развитие адекватных межличностных отношений в соответствии с духовно-нравственными общечеловеческими ценностями;
– реализация качественной профориентационной работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, выбранного ими последующего образовательного маршрута и сферы профессиональной деятельности – в соответствии с собственными возможностями и ограничениями, потребностями рынка труда;
– организация прохождения обучающимися в иных формах разных видов аттестации, в т.ч. текущей, промежуточной, государственной итоговой[2];
– оказание семьям обучающихся с нарушениями слуха специальной психолого-педагогической поддержки, содействие включению в процесс образования;
– оказание обучающимся с нарушенным слухом (в т.ч. на основе сетевого взаимодействия) необходимой медицинской помощи;
– обеспечение методической поддержки педагогических работников.
Реализация перечисленных выше ООП обучающихся с нарушениями слуха позволяет обеспечивать их качественное образование, личностное развитие, содействовать успешной социальной адаптации и интеграцию в общество.
3.2. Перечень специальных образовательных условий на уровне основного общего образования
3.2.1. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение
ППС обучающихся с нарушениями слуха реализуется в ходе всего образовательного процесса, включая ВД, что обеспечивает удовлетворение их ООП, преодоление учебных трудностей, развитие социальных компетенций, а в целом – интеграцию в сложную систему общественных отношений.
Организация ППС обучающихся с нарушениями слуха на уровне ООО может быть представлена в виде следующей четвериады: «индивидуальное ППС – групповое ППС – ППС на уровне класса – ППС на уровне образовательной организации».
Участниками комплексного ППС сопровождения обучающихся являются педагогические работники, включая учителей-предметников, учителей-дефектологов (сурдопедагогов), специальных психологов, социальных педагогов.
Кроме того, к процессу ППС привлекаются работники медицинских профилей, имеющие соответствующий уровень образования и квалификации, в т.ч. на условиях сетевого взаимодействия. В частности, при наличии соответствующих показаний в сопровождении обучающихся с нарушенным слухом могут участвовать врачи разных профилей, в т.ч. реабилитолог и/или др.
Участниками ППС могут являться и такие работники образовательной организации, силами которых осуществляется реализация информационной поддержки образовательного процесса, курирование вопросов охраны жизни и здоровья обучающихся.
Также равноправными участниками процесса ППС являются родители/законные представители обучающихся. В этой связи важно обеспечивать консолидацию усилий специалистов и семей, осуществлять формирование у родителей/законных представителей реабилитационной культуры.
Содержание ППС может включать мероприятия, ориентированные на сохранение и укрепление психологического здоровья; развитие экологической культуры; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников, включая лиц с нарушенным и нормальным слухом; поддержку объединений обучающихся и ученического самоуправления, участников олимпиадного движения и т.д.
Важное место в системе ППС обучающихся с нарушениями слуха занимает деятельность, связанная с реализацией ПКР, включающей комплекс взаимосвязанных направлений (см. таблицу 2).
Осуществление ППС обучающихся и оказание им медико-социальной помощи реализуется на основании письменного заявления/согласия родителей/законных представителей.
Таблица 2 – Направления коррекционной работы, реализуемой в соответствии с требованиями АООП ООО
Работа по направлениям | Основное содержание работы |
Диагностическая | Специализированное комплексное психолого-педагогическое обследование обучающихся на этапе перехода на уровень ООО (в начале 1-го года обучения на уровне ООО, 5 класс) для выявления/уточнения их ООП и индивидуальных особенностей. Систематический мониторинг (в виде текущего и промежуточного контроля) достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, включая ПКР, а также мониторинг социальной ситуации и условий семейного воспитания.
Специалисты, участвующие в реализации работы по данному направлению: учитель-дефектолог (сурдопедагог), специальный психолог, социальный педагог, учителя-предметники, тьютор и др. На основе результатов комплексного обследования, а также рекомендаций ПМПК и ИПРА обеспечивается разработка «Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы обучающегося» (ИПКРРО). Утверждение данного плана осуществляется на шППК.
|
Коррекционно-развивающая | Реализация ИПКРРО, составляемого ежегодно. Корректировка плана (в случае необходимости) в течение учебного года с учетом достижения обучающимися планируемых результатов. Содержание ИПКРРО детерминировано структурой нарушения, характером вторичных отклонений, ООП обучающихся с нарушениями слуха.
К числу обязательных коррекционных курсов, реализуемых в соответствии с вариантами 1.2, 2.2.1, 2.2.2, АООП ООО, относятся «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» (реализуется сурдопедагогом), «Развитие учебно-познавательной деятельности» (реализуется преимущественно учителями-предметниками).
|
Консультативная | Непрерывное ППС обучающихся, их семей. Активизация участия родителей/законных представителей в образовательно-коррекционном процессе.
Выработка (специалистами и семьями обучающихся) рекомендаций по поводу реализации основных направлений персонифицированной коррекционно-развивающей работы и др.
|
Информационно-просветительская | Разъяснительная деятельность по поводу ООП обучающихся; прав и обязанностей лиц с нарушениями слуха, создания условий, содействующих их социализации и др.
|
Комплексный характер ППС содействует консолидации усилий специалистов и семей в направлении оказания обучающимся с нарушениями слуха персонифицированной специализированной помощи, удовлетворения ООП, обогащения социокультурного опыта и практик социально-коммуникативного взаимодействия.
2.2.2. Организация пространственно-временной среды
Организация пространственно-временной среды, отвечающей ООП обучающихся с нарушениями слуха, требует реализации комплекса психолого-педагогических и материально-технических условий. Требования к пространственно-временной среде обусловлены нормативами, закрепленными законодательно – на федеральном уровне. Также данные требования подлежат отражению в локальных актах организации, подготовка которых осуществляется с учетом структуры нарушения и ООП обучающихся с нарушениями слуха.
В частности, в образовательном процессе следует руководствоваться установленными санитарно-гигиеническими нормами, распространяющимися на социально-бытовые условия.
Обучающиеся с нарушенным слухом должны располагать беспрепятственным доступом к информации, к объектам, составляющим инфраструктуру образовательной организации[3].
Необходимо обеспечивать размещение (в печатной и/или электронной форме) текстовых материалов, которые отражают информацию, касающуюся потенциальных опасностей, изменений режима обучения.
Одно из важных требований – наличие в здании комфортных специальных кабинетов, которые предназначаются для проведения занятий, реализуемых по ПКР. Также имеется необходимость в иных помещениях (кабинетах/комнатах), для реализации мероприятий в ходе ВД.
Помещения, предназначенные для осуществления образовательно-коррекционной работы, должны быть в достаточной мере освещены, чтобы обучающиеся с нарушениями слуха имели возможность четко воспринимать лица говорящих людей, их артикуляцию.
Кроме того, важно обеспечить возможность восприятия обучающимися на слухозрительной основе устной речи учителей и одноклассников. Это требует верного размещения в классе пары (рабочего стола). Оптимальной следует считать расстановку парт полукругом[4] – в классах с сокращенной наполняемостью (при реализации АООП ООО по вариантам 1.2, 2.2.1, 2.2.2).
С учетом рекомендаций, вырабатываемых врачом-сурдологом (на основе сетевого взаимодействия) и учителем-дефектологом (сурдопедагогом) предусматривается применение ЗУА коллективного пользования. В данной связи важно учесть особенности размещения ЗУА с позиций обеспечения комфорта осуществления учебной деятельности. Так, обучающиеся с нарушениями слуха должны иметь возможность свободно перемещаться по классу. Кроме того, на их рабочих столах должно быть достаточно рабочего места для выполнения той или иной деятельности.
Следует предусмотреть оснащение рекреаций, актового зала и иных помещений, предназначенных для проведения коллективных мероприятий, беспроводной аппаратурой коллективного пользования. Данная аппаратура способствует восприятию обучающимися музыки и иных неречевых звучаний.
Для полноценной реализации образовательно-коррекционного процесса на всем его протяжении, а также во внешкольное время нужно предусмотреть (с учетом рекомендаций сурдолога и сурдопедагога) использование обучающимися ИСА и/или КИ.
Организация должна располагать (в достаточном количестве) специальными сурдотехническими средствами, в т.ч. визуальными приборами, предназначенными для реализации коррекционной работы над произношением, а также специализированными компьютерными программами.
Особенности организации временного режима обучения
Специфика организации временного режима обучения отражается в графике учебного процесса и в учебном плане.
Реализуемый образовательной организацией учебный план/учебные планы должен обеспечивать выполнение гигиенических требований, предъявляемых к режиму образовательного процесса (в соответствии с СП 2.4.3648-20)[5].
Подготовка расписания осуществляется с учетом изменения уровня работоспособности обучающихся – в течение учебного дня и недели. Не допускается перегрузка обучающихся. Составляя расписание, важно обеспечивать равномерное распределение времени в течение учебной недели, которое предусматривается на занятия в рамках коррекционно-развивающих курсов.
На уроках предусматривается проведение физминуток/динамических пауз, зарядки для глаз, чем обеспечивается соблюдение охранительного режима, в т.ч. возможность снятия/профилактики психоэмоционального, зрительного напряжения.
2.2.3. Специальные приемы обучения. Адаптация и особенности организации системы оценивания образовательных достижений
Специальные приемы обучения
В образовательной работе с обучающимися с нарушенным слухом, получающими образование на уровне ООО, используются различные методы, методические приемы и средства. Необходимость их использования обусловлена структурой нарушения, характером вторичных отклонений, ООП обучающихся. К числу данных методов, приемов и средств относятся следующие:
– аналитико-синтетический концентрический метод обучения произношению;
– использование артикуляционных профилей для коррекции произношения звуков речи, устранения дефектных замен;
– использование устно-дактильной речи в качестве вспомогательного средства, «обходного пути» обучения;
– упражнения, предусматривающие чтение слов с их разложением на части;
– чтение предложений с постепенным наращиванием их длины (от двусловных к многословным, включающим второстепенные члены);
– самостоятельная расстановка надстрочных знаков с последующим чтением речевого материала, а также чтение предложений и текстов без опоры на надстрочные знаки;
– выполнение речевой (фонетической) зарядки и др.
Ряд специальных приемов обучения, уместных для использования в образовательно-коррекционном процессе на уровне ООО, указан в разделе 2.
Адаптация и особенности организации системы оценивания образовательных достижений
Образовательной организацией самостоятельно осуществляется проектирование «Положения об оценке образовательных достижений обучающихся с нарушениями слуха».
Основным объектом системы оценки, в частности, ее содержательной и критериальной базы, выступают требования ФГОС ООО. При этом конкретизация данных требований отражается в планируемых результатах освоения обучающимися с нарушениями слуха АООП ООО.
Образовательной организацией осуществляется описание особенностей проведения, а также специфики содержания различных мониторинговых мероприятий, в числе которых стартовая, текущая, тематическая, рубежная, промежуточная диагностика, итоговая оценка достигнутых обучающимися с нарушениями слуха результатов по учебным предметам и коррекционно-развивающим курсам, не выносимым на ГИА.
Также образовательная организация, руководствуясь ООП обучающихся с нарушениями слуха, учитывая особенности их познавательной сферы, осуществляет разработку диагностического инструментария для всех видов диагностических процедур.
Определенную специфику имеет оценка личностных результатов (ЛР), формируемых у обучающихся в ходе всего образовательного процесса, включая ВД, в т.ч. коррекционные курсы. Основным объектом оценки ЛР выступает сформированность УУД. Они представлены в виде комплекса блоков.
В число упомянутых блоков входят:
– сформированность основ гражданской идентичности личности;
– сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, в т.ч. в соответствии с ограничениями, вызванными нарушением слуха, достижениями в освоении устной речи;
– сформированность социальных компетенций, в т.ч. правосознания, ценностно-смысловых установок и моральных норм, опыта межличностных и социальных отношений (включая отношения со слышащим окружением).
ЛР обучающихся с нарушениями слуха итоговой оценке не подлежат. Оценку данных результатов реализуют в процессе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.
В рамках внутришкольного мониторинга для оптимизации личностного развития обучающихся с нарушениями слуха целесообразно обеспечивать оценку сформированности отдельных ЛР, касающихся:
– соблюдения норм поведения, которые установлены в организации;
– участия в общественной жизни ближайшего социального окружения;
– ответственности за достигнутые образовательные результаты, в т.ч. по ПКР;
– способности осуществлять выбор личной образовательной траектории, в т.ч. профессии – в соответствии с собственными возможностями и ограничениями;
– ценностно-смысловых установок обучающихся, формируемых средствами дисциплин и курсов по ПКР.
Участие во внутришкольном мониторинге принимают представители администрации образовательной организации, классные руководители, воспитатели, тьюторы.
Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов (МР) обучающихся с нарушениями слуха находит выражение в их готовности и способности к
– овладению знаниями, включая их самостоятельное пополнение, перенос и интеграцию;
– работе с информацией;
– сотрудническим отношениям и коммуникативному взаимодействию не только с лицами с нарушениями слуха, но и со слышащими: с применением средств общения, которые доступны партнерам по коммуникции – словесной речи (включая устную, устно-дактильную, письменную) и жестовой;
– решению проблем, которые имеют для обучающихся с нарушенным слухом личностную и социальную значимость;
– использованию ИКТ;
– самоорганизации, рефлексии.
Оценка достижения обучающимися МР возлагается на администрацию образовательной организации и осуществляется ею в рамках внутреннего мониторинга.
Основной процедурой итоговой оценки достижения МР является защита итогового индивидуального проекта. В этой связи образовательной организацией разрабатывается положение «Об организации проектной деятельности обучающихся с нарушениями слуха». Также педагогическим коллективом разрабатываются критерии оценки проектной деятельности (с учетом ООП обучающихся с нарушениями слуха) с выделением 2-х уровней (базового и повышенного) сформированности навыков проектной деятельности.
Руководитель проекта, подготавливая отзыв, помимо прочего обязательно отражает самостоятельность в использовании обучающимся с нарушенным слухом словесной речи (устной и письменной).
Оценка предметных результатов обучающихся с нарушениями слуха по учебным дисциплинам, входящим в 7 предметных областей, осуществляется с учетом их ООП, особенностей учебно-познавательного развития, слухоречевых возможностей.
Особое место в системе оценочных процедур, организуемых образовательной организацией, занимает стартовая (входная) диагностика.
Учителями на каждом году обучения на уровне ООО организуется и проводится стартовая диагностика для установления готовности обучающихся к освоению отдельных учебных дисциплин, а также содержания обязательного курса по ПКР «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи». Результаты диагностики данного вида представляют собой основу для определения средств коррекционно-педагогического воздействия и выбора методических приемов обучения – в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся с нарушенным слухом.
Результаты текущей диагностики представляют собой основу для обеспечения индивидуализации образовательно-коррекционного процесса, для установления направленности и определения содержания курсов по ПКР, для выбора приемов психолого-педагогического воздействия и технологий обучения.
Тематическая диагностика предстает в качестве процедуры оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предметам, фиксируемых в учебных методических комплектах, рекомендованных профильным Министерством РФ. Представленные в этих комплектах контрольно-измерительные материалы (КИМ) допускается адаптировать с учетом ООП обучающихся с нарушениями слуха, особенностей их слухоречевого и познавательного развития.
Адаптация КИМ находит выражение в использовании знакомого обучающимся с нарушенным слухом речевого материала, в упрощении синтаксических конструкций со сложной структурно-семантической организацией, в сокращении объема видов деятельности, заданий, речевого материала. Не допускается организация и проведение контрольной работы исключительно в виде теста. Тестовые задания могут быть структурным компонентом контрольной работы, составляя не более 50% от ее общего объема. Предпочтительными являются контрольные работы, требующие формулировки обучающимися связных высказываний, выполнения освоенных вычислительных действий и т.п.
Результаты тематической оценки есть основание для индивидуализации и коррекции образовательного процесса.
В рамках коррекционно-развивающих курсов по ПКР «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» и «Развитие учебно-познавательной деятельности» текущий учет достижения обучающимися планируемых ЛР, МР и предметных результатов осуществляется на каждом занятии.
В ходе рубежной диагностики, реализуемой по итогам учебных четвертей, обязательным является мониторинг, в ходе которого производится проверка восприятия обучающимися на слух и воспроизведения тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а также лексики по организации учебной деятельности.
Проводят такую проверку совместными усилиями учителя-предметники и сурдопедагоги.
Сведения, отражаемые в портфолио обучающегося, применяются в последующем с целью выработки рекомендаций относительно определения ИОМ на уровне среднего общего образования (СОО). Кроме того, данные сведения могут быть отражены в характеристике обучающегося.
Отбор размещаемых в портфолио материалов осуществляют совместными усилиями обучающегося (с учетом его мнения, согласия), классного руководителя, родителей/законных представителей, а также (при необходимости и наличии) воспитателя, тьютора.
Промежуточная аттестация организуется в конце каждой учебной четверти и учебного года в целом по каждой изучаемой дисциплине. Порядок проведения промежуточной аттестации установлен ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 58) и иными актами.
Государственная итоговая аттестация – обязательная процедура, завершающая освоение АООП ООО, реализуемая в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием КИМ. Подготовка КИМ осуществляется с учетом ООП обучающихся с нарушениями слуха.
По завершении обучения на уровне ООО предусматривается подготовка характеристики на обучающегося, в которой следует отразить информацию относительно его образовательных достижений по освоению ЛР, МР и предметных результатов; сведения о достижениях в плане владения словесной речью, включая способность к ее восприятию и воспроизведению. Отмечается и состояние навыков устной коммуникации. Также в характеристике целесообразно представить педагогические рекомендации относительно выбора ИОМ на уровне СОО – в соответствии с выявленными проблемами и достижениями обучающегося с нарушением слуха, выбранными им направлениями профильного образования. Рекомендации доводят до сведения выпускников и их родителей/законных представителей.
[1]Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
[2] Пункт 13 статьи 59 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. ФЗ от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
[3] Ст. 14 и 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.
[4] Исключение могут составлять рабочие места обучающихся на уроках технологии, информатики и др., в т.ч. внеурочных занятиях/курсах, при специальном зонировании образовательного пространства при размещении обучающихся на этапах объяснения заданий и коллективном обсуждении их выполнения с учетом обеспечения восприятия устной речи учителя (других педагогических работников) и одноклассников на слухозрительной основе (при использовании ЗУА).
[5] СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28).