Какими бывают средства коммуникации?
Все символические средства общения, используемые детьми (и с детьми), имеющими нарушения развития, разделяются на три большие группы [11, 12].
Первая группа – это «естественные» средства общения, то есть, те, которыми человечество пользуется на протяжении многих веков и которые ребенок может освоить, подражая своим близким. К ним относятся устная речь и жестовый язык.
Вторая группа – это специальные средства общения, которые представляют собой другие коды для словесной письменной речи. Они повторяют строятся по правилам орфографии и требуют обучения. К специальным средствам общения относят, например, дактилологию для неслышащих и тактильную дактилологию для слепоглухих, шрифт Брайля для незрячих, азбуку Лорма для слепоглухих, таблицы с алфавитом для людей с двигательными и речевыми нарушениями или с аутизмом.
Третья группа – это альтернативные средства коммуникации, представляющие собой символы, не являющиеся словами. К альтернативным средствам общения принято относить следующие типы символов [3, 10, 13]:
Реальные предметы (рис. 1) – то, с чем ребенок имеет дело в повседневной жизни. Самостоятельно или с помощью взрослых ребенок осваивает способы обращения с каждым предметом, осознает его назначение, а также связывает предмет с той ситуацией, в которой этот предмет присутствует. Таким образом, формируются непосредственное представление о предмете и обобщение способа действия с предметами одного класса как основа для появления понятий языка.
Рисунок 1. Предметы-символы
Репрезентативные предметы (рис. 2) – уменьшенные модели предметов, передающие его форму, объем, цвет, фактуру, воспринимаемую тактильно и зрительно.
Рисунок 2. Репрезентативные предметы
Фотографии и реалистичные изображения предметов в рисунке (рис. 3) – зрительно воспринимаемые образы предметов без возможности воспроизвести с ними реальные действия. Этот тип символа содержит такие значимые характеристики предмета, как цвет, пропорции и переданная визуально фактура, поскольку вещи, сделанные из различных материалов, выглядят на фото и на реалистичных рисунках по-разному. Если ребенок узнает такие картинки, то ему можно сообщать о чем-либо, используя символы такого типа в сопровождении словесной и/или жестовой речи. Незрячие дети могут узнавать барельефы.
Рисунок 3. Примеры фотографических символов и барельефов
Условные (контурные) изображения предметов, или пиктограммы (рис. 4) – также зрительно воспринимаемые образы предметов, но содержащие лишь самые обобщенные их характеристики – форму и пропорции. Это более высокий уровень символизации, чем реалистичное изображение, но менее сложный, чем письменное слово. Условные изображения легче изготовить и пополнять их запас, чем реалистичные картинки. Следует отметить, что этот уровень символизации используется как основной с теми детьми, которые не только самостоятельно не используют, но и не понимают устную и письменную речь. Для незрячих могут использоваться плоские изображения, воспринимаемые тактильно.
Рисунок 4. Примеры пиктографических символов
Тем не менее, условные изображения, так же, как и символы всех предыдущих уровней, призваны не заменить словесную речь, а быть ступенью на пути овладения ею и должны сопровождаться языковыми средствами общения.
Жест – известный ребенку знак жестового языка или другой, предложенный самим ребенком или его родителями жест, постоянно используемый им и его окружением в одних и тех же ситуациях. Жестами можно пользоваться как с глухими, так и со слепоглухими, которые «читают» жесты способом «рука на руке». Жесты как отдельные мануальные знаки нужно отличать от понятия жестовый язык, который мы относим к естественным средствам общения и который представляет собой сложную лингвистическую систему, обладающую собственной лексикой и грамматикой [5].