ВВЕДЕНИЕ

 Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения. В условиях развитого современного общества, дальнейшего прогресса науки, техники и культуры государство предъявляет все более высокие требования к профессиональной деятельности личности. В связи с этим большое общественное значение приобретает профессиональная ориентация молодежи, которая обеспечивает ей сознательный и рациональный выбор профессии в соответствии с личными возможностями и интересами.

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения умственно отсталых детей наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников СКОУ только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Уровень производственной адаптации умственно отсталых учащихся, а также степень развития их социальных навыков часто не отвечают современным требованиям производства и создают сложности при их трудоустройстве.

Своеобразие интеллектуального и физического развития выпускников с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником. Им очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда и выдержать конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Представления о выбираемой профессии, как правило, носят практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом умственно отсталые школьники отдают явное предпочтение недоступным для них специальностям. Профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки (1). Поэтому, совершенствование форм и методов реабилитации, социально-трудовой адаптации таких детей является одним из важнейших вопросов. Для этого необходимо предварительное изучение всех особенностей развития школьников, имеющих нарушение в интеллектуальном развитии (2-3).

В настоящий момент в России ежегодно лишь 15-20% из числа подростков 16-17 лет, окончивших коррекционные школы, по своим возможностям повысить профессиональную подготовку в системе профессиональных училищ (4). Остальные, как правило, включаются в трудовые коллективы, пополняют ряды безработных и начинают самостоятельную жизнь, зачастую не будучи к ней готовыми, и вследствие этого тяжело адаптируются в окружающей среде и быту. Это обусловливается рядом факторов:

  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
  • неадекватной самооценкой, недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей, способностей при определении профиля и содержания профессии;
  • неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и негативность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с умственной отсталостью. Профориентация является первым этапом профессиональной адаптации, и отсутствие единой системы квалифицированной профориентации и недостаточная разработанность методики профориентации в рамках комплексной работы и целенаправленного трудоустройства лиц с умственной отсталостью приводит к не востребованности данной категории граждан, а также резко снижает их социальную защищенность.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Поэтому профориентационная работа в специальной (коррекционной) школе для детей с интеллектуальными нарушениями должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащегося (5).