III. Особенности содержания Программы коррекционной работы АООП ООО обучающихся с ЗПР
Для успешного освоения АООП ООО, коррекции нарушений и активизации имеющихся ресурсов обучающихся с ЗПР необходима система комплексной помощи, которая реализуется через программу коррекционной работы. Программа коррекционной работы (далее ПКР) предусматривает индивидуализацию психолого-педагогического сопровождения школьника с ЗПР.
Программа ориентирована на развитие потенциальных возможностей подростков с ЗПР, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации. ПКР основного уровня образования опирается на ведущую деятельность подросткового возраста и учитывает особенности психологических новообразований данного возрастного периода.
Содержание программы направлено на коррекцию, преодоление или ослабление основных нарушений познавательного и речевого развития, препятствующих освоению образовательной программы, и социальную адаптацию. В связи с этим в программе находит отражение развитие значимых для обучающихся с ЗПР компетенций коммуникации, необходимых для интеграции в социум, процессов саморегуляции поведения и деятельности, адаптивных форм реагирования в различных жизненных ситуациях с контролем эмоций.
Обучающиеся с ЗПР нуждаются в специальном формировании устойчивой личностной позиции в условиях возможного негативного воздействия микросоциальной среды, в помощи в осознании взаимосвязи общественного порядка и уклада собственной жизни, в сопровождении личностного самоопределения, в помощи в осознании своих трудностей и ограничений, в побуждении запрашивать поддержку у взрослого в затруднительных социальных ситуациях.
Важная роль в ПКР отводится развитию осознанного отношения к учебной и познавательной деятельности как основы выстраивания образовательной перспективы с учетом профессиональных предпочтений обучающихся с ЗПР.
Особое внимание в программе уделяется вопросам формирования у обучающихся с ЗПР жизненных компетенций, способствующих освоению социального опыта и возможности его переноса в реальные жизненные ситуации.
Преемственными линиями ПКР являются продолжение работы по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности, поведения и эмоциональных состояний, особенно в ситуациях коммуникации; расширение навыков конструктивного общения, развитие личностных компетенций; коррекция и развитие приемов мыслительной деятельности и логических операций, дефицитарных познавательных процессов и учебных навыков; коррекция и развитие речевых компетенций, преодоление недостатков письма и чтения.
ПКР неразрывно связана с содержанием программного материала, поддерживает процесс освоения знаний и учебных компетенций.
ПКР основывается на комплексном подходе, предполагающем взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в определении и преодолении/ослаблении трудностей ребенка в обучении, развитии, социализации и социальной адаптации. Работа педагогов и специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога) в тесном сотрудничестве позволяет максимально индивидуализировать содержание образования для каждого ученика, выстроить индивидуальную траекторию его обучения и развития, обеспечивающую компенсацию нарушений.
Программа коррекционной работы основывается на индивидуально-личностном подходе, необходимость которого обусловлена широким диапазоном различий внутри данной нозологической группы, и предусматривает дифференциацию помощи в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.
ПКР позволяет проектировать и реализовывать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения и направлена на предоставление обучающимся с ЗПР специализированной помощи в целях успешной школьной и социальной адаптации, результативного освоения основной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Система комплексной помощи выстраивается на основе реализации психологического, логопедического, дефектологического, социально-педагогического сопровождения.
Система комплексной помощи включает:
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- индивидуализацию содержания специальных образовательных условий;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями;
- организацию групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ЗПР;
- реализацию мероприятий по социальной адаптации учащихся;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи по социальным, правовым и другим вопросам;
- мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Комплексное сопровождение организуется по следующим направлениям: диагностическому, коррекционно-развивающему, консультативному, информационно-просветительскому. Основным направлением является коррекционно-развивающее, предполагающее реализацию коррекционных курсов специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда).