IV. Планируемые результаты коррекционной работы

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы является наличие положительной динамики в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления/ослабления нарушений развития. Конкретные требования к результатам коррекционной работы перечисляются в программах коррекционных курсов специалистов.

Достижение планируемых результатов коррекционной работы обеспечивается посредством мониторинга эффективности созданных в образовательной организации условий и оказываемой комплексной помощи на основе регулярной оценки динамики развития и образовательных достижений, а также с учетом промежуточной аттестации обучающихся с ЗПР.

Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы проводится с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг позволяет не только осуществлять оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и при необходимости вносить коррективы в ее содержание и организацию. Необходимо использовать три формы мониторинга: стартовую, текущую и итоговую диагностику.

Стартовая диагностика позволяет, наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и особенностей обучающихся с ЗПР, определить исходный уровень показателей развития познавательной, эмоциональной, регулятивной, личностной, коммуникативной и речевой сфер, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и социальную адаптацию.

Текущая диагностика проводится в течение всего времени обучения на основном уровне образования. В рамках данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику показателей психологического развития, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы в части освоения коррекционных курсов. Данные экспресс-диагностики становятся ориентировочной основой для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.

Целью итоговой диагностики, приводящейся на заключительном этапе (в конце учебного года, по окончании обучения на уровне основного общего образования), является оценка достижений обучающегося с ЗПР в сравнении с запланированными результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.

Организационно-содержательные аспекты стартовой, текущей и итоговой диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная процедура осуществляется на заседаниях психолого-педагогического консилиума и объединяет всех участников образовательного процесса, сопровождающих обучающегося с ЗПР.

Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.

В случаях отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы, при трудностях освоения АООП ООО и с согласия родителей (законных представителей) обучающегося необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование с целью уточнения или изменения образовательного маршрута.

Показатели результативности коррекционной работы:

  1. Организация системы комплексной помощи, способствующей успешному освоению обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования.
  2. Соответствие требованиям к созданию в образовательной организации условий, способствующих обеспечению доступности и получению качественного основного общего образования обучающимся с ЗПР.
  3. Обеспеченность направлений коррекционно-педагогической работы программами коррекционно-развивающих курсов, способствующих достижению обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов.
  4. Сформированность у обучающихся с ЗПР навыков жизненной компетенции.
  5. Стойкая положительная динамика в развитии познавательной, речевой, эмоционально-личностной, регулятивной и коммуникативной сфер.
  6. Преодоление и / или ослабление нарушений в развитии, препятствующих освоению АООП ООО.

 

Планируемые результаты Программы коррекционной работы в части требований к сформированности навыков жизненных компетенций обучающихся с ЗПР

Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, в том числе:

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся в умении:
  • различать учебные ситуации, в которых обучающиеся способны действовать самостоятельно, и ситуации, в которых следует воспользоваться справочной информацией или другими вспомогательными средствами;
  • принимать решение в жизненной ситуации на основе переноса полученных в ходе обучения знаний в данную ситуацию, восполнять дефицит информации;
  • находить, отбирать и использовать нужную информацию в соответствии с контекстом жизненной ситуации;
  • связываться удобным способом и запрашивать помощь, корректно и точно формулируя возникшую проблему;
  • оценивать собственные возможности, склонности и интересы для самореализации.
  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
  • в готовности брать на себя инициативу в повседневных бытовых делах и брать на себя ответственность за результат своей работы;
  • в умении адекватно оценивать свои возможности применительно к выполняемой деятельности;
  • в принятии на себя обязанностей при участии в повседневной жизни класса;
  • в умении ориентироваться в требованиях и правилах проведения промежуточной и итоговой аттестации;
  • в применении в повседневной жизни правил личной безопасности.
  • Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
  • в обогащении опыта коммуникации подростка, в расширении коммуникативного репертуара и гибкости общения в соответствии с контекстом социально-коммуникативной ситуации;
  • в умении использовать коммуникацию как средство достижения цели;
  • в умении критически оценивать полученную от собеседника информацию;
  • в освоении культурных форм выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
  • в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения понятным для других способом.
  • Развитие способности к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющееся:
  • в умении использовать полученные знания и опыт для безопасного взаимодействия с окружающей средой;
  • в адекватности поведения подростка с точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих;
  • в углублении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватной возрасту подростка;
  • в осознании взаимосвязи общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и школе, в умении придерживаться этого порядка;
  • в развитии активной личностной позиции во взаимодействии с миром, умении адекватно оценить свои достижения;
  • в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей (за исключением асоциальных проявлений);
  • в овладении основами финансовой грамотности.
  • Развитие способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющиеся:
  • в умении регулировать свое поведение и эмоциональные реакции в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса;
  • в освоении необходимых социальных ритуалов в ситуациях необходимости корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, сочувствие, намерение, опасение и др.;
  • в соблюдении адекватной социальной дистанции в разных коммуникативных ситуациях;
  • в умении корректно устанавливать и ограничивать контакт в зависимости от социальной ситуации;
  • в умении распознавать и противостоять психологической манипуляции, социально неблагоприятному воздействию.