В пособии раскрыты основные понятия ранней профориентации, описаны задачи и направления работы. Предложен диагностический инструментарий для постановки целей и фиксации результатов ранней профориентации детей с ОВЗ. Пособие адресовано педагогам общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, может быть полезно родителям.
Введение
Вопросы профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации не теряют своей актуальности уже долгое время. По данным Федерального реестра инвалидов на 01.03.2020 в России насчитывается 3 442 605 чел, в том числе 693,011 тысяч детей-инвалидов. Стабильную работу (не менее четырех месяцев в году) имеют лишь 26,48 % инвалидов трудоспособного возраста, 911 657чел. Быстрое изменение перечня профессий и запросов рынка труда в связи с технологическими и социальными изменениями приводит к ситуациям, когда раннее востребованные профессии перестают быть актуальными. В этих условиях профессиональная ориентация как помощь в ознакомлении с доступным ассортиментом профессий и выбор вектора профессионального развития в каком-либо одном направлении зачастую несостоятельна. Актуальная необходимость формирования способности самостоятельно определять профессиональный путь в условиях резкой смены социально экономических запросов определяет необходимость обращения к психологическим – эмоциональным и мотивационным составляющим профессиональной ориентации. А формирование данных компонентов необходимо начинать как можно раньше, что определяет исключительную значимость начальных форм профессиональной ориентации, проводимой с самого детства – ранней профессиональной ориентации.
Государственная политика в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью регулируется положениями Конвенции ООН о правах инвалидов. Права и гарантии граждан, в том числе инвалидов в сфере труда и занятости закреплены Конституцией Российской Федерации и отражены в базовых законах Российской Федерации, например, в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов», в Трудовом кодексе Российской Федерации. На лиц с ОВЗ и инвалидностью в полном объеме распространяется запрещение дискриминации в сфере труда, предусмотренное статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации. В законодательстве приняты ряд государственных и региональных программ содействия занятости, в соответствии с которыми трудоустраивается все больше и больше людей с инвалидностью. При этом остается актуальным и необходимым создание доступной среды, когда лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью смогут чувствовать себя на равных с другими участниками общественной жизни, необходимы психологические, мотивационные и социальные основы формирования активной жизненной позиции детей для включения их в рынок труда.
Для воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья, значимость ранней профориентации сложно переоценить. Помимо объективных имеющихся ограничений в различных видах деятельности, дети с ограниченными возможностями здоровья могут формировать особый тип личности, так называемый «комплекс инвалида». В основном, влияние на формирование такого типа личности оказывает специфика семейного воспитания и социального отношения к ребенку в целом. Гиперопека или недостаточное внимание к нуждам ребенка приводят к специфическому реагированию ребенка в ситуациях, где могут проявиться первые признаки готовности к труду – самообслуживании, игровой деятельности, бытовом труде. Данные риски актуальны как для семейной среды, так и для среды образовательной организации. Основной проблемой является представление о том, что ребенок с определенными ограниченными возможностями здоровья неспособен к определенной деятельности и ему требуется снижение требований или значительная помощь во многих сферах его жизни. Это отражает преобладающую пока в общественном сознании медицинскую модель инвалидности, согласно которой инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Методика работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, согласно данной модели, строится исходя из ограничительно-покровительственной позиции общества и предполагает лечение, создание специальных служб, помогающих человеку выживать (например, в случае получения ребенком образования в учреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пребывания инвалида в медицинском учреждении), трудотерапию. В данном контексте труд рассматривается как средство развития человека, выбирается под определенные задачи развития, человек оказывается скорее объектом организации трудотерапии, но не субъектом труда. Изменения в социально-политической и экономической жизни делают реальностью возможность интеграции людей, имеющих ограниченные возможности здоровья или инвалидность, в общество и создают предпосылки для их независимой жизни.
Развитие ранней профориентации в Российской Федерации позволяет реализовать одну из основных особых потребностей детей с ограниченными потребностями здоровья – раннее начало коррекционной работы, в том числе раннее начало профориентационной работы. В методическом пособии подробно раскрыты задачи ранней профориентации на этапе дошкольного образования, основные направления и условия работы по решению данных задач, предложен диагностический инструмент, позволяющий ставить цели ранней профориентации и оценивать достигнутые результаты.