3. Особенности реализации коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» в основной школе
Целью курса является оптимизация зрительных возможностей и повышение качества обработки зрительной информации в условиях нарушенного зрения.
Набор формируемых компенсаторных умений и навыков определяются результатами освоения коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия», пройденного на этапе начальной школы. Например, в основной школе может быть продолжена работа по формированию навыков зрительного обследования предмета и изображения, определения удаленности объектов в пространстве, построения причинно-следственных связей на основе зрительной информации, зрительного контроля и т.д.
Примерный перечень задач, которые могут решаться на этапе основной школы, включает в себя:
- развитие и коррекция функций зрительного восприятия в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей обучающегося (офтальмологический диагноз, индивидуальный опыт, запас зрительных представлений);
- обучение приемам рационального использования нарушенного зрения в учебно-познавательной, ориентировочно-поисковой и предметно-практической деятельности;
- совершенствование навыков анализа и синтеза зрительной информации, развитие наглядно-образного мышления;
- охрана и профилактика снижения зрения.
Курс реализуется во внеурочное время в соответствии с индивидуальным учебным планом слабовидящего обучающегося. В зависимости от индивидуальных потребностей обучающегося на освоение курса в 5-7 классах может отводиться до 2 часов в неделю, во всех последующих – 1 час в неделю.
Входная диагностика должна быть направлена на выявление уровня развития основных функций зрения: информационно-познавательной, поисково-ориентировочной, контролирующей и регулирующей. Для этих целей может быть использован комплекс диагностических заданий, разработанный М. М. Безруких адаптированный с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся Г. В. Никулиной, Е. В. Замашнюк [10], либо ускоренная диагностика, предложенная в данном пособии. Для ее проведения потребуется сюжетная картина, лист белой бумаги, карандаш или фломастер, карточка с изображением букв на зашумленном фоне, карточки с предметными изображениями, выполненными сплошными и точечными линиями, моток атласной ленты, различные препятствия (стулья, столы, пуфы, гимнастические скамейки, ортопедические полусферы и т.п.). «Ориентир», карточки с заданиями,
В первом диагностическом задании обучающемуся предлагается рассмотреть картину К.А. Зеленцова «В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях», на которой в соответствии с правилами трехмерной перспективы изображена меблированная комната. Обучающемуся нужно зрительно обследовать картину и ответить на следующие вопросы:
- Что изображено на картине?
- Есть ли в комнате окна?
- Сколько в комнате дверей?
- Чем украшены дверные проемы?
- Какие предметы мебели присутствуют на картине? Какой они формы?
- Какую форму имеет диван на картине? Какую форму он имеет в действительности?
- В какой цвет окрашены шторы, висящие на окнах?
- Какой предмет на картине имеет самый маленький размер?
Задание считается выполненным, если получены ответы не менее, чем на 6 вопросов.
В рамках второго задания обучающийся должен нарисовать план комнаты, изображенной на рассмотренной картине. Задание считается выполненным, если обучающийся правильно отразил в плане взаимное расположение окон, дверей и предметов мебели и использовал для их обозначения геометрические фигуры, соответствующие их реальной форме.
В третьем задании обучающемуся необходимо найти на зашумленном фоне 5 букв и составить из них слово. Задание признается выполненным, если найдено 4 из 5 букв.
В четвертом задании обследуемому надлежит обвести по точкам предметное изображение. Для этого педагог кладет перед обучающимся карточку с соответствующим изображением, выполненным сплошными линиями, и просит определить, какой предмет на ней нарисован. Затем обучающемуся предъявляется изображение, состоящее из точечных линий, которое необходимо обвести карандашом или фломастером. Задание считается выполненным, если прочерченные линии не прерываются и не отклоняются от исходных точек более, чем на 5 мм.
В пятом задании обучающегося приводят в просторное помещение, на полу которого в хаотичном порядке расставлены разнообразные препятствия (стулья, столы, пуфы, гимнастические скамейки, ортопедические полусферы и т.п.). Педагог просит обучающегося зрительно обследовать помещение и вручает ему моток атласной ленты шириной 5 см, контрастной по отношению к напольному покрытию. Обследуемый должен при помощи яркой ленты построить маршрут из одного конца помещения в другой, а затем пройти по нему, ступая ногами по ленте и не задевая препятствия. Задание признается выполненным, если обучающийся не задел ни одно из препятствий и не отошел от ленты более, чем на 3 см.
Оценка результатов осуществляется путем подсчета количества правильных ответов и действий и анализа ошибок, допущенных обучающимся. Результаты оцениваются, исходя из следующих критериев:
- 80-100% правильно выполненных заданий - высокий уровень развития зрительного восприятия (учащийся самостоятельно выполняет задания и не нуждается в помощи со стороны педагога;
- 50-70% правильно выполненных заданий - средний уровень развития зрительного восприятия (учащийся допускает отдельные ошибки, нуждается в помощи педагога в виде наводящих вопросов);
- 0-50% правильно выполненных заданий - низкий уровень развития зрительного восприятия (учащийся допускает множество ошибок, помощь в виде наводящих вопросов не приносит должного результата).
По итогам диагностики определяется уровень развития зрительного восприятия каждого конкретного обучающегося и разрабатывается индивидуальная программа работы с ним.
Основные направления работы в рамках курса ориентированы на развитие осмысленности восприятия и повышения продуктивности использования нарушенного зрения в учебной деятельности, пространственной ориентировке и самообслуживании. К приоритетным направлениям работы по развитию зрительного восприятия в основной школе относятся:
- Осознание обучающимися собственных зрительных возможностей и ограничений;
- Обучение приемам использования тифлотехнических средств;
- Развитие регулирующей и контролирующей функции зрения.
- Развитие ориентировочно-поисковой функции зрения.
- Развитие информационно-познавательной функции зрения.
Первое направление предполагает формирование у обучающихся понимания индивидуальных особенностей своей зрительной системы, прогнозирование ситуаций, могущих вызвать затруднения, поиск путей их преодоления, а также формирование навыков контроля за состоянием собственного зрения. Это необходимо, поскольку большинство слабовидящих обучающихся в этом возрасте имеет весьма смутное представление об отличиях собственной зрительной системы от зрения нормально видящих людей и зачастую идеализирует свои зрительные возможности. Образовательное пространство в большинстве специализированных школ спроектировано таким образом, чтобы минимизировать трудности обучающихся с сделать пребывание в школе максимально комфортным. педагоги же предпочитают тактично обходить эти вопросы, полагая, что их обсуждение может задеть или ранить самолюбие детей.
В первую очередь тифлопедагог должен четко выяснить и наглядно представить себе зрительные возможности каждого обучающегося. Для этого нужно обратиться за консультацией к школьному врачу-офтальмологу, а также использовать симулятор, позволяющий увидеть окружающее пространство и предметы так, как их воспринимает ребенок. Симуляторы могут быть представлены в виде специальных очков с различными стеклами или воронками; мобильного приложения, трансформирующего изображение, полученное при помощи камеры смартфона в соответствии с особенностями зрительного восприятия при том или ином заболевании; фотографий или видеозаписи, обработанных средствами фоторедактирования. Затем следует в форме индивидуальной беседы обсудить эти особенности с обучающимся. Далее нужно смоделировать те ситуации, которые неизбежно вызывают трудности у людей с аналогичным офтальмологическим диагнозом, чтобы обучающийся на собственном опыте убедился в наличии подобных проблем. На заключительном этапе необходимо предложить конкретные пути их решения и отработать соответствующие компенсаторные способы действия. Например, обучающимся с нарушениями цветоощущения при переходе через дорогу следует смотреть не на светофор, а на проезжую часть и отслеживать момент, когда пространство слева и справа от пешеходного перехода заполнится автомобилями, которые будут стоять неподвижно. Учащемуся, который не видит свет светофора, расположенного на противоположной стороне дороги, нужно наблюдать за светофором, стоящим непосредственно около него и ожидать момент появления красного света (этот прием возможен только на дороге с простой организацией движения, а не на перекрестках). Ребенку, имеющему нарушения темновой адаптации, надо в темное время суток учиться ориентироваться по свету, исходящему из окон, и бликам на асфальте. Слабовидящему, плохо адаптирующемуся к изменению уровня освещенности, следует хорошо изучить входную группу зданий, в которые он часто заходит, так как при переходе с улицы в помещение он в течение нескольких минут почти ничего не видит. В такие моменты целесообразно выбрать безопасное место в тамбуре или вестибюле, где можно постоять до тех пор, пока глаз не адаптируется к новым условиям. Кроме того, каждый обучающийся должен знать максимально допустимую для него продолжительность зрительных нагрузок и способы снятия зрительного утомления.
Второе направление предполагает обучение пользованию различными тифлотехническими средствами, такими как лупы, монокуляры, видеоувеличители, компьютеры с программами экранного увеличения. Необходимо ознакомить обучающихся со строением, назначением и приемами использования каждого прибора, а затем закрепить их при помощи практических упражнений.
Лупы - это оптические системы, позволяющие увеличивать изображения в пределах от 1,5 до 12 x. Лупы предназначены для выполнения зрительных задач на близком расстоянии. Чаще всего в практике используются ручные лупы, лупы на подставках и накладные лупы. Ручные лупы заключены в оправу, которая имеет ручку для удобства их удержания. В отличие от других моделей, они отличаются компактностью и малым весом. Однако пользование ими вызывает определенные трудности, связанные с подбором фокусного расстояния, синхронным перемещением лупы и взора, необходимостью долгое время удерживать устройство в одном и том же положении. Накладные лупы представляют собой линзы, которые крепятся к оправе очков. Подобный тип крепления максимально сокращает расстояние от глаза до линзы, что обеспечивает наибольшее поле обзора. Кроме того, пользователь такой лупы имеет возможность задействовать обе руки для выполнения каких-либо операций. Недостатком таких луп является необходимость близко подносить лицо к рассматриваемому объекту, что зачастую приводит к быстрому мышечному утомлению. Лупы на штативах крепятся к специальным подставкам, которые имеют регулировку высоты и угла наклона. В отличие от ручных и накладных луп, такие модели характеризуются гораздо большим полем обзора. Штатив позволяет зафиксировать лупу в удобном положении и освободить руки для слежения по строке или выполнения каких-либо операций. Кроме того, многие модели имеют встроенную подсветку, которая значительно улучшает условия зрительной работы.
Монокуляр - это компактная зрительная труба, увеличивающая изображение в пределах от 2 до 10 x. Внешне монокуляр выглядит как небольшая трубка, один конец которой помещается непосредственно перед глазом наблюдателя, а другой направляется на объект обследования. На внешней поверхности трубки расположено кольцо регулировки, которое позволяет менять положение стёкол внутри объектива и за счет этого настраивать прибор в соответствии с индивидуальными особенностями зрительной системы наблюдателя. Сбоку имеется кольцеобразная ручка, которая служит для удержания прибора в удобном положении. Монокуляры предназначены для зрительного обследования объектов, находящихся на расстоянии более 5 м. Их удобно использовать для чтения текста с доски, рассматривания вывесок, информационных табличек, знаков дорожного движения и обследования большого открытого пространства.
Электронные видеоувеличители - это высокотехнологичные устройства на основе видеокамеры, которые позволяют увеличивать изображения в диапазоне от 2 до 77 x и оптимизировать условия их восприятия. Видеокамера захватывает изображение, которое затем обрабатывается при помощи встроенного программного обеспечения и отображается на дисплее в увеличенном виде. В отличие от обычных луп, видеоувеличители имеют функцию автофокуса, благодаря которой изображение воспроизводится в правильной проекции независимо от расстояния до объекта и угла наклона объектива камеры. Кроме того, они имеют встроенную подсветку, возможность выбора цветового режима отображения, а также регулировку яркости, контрастности и уровня увеличения. Существуют ручные, портативные и стационарные видеоувеличители.
Ручные видеоувеличители представляют собой компактное устройство со встроенным дисплеем с диагональю от 3,5 до 7 дюймов, по периметру которого расположены клавиши управления. В процессе работы такие устройства удерживают в руках, ставят на подставку или кладут прямо на печатный текст. В подобных моделях предусмотрена возможность выбора цветового оформления текста и фона (черный на белом, белый на черном, зеленый на черном, желтый на синем и т.д.), режим повышенной контрастности, дискретное управление увеличением (3 значения) и функция стоп-кадра. Функция стоп-кадра служит для того, чтобы получать снимки с изображениями предметов, находящихся в местах, не удобных для наблюдения (счетчики воды, газа и электроэнергии, ценники на верхних и нижних полках в супермаркете, таблички с номерами кабинетов на дверном полотне и т.п.). Основное преимущество ручных видеоувеличителей заключается в возможности ношения в кармане или дамской сумке, а недостатки - в ограниченности функционала, небольшом поле обзора и необходимости перемещать устройство по странице.
Стационарные увеличители представляют собой большой монитор, над которым или под которым расположена видеокамера, передающая изображение на экран. Под камерой установлен подвижный столик, который перемещается в двух направлениях и позволяет последовательно просматривать печатный текст или иллюстрации. Существуют отдельные модели стационарных видеоувеличителей, которые представляют собой небольшую приставку для компьютера. Они не имеют собственного дисплея и выводят изображение на монитор компьютера. Большинство стационарных увеличителей, помимо чтения текста, позволяют выполнять какие-либо операции под зрительным контролем, рассматривать собственное лицо и обследовать предметы, расположенные вдали. В отличие от ручных моделей, они обладают более широким спектром настроек яркости, контрастности, цветовой гаммы, а также плавной регулировкой увеличения. В них также предусмотрены функции линейки и маски. Первая позволяет подчёркивать читаемую строку сплошной толсто линией. Вторая затеняет весь окружающий текст за исключением читаемой строки. Режим стоп-кадра в таких моделях даёт возможность фотографировать объекты с минимальным увеличением, а затем просматривать изображение в увеличенном виде. Подобные увеличители позволяют также сохранять изображения и переносить их на компьютер или телевизор с большим экраном. Наиболее высокотехнологичные модели увеличителей оснащены функцией чтения текста при помощи синтезатора речи, что делает работу с ними максимально удобной и комфортной. Такая модификация даёт пользователю возможность воспринимать информацию при помощи слуха и зрения одновременно, что значительно снижает нагрузку на зрительный анализатор.
Портативные увеличители представляют собой промежуточный вариант между ручными и стационарными моделями. Чаще всего они обладают расширенным функционалом, присущим стационарным увеличителям, но при этом достаточно компактно складываются, что позволяет перемещать их в специальном кейсе.
Программы экранного увеличения - это цифровые продукты, которые позволяют оптимизировать работу слабовидящего человека с компьютером. Наиболее удобными и распространенными программами такого рода являются «Zoom Text» и «Magic». Данные приложения увеличивают и преобразуют изображение на экране компьютера в соответствии с индивидуальными потребностями пользователя. Они имеют несколько режимов отображения интерфейса компьютера: полноэкранное увеличение, совмещение, наложение, линза. Как и видеоувеличители, они дают возможность выбора уровня увеличения, яркости, контрастности и цветового оформления. Кроме того, в них предусмотрена функция изменения формы, цвета и размера текстового курсора и указателя мыши.
После знакомства со строением, принципами управления и функционалом вышеуказанных тифлотехнических средств можно предложить учащимся упражнения, направленные на формирование навыков решения зрительных задач с их использованием. Предварительно необходимо подобрать и настроить тифлотехнические средства в соответствии со зрительными возможностями каждого обучающегося. Предлагаемые упражнения должны носить практико-ориентированный характер и способствовать применению данных устройств в повседневной жизни и учебной деятельности, например:
- При помощи лупы прочитать оглавление книги и открыть нужную главу;
- При помощи лупы рассмотреть иллюстрацию и ответить на вопросы;
- При помощи ручного видеоувеличителя рассмотреть маркировку кнопок на любом бытовом приборе (микроволновая печь, стиральная машина, мультиварка и т.д.);
- При помощи ручного видеоувеличителя прочитать чек, выданный в магазине, и проверить правильность начисления стоимости товаров;
- При помощи ручного видеоувеличителя прочитать инструкцию к лекарственному препарату и выяснить способ его применения;
- При помощи ручного видеоувеличителя сфотографировать номер кабинета, расположенный на дверном полотне, а затем прочитать его;
- При помощи ручного видеоувеличителя сфотографировать картинку с кодом, который необходимо ввести при регистрации на сайтах, и прочитать его;
- ;При помощи стационарного видеоувеличителя с функцией линейки прочитать текст и составить список ключевых слов;
- При помощи стационарного увеличителя с функцией маски прочитать статью из газеты и пересказать ее;
- При помощи стационарного видеоувеличителя с функцией чтения прочитать текст и ответить на вопросы;
- При помощи стационарного видеоувеличителя рассмотреть фотографию и описать внешность человека, который на ней изображен;
- При помощи стационарного видеоувеличителя заполнить адрес на конверте;
- При помощи стационарного видеоувеличителя почистить ногти и аккуратно подпилить их;
- При помощи стационарного видеоувеличителя вышить 3 крестика на канве или вафельном полотенце;
- При помощи стационарного видеоувеличителя аккуратно накрасить губы губной помадой;
- При помощи стационарного видеоувеличителя прочитать на доске математический пример и решить его;
- При помощи стационарного видеоувеличителя рассмотреть расположенную на доске географическую карту и найти на ней определенный объект;
- При помощи стационарного видеоувеличителя сфотографировать стенд, прочитать размещенную на нем информацию и ответить на вопросы;
- При помощи стационарного видеоувеличителя сфотографировать календарь, висящий на стене, и определить, каким днем недели будет 1 апреля;
- При помощи программы экранного увеличения прочитать текст и исправить в нем ошибки;
- При помощи программы экранного увеличения выбрать и отметить картинки, на которых изображены светофоры, для прохождения регистрации на сайте;
- При помощи монокуляра рассмотреть картину, висящую на стене;
- При помощи монокуляра прочитать расписание автобусов и определить время ближайшего рейса в нужный населенный пункт;
- При помощи монокуляра проследить прямые, ломаные и волнистые линии, нарисованные на доске;
- При помощи монокуляра обследовать противоположную сторону улицы и найти киоск «Роспечать»;
- При помощи монокуляра прочитать вывеску магазина;
- При помощи монокуляра прочитать табличку с номером дома;
- При помощи монокуляра проследить за перемещением человека;
- При помощи монокуляра определить номер подъезжающего автобуса.
Следующее направление предполагает развитие информационно-познавательной функции зрения. Данное направление предполагает выполнение мыслительных операций на основе зрительного восприятия (сравнение по визуальному признаку, зрительный анализ и синтез, установление причинно-следственных связей на основе зрительной информации и т.д.). Педагог может использовать наиболее сложные задания из курса начальной школы, вызывающие затруднения у обучающегося, либо предложить практико-ориентированные упражнения, учитывающие интересы и потребности конкретного ученика. Примерный перечень таких упражнений может включать в себя следующее:
- Рассмотреть фотографию бракованного товара и определить, в чем заключается его дефект;
- Найти на предложенных фотографиях знаменитые достопримечательности, опираясь на их словесное описание;
- Выбрать из нескольких предложенных йогуртов с заклеенными надписями йогурт со вкусом клубники;
- Выбрать из предложенных фотографий фото букетов, включающих в себя лилии;
- Составить из предложенных вариантов одежды комплект для посещения театра / деловой встречи / пикника на природе, выполненный в теплых / холодных тонах;
- Составить из предложенных вариантов обоев, напольного покрытия, штор, мебели дизайн комнаты для своей подруги так, чтобы он соответствовал ее любимым цветам;
- Решить детективную задачу при помощи иллюстрации, то есть по деталям изображения найти улики и определить преступника;
- Определить, кто живет в комнате, на основании анализа ее фотографии;
- Рассмотреть одну из матриц, входящих в состав диагностического комплекта «Прогрессивные матрицы Равенна», выявить и объяснить закономерность, лежащую в ее основе;
- Просмотреть видеоролик без речевого сопровождения и пересказать события, изображенные в нем.
Четвертое направление предполагает развитие поисково-ориентировочной функции зрения. Оно предусматривает совершенствование зрительно-пространственного восприятия, навыков поиска и обнаружения предметов в реальном пространстве и на его фото- и видеопроекциях, а также умения ориентироваться в пространстве на основе информации, поступающей от зрительного анализатора. В рамках данного направления обучающимся могу быть предложены следующие виды упражнений:
- Определить по фотографии незнакомого здания, где находится входная группа;
- Найти на фотографии незнакомого помещения пиктограмму, обозначающую выход из здания;
- Стоя перед зданием школы, определить окно класса, где проходят уроки математики;
- Найти среди автомобилей, припаркованных около магазина, такси;
- Составить схему площади, отображенной на фотографии.
Последнее направление ориентировано на развитие регулирующей и контролирующей функции зрения. Данное направление предполагает выполнение каких-либо предметно-практических действий под зрительным контролем. Педагог может предложить обучающимся следующие виды заданий:
- Сплести из бисера ромашку, опираясь на имеющуюся схему;
- Собрать из электронного конструктора «Знаток» модель вентилятора, опираясь на имеющуюся схему;
- Расставить стулья в вестибюле или другом просторном помещении ровными рядами;
- Разрезать на 8 равных частей праздничный пирог;
- Подшить носовой платок так, чтобы шов четко соответствовал прочерченной линии.
Кабинет, в котором проводятся занятия по курсу «Развитие зрительного восприятия» должен быть оснащен следующими тифлотехническими устройствами:
- лупы различной конструкции, размера и кратности;
- монокуляры различного размера и кратности;
- ручной видеоувеличитель;
- стационарный видеоувеличитель;
- компьютер с программой экранного увеличения «Magic» или «Zoom Text» .
Дидактическое оснащение кабинета формируется в соответствии с конкретными заданиями и упражнениями, которые использует учитель. Все дидактические средства должны полностью отвечать требованиям, предъявляемым к наглядности, рассчитанной на слабовидящих обучающихся: увеличенный размер шрифта и изображений, простая конфигурация букв, повышенный уровень яркости и контрастности, однотонный матовый фон, отсутствие лишних деталей.